Источник: Андрей Махонин / Коммерсантъ
Компанию «Яндекс» обвинили в использовании доминирующего положения при продаже билетов через «Яндекс.Афишу». Поисковый сервис продает билеты посредством своего сервиса при помощи виджета в выдаче. Этот виджет, по словам истца, доступен только сервису отечественного поисковика, другие компании использовать его не могут. «Другим игрокам рынка отказано в использовании этих возможностей даже на коммерческой основе»,— заявил директор по правовым вопросам «Кассира.ру» Илья Ковалевский.
В «Яндексе» настаивают на том, что компания не дает себе преимуществ. По словам представителей «Кассира.ру» цена билетов на мероприятие одинакова у всех сервисов, а устанавливает ее организатор.
Поэтому доминирующим преимуществом может быть приоритетное размещение виджетов быстрой покупки билетов «Яндекс.Афиши» на самых популярных страницах поисковика. Кроме того, «Яндекс» не тратит деньги на размещение рекламных виджетов, они встроены в стандартную выдачу, где реклама не продается»,— настаивают в «Кассире.ру».
Представитель истца заявил, что «Яндекс» должен давать пользователю возможность выбора билетного оператора при попытке купить билет в виджетах «Яндекса». В свою очередь, представители отечественного интернет-поисковика сообщили, что компания в курсе жалобы и сейчас «Яндекс» находится в контакте с регулятором.
Также в компании сообщили, что использование «интерактивных ответов» — нормальная практика в отрасли, это часть функциональности крупнейших поисковиков. Так, в «Яндексе» такие ответы «формируются по общим правилам ранжирования и не имеют преимуществ перед другими результатами», а «конкретные билетные сервисы зачастую находятся выше в поисковой выдаче». «Яндекс.Афиша», как сообщают представители сервиса — агрегатор, который предоставляет доступ к билетам разных продавцов.
«Мы не пойдем туда, где не принесем пользы. Если мы делаем то же самое, что и все остальные, если нет никакой изюминки, ничего, что приносит пользователям дополнительную ценность, то мы не будем этого делать», — сообщил Грег Абовский, операционный директор «Яндекса».
Стоит отметить, что в октябре 2018 года «Яндекс.Афиша» стала продавать билеты в отдельные театры напрямую, это помимо обычных функций агрегирования. На момент мая этого года аудитория сервиса составила 11,4 млн уникальных посетителей. По этому показателю сервис лидирует в России. Так, у конкурентов результаты гораздо скромнее: у Timepad — 2,52 млн, Ticketland — 1,16 млн, Ponominalu — 1,16 млн, у «Кассира.ру» — 3,3 млн, Redkassa — 397 тыс.
Другие игроки рынка поддерживают позицию «Кассира.ру». «Это честные вопросы и нечестная позиция «Яндекса»»,— заявил гендиректор сервиса Ticketland (принадлежит МТС) Виталий Виноградов. Он также добавил, что поднимал этот вопрос еще в ноябре 2018 года на встрече представителей отрасли с первым заместителем главы администрации президента РФ Сергеем Кириенко. Виноградов предлагал генеральному директору «Яндекса» в России Елене Буниной убрать виджет. Причина — убежденность в том, что собственные сервисы «Яндекса» должны работать отдельно от поисковой выдачи.
В 2017 году ФАС начала проверку Google и «Яндекс» на предмет монопольного положения на рынке в плане предоставления своим сервисам доминирующего положения в поисковой выдаче. ФАС тогда пришла к выводу, что поисковые системы могут влиять на результаты выдачи, изменяя ее по своему усмотрению.
ПО мнению юристов, если виджет «Яндекс.Афиши» размещается в результатах поисковой выдачи, то этим фактом вполне может заинтересоваться ФАС. Тем не менее, ранее регулятор уже отказался от признания доминирующего положения поисковика на рынке контекстной рекламы.
Автор: marks