Школы были очень давно, но кто создал школы такие, какие мы их знаем. С классами и каникулами, школьным спортом и наглядными пособиями. Привлечением юных талантов и бесплатным образованием. Всё это придумали в шестнадцатом веке. А как и кто, читайте в статье.
Вступление
Все мы вышли не из “Шинели” Гоголя, но из Средних Веков. Средневековье не было таким уж и безграмотным, как часто представляют. Конечно, все зависело от конкретной страны, так на окраинах Европы, в России или Финляндии, грамотных был ничтожный процент от населения. А вот в Германии, даже в небольших приходах в 500–600 душ, имелись школы.Но средневековые школы были устроены странным, по современным меркам, способом. Каждый ученик учился разное количество лет. Никакой десяти, семи, трехлетки. А как выйдет.
Обучение делилось на два цикла. Но два этих цикла не последовательные, а одновременные. Старшие школяры отличались от новичков не изучаемыми темами — они были одинаковы, — а тем, сколько раз они их проходили. Да, одно и тоже учили неоднократно. И в классе сидели люди разной подготовки и разного возраста, и дети и взрослые.
Образование было суровым. Детей обучали и воспитывали в строгости. Особенно распространено было битье розгами, стояние на коленях или у позорного столба (можно и совмещать, для полноты удовольствия).
Один и тот же учитель преподавал все искусства (как сегодня учителя младших классов преподают все предметы).
Да и университет был не таким, как сейчас. Средневековый университет предлагал своим студентам набор курсов, из которых обучающимся выбирался какой-либо. Это могла быть астрономия или медицина, философия или теология. Прослушав курс, студент сдавал экзамен, после чего выбирал следующую дисциплину для обучения. Собрав свидетельства со всех факультетов, можно было приступить к сдаче окончательных экзаменов. Такая система, точнее её отсутствие, нередко приводила к путанице.
Но вот в шестнадцатом веке придумали школу почти такой, какой мы её знаем и придумали её иезуиты. Вы не ослышались — школу, как мы ее понимаем, придумали в обществе Иисуса.
Как иезуиты начали преподавать
Они взялись за дело, прямо от основания ордена. Уже в 1538 году иезуиты Фабер, Ленец и Сальмерон, по приказанию папы Павла III, читали лекции в Римском университете. Первая из иезуитских школ была основана в Мессин на Сицилии. 19 декабря 1547 года горожане обратились к генералу ордена Игнатию Лойоле, с просьбой прислать пять иезуитских схоластиков и пять преподавателей для преподавания теологии, «казусов совести», «свободных искусств», риторики и грамматики (т. е. всех дисциплин, за исключением права и медицины). Власти города обещали обеспечить преподавателям питание, одежду и проживание, с условием, что обучение будет полностью бесплатным. В марте 1548 года Игнатий не только исполнил просьбу, но еще и лично отобрал 10 иезуитов – 4 священников и 6 преподавателей. Настоятелем он назначил Иеронима Надаля.
Первая школа на Сицилии оказалась успешной. Уже через несколько месяцев после её открытия магистрат Палермо обратился к иезуитам с просьбой организовать такую же школу в их городе. И тут успех был совершенно феерический, к Игнатию стали со всех сторон обращаться с просьбами дать иезуитских профессоров.
Очень скоро иезуиты стали преподавать не только в Европе, но и в Новом Свете. Уже в конце XVI века, они открыли первые колледжи и церкви в Мексике. Иезуиты активно расширялись в Северной Америке, Канаде, на Карибах. Учили также и в Азии.
К 1640 году у иезуитов обучалось уже 150 тысяч учеников. Богдан Хмельницкий прошёл обучение в иезуитском коллегиуме в Ярославе, а потом и во Львове; гетман Иван Мазепа - в иезуитском коллегиуме в Варшаве; Конан Дойль - в колледже Стонихерст в Англии; Антуан де Сент-Экзюпери - в колледже Сент-Круа во Франции; Альфред Хичкок - в колледже Святого Игнатия в Лондоне. А еще Фидель Кастро, Жак Ширак, Мольер, Виктор Гюго и многие иные.
Кроме коллегий, а это аналог современной средней школы, у них было большое число пансионов для молодых дворян, довольно значительное число интернатов для бедных школьников и множество семинарий для священников.
В иезуитские школы записывались не только католики. Всех убедил новый притягательный прием. Иезуиты предложили бесплатное обучение. Бесплатная школа стала гарантом постоянного притока учеников.
Законный вопрос, а зачем это всё? Дело в том, что иезуиты были крайне религиозные люди. Религиозный же орден. Они стремились служить Богу, Истине, Добру, так как они это понимали. И в их служении участвовала идея необходимости просвещения. Взялась она из постулата, сформулированного еще Цицероном, во времена древнего Рим. Принцип таков:
человек выделяется из всего ряда живых существ, имеющихся в природе, благодаря двум своим свойствам. Это стремление учиться, то есть приобретать знания, и жить, руководствуясь морально-нравственными принципами. Именно образование дает возможность человеку окончательно стать человеком.
Такая сосредоточенность на просвещении привела к тому, что 80 % иезуитов, в семнадцатом веке, были либо студенты, либо преподаватели. Среди которых хватало и известных ученых, например астроном Максимильян Хелл или другой астроном Кристиан Майер, первый востоковед Афанасий Кирхер и многие иные. В целом общество Иисусу изначально было орденом интеллектуалов и интеллигентов, основанным университетскими студентами.
Что они придумали
Классы. Именно иезуиты придумали делить учеников по классам, а до этого все возраста и уровни сидели кучкой и слушали лекцию.
Практические занятия. Иезуиты верили, что лучший способ получать знания, — не только читать тексты хороших авторов, но и самому писать такие тексты и составлять речи. В подтверждение этой идеи иезуиты приводили простой пример. Чтобы хорошо понять пьесу, нужно не только её прочитать, но и сыграть в ней, только после этого станет понятен истинный смысл. Постановка пьес, кстати, имела большое значение в иезуитской системе образования. Она позволяла показывать, как абстрактные и теоретические проблемы могут решаться в жизни. До этого только зубрили и устраивали диспуты.
Проповедовали умеренность в порке. Учителя считали, что сильная воля должна закаляться и развиваться другими методами. Потому что насилие заставляет человека скрывать истинные намерения, но не исправляет его. В протестантских и православных школах постоянно прибегали к кнуту, и учителя частенько упражнялись на спинах непослушных учеников. А в иезуитских школах, кнут был не обыденностью, но крайностью. Причем самим преподавателям бить детей запрещали. Чтобы не давать разгуляться садистам. А в школу садисты идут часто, профессия учителя их притягивает.
Активное участие учеников в процессе обучения. То есть - побуждение учеников к самостоятельному размышлению. Ученик должен был быть активным в классе. Он должен был не только слушать учителя, но и критически осмысливать то, что учитель рассказывает, спорить с ним, развивать его идеи. Послушаем графа Н.Е. Комаровского, сына одного из воспитанников иезуитов,
«задача иезуитов была выработать во вверенной им молодежи, главным образом, привычку к самостоятельному труду и к известному дисциплинированию мысли. […] Отец мой хорошо помнил, как 13-летним мальчиком он сиживал уединенно, в своей келье за сочинением латинских стихов, и время, казалось ему, летело незаметно. Этим самым иезуитами было достигнуто многое, а именно, что мальчик не скучал заниматься»
Принцип иезуитов был научить учиться . Так отец Жан-Луи Лессега де Розавена писал князю Голицыну:
«Большинство молодых людей воображают, будто кончив курс наук, им более не надобно учиться. Это явная ошибка, ибо никогда не будешь основательно образован, если не будешь учиться намного больше, выйдя из школы, даже более чем в школе. Когда не надобно более заниматься, чтобы научиться, надобно это делать, дабы избежать праздности, последствия которой всегда пагубны»
До этого цель обучения — просто вдолбить в головы набор истин и навыков.
Школьная физкультура. Внимание уделяли физическим упражнениям, как ещё одному способу развить сильную и независимую личность. учителя заботились о том, чтобы обеспечить студентам необходимые упражнения на свежем воздухе и укрепляющие здоровье гимнастические игры. Нам привычная концепция, но для шестнадцатого века просто шокирующая инновация.
Бесплатность образования. Игнатий Лойола считал, что у школ должен быть фонд, который позволял бы покрывать расходы на обучение детей из бедных семей. Впрочем не обольщайтесь — в иезуитских школах в массе своей учились дети из богатых семей. Однако и это было уже прогрессом. До этого все было просто — заплатил и учись. У иезуитов плата за обучение не бралась. Более того, ученики обеспечивались всем необходимым за счет учебного заведения. А финансировались школы спонсорами. На самом деле, были исключения. Были колледжи для аристократии и они были платные. Но это редкость, основной подход — ученики не платят, платят спонсоры.
Методология. Иезуиты первыми применили единую методологию обучения. В 1591 году детальный план иезуитского образования был направлен для апробации во все школы ордена иезуитов, которых в Европе тогда насчитывалось уже около двух сотен. В 1599 году его окончательную редакцию утвердила генеральная конгрегация ордена. Кстати, появление методики вызвало реальное раздражение конкурентов. Особенно отличись в этом испанские священники, которые, видимо, считали, что раз у них лучшая в мире инквизиция, то педагогика тоже будет лучшая. Они придрались к тому, что в «Ratio Studiorum» имелся пассаж о том, что святой Фома назначался официальным автором для обучения во всех иезуитских школах. Но некоторые мнения святого Фомы можно было счесть двусмысленными, и потому гениальный инквизитор кардинал Гаспар де Кирога распорядился изъять копии «Ratio» до окончания расследования, и в тюрьме оказались двое профессоров из иезуитской коллегии в Монтерее и ректор коллегии города Вильягарсиа. В скандал пришлось вмешаться папе Сиксту V, который велел своему нунцию передать кардиналу, чтобы тот не своевольничал, а безотлагательно вернул трактат в Общество Иисуса со своими замечаниями, если таковые у него имеются. Вообще, у иезуитов изначально были проблемы с инквизицией. Так, уже основатель ордена был официально обвинен в ереси. Понадобилось личное вмешательство римского папы, чтобы судья закрыл дело; невиновность Игнатия же была выяснена публично, во время формального процесса.
Каникулы. Напоминаем, что форма обучения в колегии — интернат. Каникулы длились только весь август-месяц. Также имелись и праздничные каникулы. На Рождество приходилось четыре дня каникул, примерно столько же – на Пасху.
Дух соперничества. Жизнь класса в коллегии строилась особым образом. Ученики были разделены поровну и эти половины класса между собой соперничали. Одна из них носила имя Рим, а вторая группа — Карфаген. Конкурировали между собой не только половинки класса. Свой собственный соперник, имелся у всякого ученика. Задачами соперника были отслеживание ошибок и поведения конкурента. О первом и о втором докладывалось преподавателю. Помимо этого, класс разбивался на десятки, во главе которой стоял декурион. Такая система деления учащихся помогала учителям управлять классом и вести преподавание того или иного предмета. И упрощала проверку домашнего задания. Поскольку именно декурион проверял насколько хорошо выучено то, что было задано на дом и собирал письменные работы, которые приносил учителю. Сам учитель проверял задание только у группы декурионов, которую возглавлял один из учеников. Этот студент, именуемый цензором, центурионом или главным декурионом, назначался руководителем начального отделения — префектом.
Успехи отмечались ежемесячными выборами так называемого магистрата, куда входили студенты, признанные лучшими. Степени отличия маркировались именами исторических личностей римского или греческого происхождения. Эти имена присваивались тому или иному студенту. Кроме того, члены магистрата сидели на особых почётных местах – скамьях, которые стояли впереди.
А еще упомянем хорошие условия обучения. В протестантских интернатах школьники обычно питались очень скудно. В иезуитских интернатах и пансионах они жили, «как молодые дворяне или дети богатых горожан». Сам Игнатий, не разрешал вредного для здоровья умерщвления плоти. Случалось, что он заставлял молодых аскетов, постившихся сверх положенного, подниматься с постели и вкушать при нем пищу. А еще в протестантских школах не придавали большого значения хорошим манерам, умению изящно держать себя в обществе. В иезуитских же школах этот внешний лоск считался столь же необходимым, как и умственное развитие, и иезуиты сознательно старались приучить школьника к употреблению носового платка, салфетки и т.д., отучить его от простонародных привычек и оборотов речи, придать ему приятную внешность.
Порядок обучения
Вначале, как и в наше время, поступление. Вступительный экзамен позволял выявить уровень подготовленности кандидата и определить, в какой именно класс он должен быть зачислен. Требования, которым ребенок должен был соответствовать для зачисления на учебу, были просты. Необходимо было справиться с написанием сочинения на тему, которую предлагал экзаменатор. Далее проверялось, насколько будущий ученик знаком с латинской грамматикой. Ученику предлагалось перевести на латынь простой текст, для этого были необходимы самые элементарные познания. Завершался экзамен тем, что ребёнок в устной форме объяснял смысл короткого фрагмента из какого-либо литературного произведения. Имя и фамилия ребёнка, национальность и возраст заносились в книгу для регистрации. Там же содержалась информация о родителях или опекунах поступившего в школу ребёнка. А сам принятый ребёнок присоединялся к классу.
Мы тут рассматриваем полноценную колегию. Но не всегда обстоятельства позволяли обеспечить полноценную колегию. Были даже маленькие школы с упрощенной программой и двумя, а иногда и одним учителем. Так вот, колегия устроена была так
Начальная школа (пять лет) школяра учат грамматике, риторике, логике, арифметике и основам латыни.
Средняя школа (следующие три года) углубленное изучение латинского языка (без него в те времена невозможно было стать клерком, секретарем у важной персоны, аптекарем и еще много кем, да и вообще называться интеллигентным человеком), обучают основам геометрии, астрономии, при наличии слуха — музыке.
Высшая школа(еще три года) к закреплению пройденного добавляют основы натурфилософии, то есть естественных наук.
Управление коллегиями осуществлялось профессами. Полная подготовка професса длилось не менее 12 лет. Начиналась она с двухлетнего послушничества. После новициата молодые иезуиты направлялись на изучение философских и теологических дисциплин и поэтому назывались схоластиками. Схоластики год учились в учительской семинарии. Затем была годичная педагогическая практика и трехлетний курс философии. По окончании этого курса схоластики два-три года преподавали в низших классах иезуитских школ. После этого наступало время четырехлетнего курса теологии. В период между окончанием новициата и началом курса теологии схоластики посвящались в сан священника. Начиная с этого момента членов Общества Иисуса начинали именовать pater.
Во главе коллегии стоял ректор. Кроме того был завуч, которого звали префектом, согласно иезуитскому стандарту он назначался: «чтобы он был правой рукой ректора в надлежащей организации обучения, руководстве нашими школами и управлении ими в соответствии с полученными на это полномочиями; чтобы те, кто эти школы посещают, как можно более приобрели в обычаях и гуманитарных науках для хвалы Господа». Или вот: «Он должен досконально знать текст школьного устава и последовательно требовать исполнения его положений всеми учащимися и профессорами». В полных коллегиумах генеральный префект курсов имел обычно помощника в лице префекта начальных классов. Качество работы всего персонала контролировалось регулярными визитациями, то есть инспекциями начальства. Собранные замечания рассматривались на съездах профессуры.
Заключение
Отдельная большая тема - то как общество Иисуса принесли свои методологию в Россию. Но это уже в глубь историю. Подробнее есть в моей видеолекции
и в специальной литературе.
Надеюсь статья познавательная, ну или занимательная.
Автор: Vlad64gven