Вместо предисловия
Программист решил сменить профиль и стать писателем. Пришел в издательство к главреду, тот у него спрашивает:
— Где вы раньше издавались?
— В интернете.
— А почему я о вас никогда не слышал?
— Ну, я не на русском пишу…
— А на каком?
— Бэйсик, Паскаль, php, MySQL.
Я гуманитарий. До
К чему это я? Нет, я не хвастаюсь. Я поражаюсь. Тому, что когда года три назад я стала активно работать в IT-сфере, я столкнулась с натуральной дискриминацией. Ее суть заключается в том, что, как оказалось, все люди делятся по профессии на два типа: технобоги и, пардон, гуманитороб***и… Технобоги — это люди, получившие техническое образование. Пускай это был захудалый провинциальный колледж информатики, а человек, окончивший его, работает сис-админом на четверть ставки за копейки. Он все равно свято убежден, что априори умнее меня. Потому что я а) гуманитарий, б) женщина, в) лезу не в свое дело (мужские «компьютерные» темы).
Видела я, правда, и девушек-погромистов и html-верстальщиц. Но все они предпочитали молчать в компании гуру Онотоле, условно назовем эту касту так, и застенчиво хлопать ресничками. И вскоре я поняла, почему.
На любой вопрос настоящие технобоги закатывают глаза, тяжко вздыхают и говорят: «Не лезла бы...» Но я так не могу. Я люблю и умею учиться, а образование невозможно без вопросов и обращения не только к трудам теоретиков, но и к опыту практиков. Я хочу хорошо и интересно писать о SEO, DDoS, кибертерроризме, вебдизайне и многом другом. Мне это действительно интересно, ведь я активный пользователь интернета. И я не рерайтер. Для меня важно хорошо делать свое дело: писать. Чтобы хорошо писать, надо понимать три вещи: О ЧЕМ я пишу, ЗАЧЕМ и ДЛЯ КОГО. Поэтому я и пристаю к технобогам с идиотскими, на их взгляд, вопросами. Я хочу получить подробные и внятные ответы, а не читать википедию, куда меня уже неоднократно посылали.
Еще я неоднократно слышала, что копирайтеры/авторы контента в IT не нужны. Это «легкая» работа, с которой справится любой технарь. Ведь тот самый «любой технарь» знает русский алфавит, а значит, и может писать на нем любые тексты, проверяя орфографию и пунктуацию в ворде. А еще, видимо, программа поправит ему стиль, структуру текста, подгонит его под каноны определенного жанра… Ну почему, люди, знающие языки программирования, с таким небрежением относятся к великому и могучему? Ведь он ничуть не проще, а очень даже затейливее и замудреннее, чем какой-нибудь php…
Кроме того, технари уже написали программы, которые нас, писателей, в будущем заменят. Сервисы, которые уникализируют тексты путем синонимации, программы, которые пишут оригинальные романы… Читала я те зауникализированные тексты, и это тот еще кал, извиняюсь за каламбур… Может, хаотичное смешение устаревших слов, терминов и арго, подобранных из словаря синонимов рандомно, не смутит поисковых роботов Яндекса, но вот от читателей такие шедевры надо прятать подальше, потому что они похожи на бред шизофреника.
Давайте попробуем посмотреть на ситуацию с другой стороны, грубо говоря, поменяемся ролями. Что, если бы я, получая заказ на «статьи для сайта», ехидно умничала в ответ: «Статьи, сударь, ищите в словаре Даля и уголовном кодексе! А то, что Вы хотите заказать, называется рекламным описанием… Это же любой первокурсник журфака знает! Хотя чего перед Вами распинаться, что Вы там окончили, училище связи или как там эта бурса зовется...?» И скривить губы в презрительной полуухмылке. Потому что Ваше незнание журналистских терминов и нежелание их погуглить перед тем, как употребить в разговоре с профи, оскорбляет меня до глубин гумантарской души. А Вы знаете, что теоретики выделяют более 60 жанров рекламных текстов? А ведь есть еще pr-тексты… Не знаете? Идите гуглите! А Ваши опечатки в ТЗ, пропущенные запятые в сообщениях в скайпе так вообще пробуждают во мне жестокого и беспощадного граммарнаци.
«Красивый текст в раздел „О компании“? Ну вааааще-то это называется бэкграундер....(тяжкий вздох)»
«Я не буду писать ключевики так, как они скопированы из Вордстата! От этих чудовищных сочетаний Пушкин в гробу переворачивается, а я не хочу, чтобы его призрак приходил ко мне по ночам...»
«Накатать текст за часик? Вы что, мне нужно вдохновение, мне нужно отточить каждую фразу, как волны морские шлифуют гальку годами, ведь я претендую на Пулитцера за эту нетленку об электрочайниках...»
«По-быстрому найти опечатки в КП для клиентов? Я не для того 5 лет училась на журналиста-пиарщика! Наймите корректора или откройте учебник русского языка, могу дать ссылочку!»
«Почему люди дропают страницу, куда ведет объявление в Яндекс.Директе? А я откуда знаю, я не специалист по этим объявлениям, я работаю в другом жанре, о релевантности ничего не знаю и знать не хочу!»
Но я всего этого не говорю. Не посылаю людей гуглить, читать вики, не шлю пикчу «Хочется взять и подарить...» Потому что я — профессионал. И для меня главное результат, а не выпендреж перед заказчиками/коллегами. И не делю людей на технобогов и гуманитарок, которым «место на кассе в Маке». Я делю их на профи и непрофи А кто Вы?
Автор: Eva0203