На фотографии — чеклист самолета Cessna: в какие положения нужно установить переключатели перед запуском двигателя, допустимые полетные параметры и так далее. Пилот не в первый раз видит этот список. Выучить — раз плюнуть. Но
Современные алгоритмы ранжирования поисковых систем учитывают тысячи факторов, однако среди них можно выделить важнейшие. SEO-аудит позволяет понять, готов ли сайт к продвижению, соответствует ли он этим критериям. Не все разработчики понимают, что ресурс может нормально выглядеть и работать, но при этом иметь некоторые критичные недостатки.
Все перечисленные ниже ошибки типичны, мы обобщили их по опыту тысяч аудитов реальных проектов. С проверками сайтов и рекомендациями по доработке вы также можете ознакомиться в нашем блоге.
1. Ошибки в Title, Description, Keywords
- Заголовки (Title) страниц должны быть уникальными — если они будут одинаковыми, что часто имеет место, когда их автоматически генерирует CMS, поисковые системы могут склеить некоторые из них, а склейка по сути исключает страницы из выдачи. Неуникальные, созданные автоматически Title могут иметь такой вид: «домен — первая строчка контента страницы/содержимое метатега Keywords или Description». С точки зрения продвижения сайта это неприемлемо: содержимое тега Title не должно дословно повторяться на разных страницах. Поисковая система вполне может посчитать одинаковыми и склеить страницы с тайтлами «Мегаутюгнадом.ру — Продажа утюгов по низким ценам | утюг, утюжок, утюжонок — Tefal FV5378» и «Мегаутюгнадом.ру — Продажа утюгов по низким ценам | утюг, утюжок, утюжонок — Tefal FV5472».
- Кстати, это же правило действует и для метатегов Keywords и Description.
- Тайтлы не должны быть слишком длинными — максимально учитывается 62 слова, но поскольку вес основного ключевого размоется при такой длине, лучше делать их заметно короче.
- Начинать тайтл необходимо с ключевого словосочетания, по которому продвигается страница.
- Не используйте кавычки.
- Тайтл должен быть удобочитаемым, грамотным и четко описывающим содержание страницы. Да, мало кто смотрит на заголовок окна, а Description не выводится браузером вовсе, но содержание этих тегов в большинстве случаев формирует сниппеты (краткие описания сайтов) в поисковой выдаче. А привлекательность и кликабельность сниппета — один из важнейших параметров в продвижении и, фактически, стартовая точка конверсии.
2. Неуникальный контент
Мы уже писали о важности уникальности, повторяться не будем. Однако это одна из самых распространенных ошибок, мешающих выводу в ТОП. Проверьте все страницы с помощью сервиса Copyscape.
3. Дубли
Многие системы управления контентом создают открытые для индексации дубли страниц: версии для печати, с закрывающим слэшем и без, с www и без, результаты поиска и так далее. Живые посетители ничего не заметят, а вот поисковым роботам такой бардак не понравится. Дубли нужно подклеивать к основной странице с помощью с помощью 301-редиректа, закрывать от индексации в robots.txt, пользоваться тегом canonical. Подробную информацию о методиках поиска и устранения дублей можно найти здесь.
4. Отсутствие обновлений
Сайт необходимо регулярно обновлять — добавлять новые статьи, новости, товары. При этом необходимо оставаться в границах разумного — если в один прекрасный день выложить несколько тысяч новых страниц, можно попасть под фильтр «Много страниц сразу».
5. Спам
Везде, где есть возможность оставить комментарий или сообщение — будь то гостевая книга, форумы, страница отзывов — спамеры попытаются разместить свои ссылки и прочий мусор. От них нужно защищаться (капча, премодерация), а если прорвутся — удалять. Спам на сайте — важный отрицательный сигнал для поисковых систем. Очистив страницы от следов злоумышленников, не уподобляйтесь им сами: не спамьте в контенте и тегах Description и Keywords повторениями ключевиков, особенно не относящихся к тематике конкретной страницы. Если размещать на страницах слишком много повторений ключевого слова в попытке завоевать высокие позиции, поисковая система это заметит и снизит позиции сайта при выдаче. Соотношение количества ключевых слов к общему количеству слов на странице должно быть в пределах 5-7%.
6. Битые ссылки
Воспользуйтесь вебмастерскими инструментами «Яндекса» или Google, или же программой типа Xenu's Link Sleuth для поиска и устранения ссылок, ведущих на удаленные или переименованные страницы.
7. Соотношение общего количества страниц и количества проиндексированных страниц
В идеальном случае фактическое количество страниц на сайте должно совпадать с количеством страниц в индексах поисковиков (за вычетом сознательно запрещенных к индексации).
- webmaster.yandex.ru/check.xml
- В «Инструментах для веб-мастеров Google»: Состояние — Статус индексирования
Если сайт крупный, страницы будут заходить в индексы постепенно, однако если соотношение все равно далеко от 1:1, нужно искать и устранять причину. Обычно это либо лишние запреты в robots.txt, либо дублированный контент, либо ошибки в настройках CMS. Кстати, на этом этапе можно проверить, не попало ли в индекс то, чему там не место.
8. Хотлинкинг
Ссылки и плееры роликов с крупных видеохостингов размещать можно, а вот прямые ссылки на изображения с других сайтов — не рекомендуется. Лучше скопировать картинки себе на сервер. Это поднимает вопрос заимствования графического контента: да, лучше делать свои фотографии и иллюстрации, но если изображение не защищено авторскими правами (например, если это фотографии товаров с сайта производителя), использовать его можно.
9. Русскоязычные и некрасивые URL
- URL должны соответствовать домену: если он пишется латиницей, они должны тоже быть записаны латиницей (по-английски или транслитом), если же домен кириллический, адреса страниц должны быть русскоязычными. Исключения типа «Википедии» пока что пусть остаются исключениями.
- Необходимо избавиться от URL типа /?=35wt4t и так далее.
- Адрес страницы должен содержать ключевое словосочетание, по которому она продвигается. Оптимален транслит, т.е. запись русских слов латиницей.
- Разделять слова в URL нужно дефисами, а не нижними подчеркиваниями. Google воспринимает «-» в качестве знака разделения слов, а «_» — в качестве знака соединения.
10. Кривая верстка
- Теги должны быть закрытыми. По возможности нужно проверять, как страницы выглядят с точки зрения поисковых роботов (в веб-инструментах есть сервисы для этого).
- Не более одного заголовка H1 на страницу (должен содержать ключевое словосочетание, нельзя использовать ссылки внутри тега). Следует поддерживать логичную структуру остальных уровней, использовать теги заголовков только для разметки контента и никак иначе.
- Для картинок нужно заполнять Alt и Title описаниями с ключевыми словами.
- HTML-код лучше всего поддерживать валидным. Это гарантирует безпроблемную индексацию и полноценное отображение во всех браузерах. Проверить страницы можно на сайте validator.w3.org/.
11. Медленная загрузка страниц
Ошибки в настройке веб-сервера или CMS могут стоить вам не только хорошего отношения посетителей, но и места в поисковой выдаче: и «Яндекс», и Google очень не любят медленные сайты. Информацию по скорости загрузки можно получить в Google Analytics.
12. Отсутствует страница ошибки 404
Необходимо настроить сайт так, чтобы при запросе несуществующей страницы возвращался код ответа 404 (страница не найдена) или 410 (страница удалена). Чтобы не терять посетителей, страница 404 должна быть понятной: содержать ссылки (в первую очередь на главную страницу), поясняющий текст и логотип сайта.
Чтобы узнать, как выглядит страница 404, нужно в адресной строке набрать URL несуществующей страницы на вашем домене.
13. Файл robots.txt
Файл с указаниями для поисковых систем должен разрешать им индексировать все нужное и запрещать все ненужное, а также содержать путь к карте сайта и указание на главное зеркало сайта (c www или без).
14. Внутренняя перелинковка
С помощью ссылок внутри сайта можно перенести вес (авторитетность) с менее важных страниц на более важные — например, на главную. Это помогает улучшать позиции страниц-реципиентов в результатах поиска по соответствующим их контенту ключевым словам. Ссылки не должны становиться кольцевыми, то есть страница-реципиент не должна ссылаться обратно на страницу-донор или страницу, передающую вес донору.
15. Заголовки Expires
Этот метатег подсказывает поисковому роботу, когда ожидается обновление страницы — чтобы тот мог правильно установить период переиндексации (то есть когда снова стучаться и индексировать изменившийся контент). В коде загруженной страницы он выглядит вот так: . В заголовке Expires для главной страницы нужно указывать срок не более 5 дней от текущей даты, для раздела — не более 2 недель, для страниц товаров/статей — не более 30 дней. Поисковый робот не строго подчиняется этим указаниям, однако не нужно давать ему повод увеличить период переиндексации. Параметры заголовков настраиваются либо с помощью CMS, либо в конфигурации веб-сервера.
16. Кодировка, указанная на странице и возвращаемая сервером
Наиболее популярными стандартами являются UTF-8 и Windows-1251. Если сайт использует сразу несколько кодировок (документы в одной, а на веб-сервере указана другая), в некоторых браузерах или поисковых системах текст будет выглядеть в виде набора непонятных символов. Кодировка сайта указывается в специальном метатеге в коде страницы:
16. Аффилиат-фильтр
Необходимо проследить, чтобы указанные на сайте контактные данные не совпадали с данными других сайтов. Поисковики могут препятствовать попаданию сайта в результаты поиска, если обнаружат некую совокупность признаков: совпадающие телефон, e-mail, название компании, схожесть доменных имен, названий компаний, логотипов, схожесть дизайна или структуры сайта, скопированную или похожую информацию на разных сайтах, одинаковый каталог услуг или товаров, один прайс-лист, комбинированные данных с разных ресурсов (например, указан адрес с одного сайта, а телефон — с другого); переадресация телефонного звонка с разных номеров на одну компанию (может быть выявлено при ручной проверке).
17. Контактная информация
Обязательно укажите на сайте фактический адрес, телефон и прочие контактные данные. Помимо обычного упоминания этих данных в контенте, шапке сайта и т.д., стоит использовать соответствующую микроразметку, чтобы передать их поисковикам напрямую.
Вывод
Принцип кадки Либиха-Тимирязева применим и продвижению: если сайту чего-то не хватает, он поднимется в выдаче настолько, насколько позволит этот ограничивающий фактор. Вкладывать деньги в ссылки или контент, если сайт набит дублями = поливать капусту азотными удобрениями, если ей не хватает фосфора. Если вы не хотите возиться с проверкой самостоятельно, закажите подробный аудит у наших специалистов.
Автор: SeoPult