Регистрация IT-компании в Швейцарии: пошаговый кейс

в 13:29, , рубрики: кейсы, регистрация компании, стартапы, финансы в IT, швейцария, швейцарские банки

image

В этом материале я расскажу, как происходит регистрация швейцарской компании и чем это выгодно предпринимателю. За основу возьмём кейс одного нашего клиента, который выбрал Швейцарию базой для своего онлайн-сервиса. Мы пройдёмся по шагам по всем этапам процедуры и увидим некоторые скрытые возможности.

По просьбе клиента личные данные и данные о бизнесе изменены.

Подготовка к регистрации компании в Швейцарии

Матвей обратился к нашей компании, чтобы зарегистрировать компанию в Швейцарии. Он нашёл нас в Интернете после рекомендации партнёра. Он уже какое-то время изучал швейцарский рынок на предмет возможности открыть там компанию.

Его проект – онлайн-сервис по предоставлению услуг – требовал выхода на несколько европейских стран сразу. При этом хотелось иметь определённую свободу и возможность гибко настроить бизнес. Именно по этой причине он в итоге и решил обратиться за консультацией к нам.

Получив его обращение, мы выслали ему анкету, благодаря которой мы смогли бы составить полное представление о его бизнесе, планах и целях. Это необходимо, чтобы подобрать конкретные решения или отказаться, если желаемый результат является, например, незаконным.

Даже в Швейцарии нет универсального инструмента на все случаи жизни.

Мы уточнили, есть ли у Матвея пожелания относительно формы бизнеса и кантона для регистрации. В Швейцарии 26 кантонов и каждый имеет свои особенности, поэтому всегда есть из чего выбрать. Самое главное, что каждый кантон, как отдельное государство, имеет право устанавливать собственные налоговые ставки. Общий корпоративный налог складывается из федерального уровня (8,5%), кантонального (13-30%) и муниципального. Бизнесмен может выбрать более «недорогой» кантон, например, Цуг, или более престижный, но «дорогой», например, Цюрих.

Что касается форм бизнеса, то чаще всего иностранные инвесторы выбирают из двух видов: GmbH (общество с ограниченной ответственностью) и AG (акционерное общество).

  • В GmbH уставной капитал от 20 000 франков, требуется от одного учредителя и одного директора, минимальная доля – от 100 франков.
  • В AG уставной капитал от 100 000 франков (на момент регистрации можно внести 50 000 франков), выше требования к директорам.

Первое желание Матвея – выбрать более доступный вариант GmbH, ведь начальные инвестиции гораздо меньше: экономия от 30 до 80 тысяч франков! Однако мы пояснили, в чём же разница между этими формами бизнеса, и почему не всё так очевидно.

Конечно, с финансовой точки зрения выгода явная, но зато данные об учредителях в GmbH публикуются в открытом доступе в Коммерческом Реестре. А вот в AG данные об акционерах защищены и их имена (на момент написания статьи) никому неизвестны кроме нотариуса, который оформляет регистрацию компании и заверяет документы. В Коммерческом Реестре этой информации нет.

Матвей, изучив все доводы, решил, что готов внести 50 000 франков в уставной фонд и создать AG. Тем самым он защитил личную информацию, да и бюджет на развитие проекта сразу оказался в полном распоряжении. Изначально он планировал вводить деньги постепенно.
Также он выбрал более уважаемый кантон Цюрих. Несмотря на то, что его проект можно назвать стартапом, которые активно привлекают в Цуге, он решил избежать любых, даже ассоциативных связей с «Криптодолиной», которая расположена в Цуге, и занять позицию рядом с международными банками в Цюрихе.

После его решения, учитывая все нюансы, мы смогли окончательно сформировать предложение по цене за наши услуги.

Начало регистрации компании в Швейцарии

Следующий этап – подготовка учредительных документов. На основе информации, которую предоставил Матвей, наш юрист составил следующие документы:

  • Устав швейцарской компании;
  • Обращение в Коммерческий Реестр с просьбой зарегистрировать компанию (в данном случае AG);
  • Также обязательным является Отказ от операций со швейцарской недвижимостью. У компании не должно быть цели скупать и использовать жилую недвижимость. Таким образом Швейцария защищает внутренний рынок и не позволяет иностранцам перехватывать контроль над жильём в стране.
  • Заявление о том, что компания не будет иметь оборот более 10 миллионов франков в год и более 10 сотрудников на территории Швейцарии – это позволит ей избежать аудита.

После подготовки документов мы отправили их Матвею. Он убедился, что всё в порядке и подписал их, после чего вернул нам.

После этого можно открыть временный счет для внесения уставного фонда компании. Счет открывается на имя учредителя – мы не имеем к нему доступа, деньги клиента в полной сохранности.

После перевода денег на счет банк выдал официальный документ, подтверждающий наличие уставного капитала. Сумма на счету блокируется на период регистрации.

Далее началась непосредственно процедура регистрации.

Регистрация швейцарской компании

image

Зарегистрировать компанию в Швейцарии можно с личным визитом, либо дистанционно с нашей помощью.

С личным визитом процедура легче, дешевле и быстрее. Вы приезжаете, вместе с нами посещаете нотариуса, подписываете документы и спокойно уезжаете.

Если вы не можете посетить Швейцарию, то все документы, которые требуются для регистрации, подписываются вами там, где вы находитесь. Потом вы их заверяете надлежащим образом: либо в швейцарском консульстве, где заверят вашу подпись, либо у нотариуса с последующей простановкой апостиля.

Матвей решил, что обращаться к нотариусу на Родине несколько обременительно. Он приехал к нам в Швейцарию и вместе с нами посетил местного нотариуса. Специалист сверил документы с личностью посетителя и всё подписал.

Однако здесь есть один нюанс: по закону, в составе директоров компании (что AG, что GmbH) должен быть швейцарский директор. Чаще всего это решается так: одним директором становится учредитель (или его доверенное лицо), а вторым – местный директор.

Также бывают случаи, что учредитель просто назначает нашего специалиста директором, либо у него есть свой человек со швейцарским резидентством.

После назначения директоров и подписания документов, ваша компания создана. В общем, регистрация занимает примерно 2 недели.

Следующий этап – открыть банковский счет.

Открыть счет для компании в Швейцарии

image

Вы берёте выписку из Коммерческого Реестра о том, что ваша компания существует, другие корпоративные документы (устав, список директоров), после чего идёте в банк.
Вы можете выбрать местный банк в Швейцарии, а также можете открыть счет за границей практически в любой стране.

Открыть счет в Швейцарии непросто в силу того, что на банковскую систему сильно давят американские налоговики. Впрочем, европейские коллеги тоже стараются в этом направлении.
Банк может затребовать массу документов, как корпоративных, так и личных. В частности, доказательство происхождения средств, список поставщиков и клиентов, бизнес-план, планируемый оборот и так далее. Процедура может занять месяц и даже больше.
Однако это возможно, особенно если вы будете активно сотрудничать с нами в плане подготовки и предоставления документов.

Ещё один нюанс: клиент будет иметь доступ к счету, если он является директором с правом подписи. Если нет, нужно оформить дополнительную доверенность для получения этого доступа.

В нашей практике встречались случаи, когда владельцам швейцарской компании заявляли, что они не получат прямого доступа к счету и все сделки будут вестись только через посредника – агента, который регистрировал компанию и открывал счет. Если вам предложили такой вариант, знайте – вас насильно ставят в неудобное положение. Даже если вы не стали директором, есть легальная возможность получить доступ к счету и к своим деньгам.

Открыть счет за рубежом возможно как дистанционно, так и лично. Всё зависит от типа деятельности вашей компании, возможности обеспечить депозит или неснижаемый остаток, от других факторов.

Матвей после регистрации компании подал документы в уважаемый швейцарский банк. Финансовое учреждение дважды просило дополнительные документы, в основном пояснения по бизнес-модели. Спустя месяц счет открыли.

В это же время он подал заявку и открыл ещё один счет в Германии, где у него также были предварительные договорённости с подрядчиками и ждали клиенты. В итоге через 1,5 месяца у Матвея была швейцарская компания и два банковских счета: в Швейцарии и в Германии.

Его сервис был готов принимать платежи со всего мира, а два счета диверсифицировали риски на тот случай, если один закроется по какой-либо причине.

Несколько важных моментов при работе швейцарской компании

Поскольку в составе вашей компании имеется местный директор, нужно помнить, что вы должны плотно сотрудничать с ним. Этот швейцарский директор хоть и является отчасти номинальным, но всё же несёт неограниченную ответственность за деятельность компании (законодательство Швейцарии).

Так что неудивительно, что он будет задавать уточняющие вопросы и стремиться сделать так, чтобы все действия компании укладывались в рамки закона. За нарушение правил директора могут посадить в тюрьму. Если же вы начнёте сопротивляться и гнуть свою линию, то директор уволится, а вам придётся искать нового человека на его место. Ведь вам всё равно нужен местный директор.

Кстати, директор не считается наёмным работником – он оформляется как фрилансер, что позволяет вам здорово экономить на налогах на зарплату.

Банки также следят за тем, чтобы все сделки были законными. Любое подозрительное движение средств и транзакцию «тормознут», запросят документы и попросят пояснить.

Регистрируя компанию в Швейцарии, IT-компания вольна выбрать любой кантон, но я рекомендуем обратить внимание на Цуг, где находится Криптодолина и которая активно привлекает стартапы. Однако, как и Матвей, вы можете выбрать более престижный Цюрих. Особенно это может быть полезно fintech-проектам, которые окажутся на одном поле с Всемирным банком и другими финансовыми организациями.

Ещё стоит сказать про сотрудников. Если вам требуется обслуживать клиентов на месте, то да, вам нужно нанять и посадить в местный офис человека. Так поступил Матвей, которому нужно было, чтобы местный оператор отвечал на запросы клиентов. Всех остальных сотрудников можно и нужно выводить из страны – благодаря этому можно снизить расходы на зарплату, социальные выплаты и прочее.

Для регистрации компании достаточно юридического адреса и физический офис необязателен. Однако банки очень уважают те компании, у которых есть хоть какой-то офис, работники. Это вопрос substance – реального присутствия. В некоторых случаях клиенты готовы нести дополнительные затраты на организацию реального присутствия, чтобы открыть счет в Швейцарии.

Кстати, именно так и поступил Матвей: он арендовал офис для сотрудника, после чего разговор с банком упростился.

Ещё один маленький лайфхак: банки любят (да и потенциальные клиенты и партнеры по бизнесу – тоже), если сайт компании находится в швейцарской зоне доменов. Это вызывает доверие. Хотя сами сервера могут находиться в любой другой стране.

Когда ваш оборот составит более 10 миллионов франков, а команда в Швейцарии превысит 10 человек, необходимо заключить договор на проведение аудита.

Приятная особенность Швейцарии в том, что даже если налоговая найдёт у вас какие-то ошибки или проблемы, то не начнёт сразу штрафовать, а научит, как исправить и даст время на улучшение. К тому-же налоговики не устраивают внезапных проверок и предупреждают заранее. За 3 месяца они предлагают несколько дат на выбор, когда они к вам придут.

Заключение

Матвей открыл компанию в Швейцарии, здесь же открыл счет, а также второй счет в Германии. Его сервис развивается и приносит прибыль. Активы защищены, а личная информация не находится в общем доступе.

Разумеется, у него свой путь и свои особенности. Вы также можете выбрать тот тип компании, который подходит конкретно вам, подобрать соответствующий кантон и вести IT-бизнес по всему миру.

Швейцария лишь обеспечит вашему бизнесу дополнительную уверенность и предсказуемость. Для мира бизнеса, который штормит и крутит постоянно, это важно.

Автор: Alexandra_Erlanger

Источник

* - обязательные к заполнению поля


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js