Об ИТ сертификации сказано-писано достаточно, но хотелось бы рассказать, как на этот вопрос смотрят с другой стороны баррикад — со стороны менеджмента, HR службы и продавцов и как это отношение сказывается на таких вещах как зарплата, принятии решений о найме и карьерном продвижении.
Некоторое время назад мне довелось просматривать результаты анкетирования производственного персонала крупного интегратора, где был блок вопросов, касающихся профессионального роста, обучения и сертификации. Если кратко, то основные причины сертифицироваться сотрудники видели в следующем:
1. «Предложенную сертификацию считаю для себя полезной, ввиду того, что компания все оплачивает, решил пройти/заставили»;
2. Надеюсь на повышение ЗП;
3. Надеюсь на карьерный рост;
4. Сертификация — подтверждение моих навыков.
Все ответы вполне валидны и мне было любопытно услышать мнение другой стороны, посмотрим как на сертификацию смотрит менеджмент, зачем она ему нужна и на что стоит рассчитывать сотрудникам.
Итак, самые распространенные рассуждения о сертификации, услышанные за последние несколько лет.
1. Партнерский статус с вендором. Практически все крупные софтверные вендоры одним из условий получения своего статуса ставят не только скромный финансовый взнос, но и наличие определенного количества сертифицированных специалистов в штате партнера.
2. «Условия победы». Открою секрет Полишинеля — иногда сам исполнитель пишет для заказчика ТЗ и конкурсную документацию. Причем эта практика не носит чисто российский или азиатский характер, в Европе тоже люди, которые будут только рады переложить скучную работу по написанию всяческих RFP и RFI на кого-то другого. И уж коли «потенциальный» исполнитель берется за написание требований к «самому себе», то сам бог велел добавить пункт с квалификационными требованиями, где указать, что исполнитель должен обладать тысяча и одним специалистом со всякими специальными сертификатами. Которые (специалисты с сертификатами) у этого исполнителя конечно же есть.
3. Маркетинг и зал славы. Думаю в каждом крупном ИТ интеграторе есть такая стена — плотно увешанная табличками с партнерскими статусами и сертификатами сотрудников. Определенно тщеславие – мой самый любимый из грехов (с) Джон Милтон.
4. Фильтрация кандидатов. Представьте себе, что вам (гуру разработки или вполне уверенному в себе администратору БД) надо будет найти… печника. Или картографа водопроводов. Естественно что даже проведение базовой фильтрации резюме у вас вызовет некоторые трудности. Это весьма печально, но некоторая часть сотрудников HR отделов, занимающихся подбором персонала в сфере ИТ, мало что в самом ИТ смыслят. Все, на что они могут рассчитывать, это ключевые слова от «покупателя» — будущего руководителя сотрудника. Но как только становится ясно, что просто слов java и sql недостаточно и нужны люди с определенной квалификацией — сертификаты для HR играют свою роль, роль маркеров, по которым кандидатов берут в следующий тур. И таки да, это печально и несправедливо, но скорее всего девочка из HR не оценит адекватно ваши ответы на StackOverflow или количество followers на GitHub, но оценит вас по резюме и сертификатам в нем. Для примера на hh.ru по ключевому слову Java нашлась 871 вакансия, тогда как вакансий где упоминается github — только 23, и среди них лишь часть содержит просьбу прислать ссылку на github аккаунт, а не описание что с github придется работать.
Теперь я мысленном свожу воедино первый и второй блок ответов, добавляю свой субъективный опыт и получаю довольно неоднозначные выводы:
1. За исключением совсем уж экзотических случаев, сертификация не является ключевой причиной найма или не найма сотрудника. Да, это некий плюс, но плюс для уже работающих.
2. Опять же за редкими исключениями прохождение сертификации не означает автоматического увеличения заработка. Хороший способ с этим бороться — программы мотивации, где сотрудник сам может указать прохождение сертификации как свой KPI в части пересмотра ЗП. В вашей компании нет программ мотивации и правил пересмотра ЗП? Попробуйте договориться со своим руководителем, что ваш подвиг будет отмечен, и он в качестве обоснования для повышения вам ЗП, укажет что вы прошли сертификацию — иногда это работает.
3. Карьерный рост внутри компании — вот здесь сертификация порой реально работает. Встаньте на место руководителя — как из десяти тимлидов выбрать одного для повышения до менеджера проекта и при этом не быть обвиненным в протекционизме? Особенно если из десяти, хотя бы пятеро реально могут потянуть, но назначить можно только одного? И вот здесь можно объявить правило, кто первый встал (получил IPMA или PMP), тот и получит новую должность без шепота за спиной «повысили по блату».
4. К сожалению braindump, testking и иже с ними сделали свое дело и ценность сертификации в глазах самих айтишников несколько померкла. Причем чем выше опыт и реальные скилы, тем отношение все более скептическое, так что ценность сертификации для самомнения ее обладателя несколько спорна и не однозначна.
Но, несмотря на все вышесказанное, позволю себе дать итоговый совет. Да, настоящие звезды в сертификатах не нуждаются — работа и признание находят их сами. Но вот среднему звену, тем, кто тащит на себе основное бремя хочется дать совет — не пренебрегайте сертификацией. Относитесь к сертификации как… к кроссовкам. Спортивная обувь не поможет слабому бегуну бежать лучше, но она поможет сильному не проиграть другому сильному спортсмену, который «оснащен» удобной обувью.
Автор: Andy_Day