В один из декабрьских дней 2010-го года, гражданин гулял с женой. Зайдя в офис продаж МТС они решили купить несколько комплектов подключения к мобильной сети оператора. Покупка была обусловлена тем, что на глаза попалось рекламное объявление о продаже комплектов с так называемыми золотыми номерами. В результате комплекты подключений по тарифным планам Maxi Plus, Супер Ноль 2011 и Ultra были приобретены за общую сумму 2100 рублей. Необходимость активировать одну из Sim-карт возникла только через год, в декабре 2011. Но, как выяснилось, сделать это невозможно. Тогда гражданин (также вместе с супругой – на ее имя были оформлены Sim-карты), обратились в салон связи, где приобретали комплекты. В салоне им буквально сказали пойти и выкинуть карты на помойку, потому что их можно активировать только в течение полугода. Если бы про полугодовой срок действия Sim-карты было сказано вежливо, спокойно и сочувственно, то история бы на этом и закончилась. Но хамство порождает (и должно порождать, по моему мнению) ответные действия. Придя домой, гражданин пролистал книжечку условий договора и не нашел там никаких упоминаний о сроке, в течении которого Sim-карта должна быть активирована. И с целью разобраться в возникшем вопросе обратился за юридической помощью: не ради двух тысяч рублей, а потому что достало. .
В первую очередь была направлена претензия в адрес ОАО «Мобильные ТелеСистемы» г. Москва. В претензии, написанной простым человеческим языком, содержалось описание произошедшей ситуации и было указано, что в договоре, прилагаемом к Sim-картам условий об активации в течение какого-либо срока не содержалось. Следовательно, существенная информация о товаре, предусмотренная ст.10 Закона о защите прав потребителей сообщена не была, что привело к утрате денежных средств, уплаченных за товар. В претензии содержалась просьба – заменить приобретенные Sim-карты на другие с «золотыми» номерами, а если такой вариант не возможен – возвратить уплаченную денежную сумму в размере 2100 рублей. Заявленные требования вполне разумные.
Чуть более чем через месяц был получен ответ с отказом. Основным аргументом, обосновывающим отказ, была ссылка на п.18.1 Правил оказания услуг связи «МТС», в соответствии с которым односторонним отказом Абонента от исполнения Договора является:
— непоступление на Лицевой счет Абонента в течение указанного в Тарифном плане Абонента срока денежным средств в сумме, достаточно для достижения на Лицевом счете положительного остатка, после приостановления оказания Услуг в соответствии с условиями расчетов;
— неиспользование Абонентом платных услуг в течение периода, указанного в Тарифном плане Абонента».
На данной стадии все выглядело вполне логичным. Правила содержат отсылочную норму на условия тарифного плана. В ответе на претензию этот тарифный план, якобы, цитируется:
«Абонентский номер ********** обслуживался по тарифному плану «Супер Ноль 2011». В соответствии с условиями предоставления услуг данного тарифа, если в течение периода, равного 150 дням, абонент не осуществляет пользования платными услугами и не вносит платежи, по номеру производится смена тарифного плана на тариф «Базовый». Если в течение периода, равного 180 дням, абонент не осуществляет пользования платными услугами, указанное обстоятельство означает односторонний отказ клиента от исполнения договора».
На сайт МТС Тверской области (регион покупки карт), читаем условия тарифного плана и обнаруживаем несколько иные условия:
«В случае, если вы не пользуетесь услугами связи (в том числе бесплатными) и не производите никаких платежей в течение 150 дней (5 месяцев), вы переводитесь на тарификацию услуг связи в соответствии с условиями тарифного плана «Базовый'». При этом отключается услуга «На полном доверии»
Внимание! На тарифе «Базовый'» предусмотрена ежемесячная плата за тариф, которая списывается до достижения на лицевом счете абонента нулевого баланса».
И тут возникает первый логичный вопрос. С какого момента следует считать эти дни? Здравый смысл подсказывает, что их нужно считать со дня активации Sim-карты. Вы вставляете ее в телефон, вводите пин-код и дальше начинается предоставление услуг связи, начисление абонентской платы и т.п. Но обнаружить подтверждение «здравого смысла» в каких либо документам мне не удалось. Напротив, пункт 3.1 Правил оказания услуг связи «МТС» говорит о том, что Договор вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента его заключения. То есть получается, что приобретя Sim-карту с тарифным планом включающим абонентскую плату, она начинает начисляться с момента, когда вы поставили подпись под договором! Неплохой способ попасть на деньги на «законных» основаниях!
Но вернемся к ответу от МТС. Предположим, что действие договора действительно началось с момента заключения и через 150 дней с момента приобретения Sim-карты она была переведена на обслуживание по тарифу «Базовый». Следовательно, отношения сторон должны регулироваться данным тарифом. А из его условий следует, что в случае неиспользования абонентом услуг связи и отсутствия платежей в течение 150 дней тарификация будет осуществляться в соответствии с условиями тарифного плана «Базовый09». Хорошо, знакомимся с условиями тарифного плата «Базовый09» Здесь наше внимание обращает то, что по данному тарифному плану установлена абонентская плата в размере 3,35 рублей сутки. Учитывая, что на счету было 450 рублей, то списание будет производиться на протяжении 450/3,35 = 134 дня. Далее говорится, что если баланс достиг нуля и в течение 31 дня абонент не воспользуется хотя бы одной платной услугой или не пополнит баланс, то это будет означать односторонний отказ абонента от исполнения договора. Получается, что если следовать логики МТС, срок действия Sim-карты должен составлять: 150 дней на тарифе «Супер Ноль 2011», 150 дней на тарифе «Базовый», 134 дня тарифе «Базовый09», 31 день после достижения нулевого баланса. Итого 465 дней.
Что касательно Sim-карт с тарифами Maxi Plus и Ultra то доводы сводились к следующему: «в соответствии с условиями предоставления данных услуг данных тарифов, если в течение периода, равного 60 дням, на номер не поступают платежи, достаточные для достижения на Лицевом счете положительного остатка, это также свидетельствует об одностороннем отказе абонента от исполнения условий договора». То есть здесь оператор руководствуется логикой, что начисление абонентской платы начинается с момента заключения (читай – подписания) договора, достигает нуля и затем считаются 60 дней после которых договор считается прекращенным. И никакой «активации» Sim-карты не требуется!
Но на самом деле все эти доводы являются ошибочными и вот почему. Если принять во внимание п.12.2 Правил оказания услуг связи «МТС», то там указано: «расчеты производятся Абонентом за фактически оказанные в Расчетном периоде Услуги», «авансовые платежи, внесенные на лицевой счет Абонента, используются для оплаты услуг по мере их потребления Абонентом». Но о каких фактических услугах может идти речь, если Sim-карты не активировались и две из них вообще прикреплены к пластиковой рамке, из которой их нужно извлечь, прежде чем вставить в телефон?
Данные аргументы в более подробном и развернутом виде были изложены в новой претензии, которая была получена в МТС, согласно уведомлению о вручении, 25 января 2012 года. Был ли получен ответ? Не был. Подготовили исковое заявление и снесем в мировой суд.
Вывод: у МТС отсутствуют правовые основания не активировать Sim-карту, купленную абонентом, по истечению какого-либо срока.
Данную ситуацию можно избежать только включив данное положение в текст договора или тарифного плана в явном виде. Почему этого не сделано я не знаю. Имеет ли место здесь халатность или же это способ ввести абонента в заблуждение – сказать трудно.
Но больше всего в подобных ситуациях огорчает следующее. Когда решение спорного вопроса стоит копейки, почему необходимо обязательно накалять ситуацию, не предлагать вариантов компромиссного выхода из нее? Этой бы статьи не появилось, не нахами продавец клиенту. И не появилось бы, если бы МТС на претензию ответил, допустим, что восстановить работу купленных вами сим-карт не представляется возможным, но готовы компенсировать, допустим, тысячу рублей зачислив ее на ваш счет. Про то, что не был получен ответ на вторую претензию, где было необходимо привести контраргументы логичным доводам я вообще ничего не могу сказать. Фактически, это тоже самое хамство. Терпеть которое становится все сложнее.
Автор: romwhite