Недавно нам понадобилось снять несколько видеороликов для своих продуктов. Ролики планировались достаточно короткими и, что характерно, всего их должно было быть около 20 штук. По сути, каждый из них должен был представлять собой «скринкаст» работы с нашими продуктами с тем или иным образом оформленными комментариями.
Первой и самой логичной мыслью было обратиться к профессионалам (например, вот к этим товарищам). Они, действительно, делают всё по высшему разряду, но, очевидно, возникла пачка вполне логичных препятствий. Во-первых, перед самими съёмками мы должны были детально проработать сценарий, чтобы его мог воспроизвести человек, который понятия не имеет о специфике работы наших продуктов (мы занимаемся разработкой компонентов для .NET, в том числе под такого редкого пока зверя, как Windows 8). Во-вторых, нам было необходимо заранее написать полный «скрипт» с указанием всех реплик и точного времени, когда они произносятся. В-третьих, было крайне проблематично воспроизвести нашу весьма специфическую инфраструктуру (один Windows 8 с тач-интерфейсом и Visual Studio 12 могут ввергнуть в панику кого угодно). Ну и, конечно же, далеко не последней проблемой была весьма внушительная цена ролика. Безусловно сумма была вполне оправданная и логичная, но наш бюджет, выделенный на видео, мог вытянуть максимум один-два ролика в месяц.
Поэтому мы решили отказаться от дорогих и классных роликов в пользу хэнд-мейд. Изначально мы пробовали подойти к проблеме «в лоб». Над результатом такого подхода можно посмеяться, например, здесь (особенно доставляет конец ролика). Впрочем, не могу сказать, что эти видео — откровенно неудачный опыт. Своё чёрное дело в индексации сайта гуглом они сделали вполне успешно.
При попытках создать хорошее, годное (и, что характерно – дешёвое) видео мы столкнулись с несколькими проблемами. О них и о их решении мы и поговорим дальше.
Трудности перевода
Первой проблемой стал английский текст. Конечно, все мы знаем язык, а у нас в штате есть специалисты, закончившие ИнЯз и непрерывно практикующие письменный и разговорный язык. Но акцент остаётся акцентом в любом случае. Тем более что профессиональным диктором никто из нас, к сожалению, не являются. Мы также пробовали заказывать озвучку носителям языка из нашего американского офиса. Получилось, конечно, намного лучше, чем у нас, но всё равно до уровня профессиональных дикторов не дотягивает. Мы попробовали делать ролики вообще без озвучки и комментариев, но в них, к сожалению, было не понятно, что происходит.
Вариант, который нас, как ни странно, устроил – заказать озвучку на замечательном ресурсе. Мы нашли неплохого диктора, который за крайне разумную цену озвучил 10-минутный ролик (посмотреть на качество озвучки можно здесь).
Третий выход пришёл в голову совершенно неожиданно и, похоже, у него есть все шансы стать решением большинства проблем. Основной смысл заключался в том, чтобы исключить необходимость озвучки видео. Как это сделать – очевидно: писать текст. Но как сделать так, чтобы текст читали, и он не отвлекал от просмотра?
Если подумать, эту проблему решали гораздо раньше нас в эпоху… немого кино. Причём, решали очень просто — тапёр за пианино и большой, во весь экран, текст с комментариями происходящего, диалогами и т.д. Мы попробовали, и у нас, похоже, получилось неплохо. Пример ролика можно посмотреть в конце поста.
Дёргающаяся мышь и другие ошибки оператора
Второй проблемой, которую мы решали, была дёргающаяся мышь, ненужные движения, ошибки, опечатки оператора и т.п. Очевидно, что записать видео без ошибок (не пользуясь скриптованной анимацией) достаточно сложно, а повторная запись дублей занимает достаточно много времени. Поэтому, очевидно, нужна постобработка и монтаж отснятого видео, которая позволяла бы максимально избавиться от ошибок и хаотичного движения мыши при записи.
Для обработки видео (равно, как и для его записи) мы использовали пакет Camtasia. Это замечательный пакет для записи и обработки скринкастов, который, пожалуй, стал стандартом де-факто в этой области. Я не буду рекламировать его здесь. Ограничусь только тем, что скажу – все необходимые для нормального монтажа функции он выполняет.
Итак, какие могут встретиться проблемы при записи скринкаста, и как я с ними борюсь:
Метание курсора по экрану – я вырезаю кусок видео, на котором мышь «убежала» в неправильном направлении до того момента, пока она не вернулась на верную траекторию. При ускоренном просмотре (а мы сразу же после записи ускоряем видео в полтора раза) перемещение мыши по экрану «резким скачком» практически незаметно. Кроме того, в последних видео я стал водить мышью очень медленно и вдумчиво, что позволяет мне заранее продумать её траекторию. После этого я ускоряю фрагмент в 3-5 раз, что делает скорость движения мыши вполне нормальной.
Зависание курсора в одной точке – это самый частый артефакт видео. Оператор может о чём-то задуматься, его могут отвлечь и т.д. В это время мышь зависает в одной точке, и несколько секунд на экране ничего не происходит. Лечится простым вырезанием данного фрагмента. Главное – оставить немного времени в момент, когда мышь пришла в точку и в момент, когда мышь оттуда ушла. По 5-6 сотых секунды с каждой стороны вполне достаточно.
Опечатка – если при наборе текста возникает опечатка (и я её сразу замечаю), я просто стираю кусок текста, который только что набрал, возвращаясь к исходному состоянию, а потом набираю текст заново. При монтаже видео, весь кусок с ошибкой удаляется, а оставшиеся части склеиваются. Поскольку весь ошибочный текст мы стёрли, склеивание оказывается практически бесшовным.
Skype contact is online – одна из самых неприятных ошибок. Обычно, замечаешь это окошко только в процессе монтажа. Конечно, идеальный выход – выключать скайп, но про это вспоминаешь далеко не всегда. Обычно я просто размываю это окошко в итоговом видео. Его, конечно, видно, но отвлекает оно уже не так сильно.
Выводы
Вполне возможно снимать How-to ролики «в домашних условиях». При достаточных тренировках и хороших инструментах, получается видео вполне сносного качества. Сейчас весь процесс изготовления видео от нажатия кнопки «запись» до публикации ролика на Youtube занимает у меня около 6-7 часов. Таким образом вполне можно выпускать пару роликов в неделю. Примерно таких:
А вы делаете видео про свои продукты?
Автор: Tomcat