Раздел «Сделай сам» на нашем сайте
В 22-м выпуске вас ждет беседа с Юрием Фоминым, инженером-конструктором акустических систем и основателем компании «F-Lab».
[Подробнее о подкасте «Звук»] [Прослушать этот выпуск]
- [читать] [слушать] Меломаны, сетевые проигрыватели и встраиваемая акустика;
- [читать] [слушать] Простыми словами о наушниках и ЦАПах;
- [читать] [слушать] Говорим о виниле: Мифы, мнения и текущая ситуация;
- [читать] [слушать] Ответы на вопросы слушателей подкаста «Звук»;
- [читать] [слушать] Обсуждаем природу различного звучания акустики;
- [читать] [слушать] Акустика для фонового озвучивания помещений;
- [читать] [слушать] Ответы на вопросы слушателей подкаста;
- [читать] [слушать] Говорим о домашних кинотеатрах;
- [читать] [слушать] Интерьеры для звука;
- [читать] [слушать] Интерфейсы и кабели;
- [читать] [слушать] Простыми словами о цифровом и аналоговом звуке;
- [читать] [слушать] Домашняя акустика и ответы на вопросы;
- [читать] [слушать] Мнение инженера: Как создать свою экосистему звука;
- [читать] [слушать] Качество аудиосистем: Стоит ли доверять «красивым графикам» и обзорам в прессе;
- [читать] [слушать] Ответы на вопросы слушателей;
- [читать] [слушать] Бас словами музыканта;
- [читать] [слушать] Аудиосистемы для дома и домашние кинотеатры;
- [читать] [слушать] Аудиотехника для дома и мероприятий;
- [читать] [слушать] Цифро-аналоговые преобразователи;
- [читать] [слушать] Портативные аудиосистемы;
- [читать] [слушать] Каждый инженер мечтает сделать S-90.
Тимофей: Один из главных вопросов, который на форумах задают люди, занимающиеся модернизацией акустики: насколько все сложно для новичка? И стоит ли человеку неподготовленному, без специализированного образования и инженерного подхода лезть в создание собственной акустики?
Юрий: Здесь несколько вопросов. По поводу «лезть в создание»: если человеку хочется заниматься творчеством, он должен это делать. Другой вопрос, какую цель он преследует.
Если человек хочет тратить время, это его хобби, ему это нравится, а продукт, который создает человек своими руками, всегда нравится, тогда пусть занимается. Если человек хочет получить что-то похожее или близкое по своим характеристикам к серьезному продукту (Hi-Fi / Hi-End), я могу дать только один толковый совет.
Надо брать готовые разработки, которыми инженеры делятся в сети, и повторять их. Это будет иметь 90% успеха. Я не говорю 100%, потому что возможны разногласия в параметрах громкоговорителей, которые могут отличаться по партиям. Но 90% успеха можно достичь.
Тимофей: Это своего рода конструктор «сделай сам»?
Юрий: Это – продвинутый Lego. Человек развивается и получает действующую конструкцию. Прямо как когда-то мы из конструктора собирали паровозики и самолетики. Что касается принципов разработки, их сложно оценить однозначно.
Человек должен быть инженером, по крайней мере, советской высшей школы. Почему советской? Инженер должен многое изучить. Кроме электротехники необходимо еще и материаловедение, теория машин и механизмов, сопротивление материалов. Это все используется при конструировании акустических систем.
Все общие дисциплины, которые давало советское образование, используются. Конечно, была специализация: кто-то ракеты запускал, кто-то самолеты разрабатывал, а кто-то шел на предприятие и пилил фанеру. Не имея такого образования, затруднительно достичь каких-то высот в разработке этих систем.
Кроме этого, надо изучать современные методы расчетов, потому что математика шагнула далеко вперед. Есть программно-вычислительные комплексы, и люди должны научиться пользоваться ими на уровне интуитивной работы. Инженеру не обязательно что-то думать в уме, он подставляет значения компонентов, потому что опыт его работы громаден, и он практически не ошибается в достигаемом результате.
Тимофей: Это приходит с опытом? Без опыта эта же самая процедура займет много времени.
Юрий: Совершенно верно, есть метод компиляции, когда люди подставляют разные значения. Есть метод, сужающий этот коридор поиска, он дает усредненный результат. Мы раньше не понимали, сколько стоит R&D, или какая стоимость разработки в продукте. Обратимся к СССР. К сожалению, нормативы на НИОКР были очень низкие, порядка 2% от вложений в конечный продукт.
Вероятно, это связано с массовостью производства. К примеру, мы выпускали одну кастрюлю на всю страну, и НИОКР на её разработку вполне мог уложиться в 2%. Если выпускать миллион кастрюль на 120-140 миллионов населения, НИОКР подрастет, потому что каждую кастрюлю надо рассчитать, изготовить оснастку. Это будет дорогая кастрюля. Поэтому американцы и европейцы закладывают на НИОКР порядка 30-40% от стоимости продукта.
Куда уходят деньги? Фирмы-производители понимают, что если не отслеживать новинки и производителей компонентов, процесс встанет. Приходится и покупать, и измерять.
Я упустил тот факт, что знание метрологии – отдельная важная тема, которой нужно разбираться на уровне 2-3 семестров ВУЗа, как минимум. Получаем компоненты, их может быть сто, двести, их надо проанализировать, как они встанут. Этим заняты люди, которые сидят, пьют, кушают. Отсюда возникают расходы. Расходы получаются существенными.
Если оценить себестоимость продукта, сумма будет весомой. Важно понимать, чем уникальнее продукт, тем больше средств потрачено на НИОКР. Мне, например, всегда понятно, почему то или иное изделие стоит дорого. Нам надо менять стереотипы о том, что работа инженера ничего не стоит.
Тимофей: Любая работа чего-то стоит. Мы сейчас говорим про расчеты, про разработку, про время. Посмотрим со стороны обывателя.
Акустическая система – это некий ящик с отверстиями, в которые вставлены какие-то динамики. В дорогие колонки – дорогие динамики, в дешевые колонки – дешевые динамики, еще какие-то дешевые элементы. Казалось бы все очень просто. Почему все не совсем так?
Юрий: Есть несколько производственных направлений разработок. Например, разработка от компонентов, когда берутся компоненты, и по определенному математическому алгоритму проектируется акустическое оформление. Есть обратный путь, когда маркетинг задает корпус, который сейчас требуется на рынке, что немаловажно.
Удачный размер, удачный внешний вид иногда прибавляет успеха акустической системе, но тогда приходится разрабатывать компоненты для этой акустики и динамики под это акустическое оформление.
Динамик СЧ/НЧ SEAS H1480-08 (L16RN-SL)
Тимофей: Нельзя просто взять имеющиеся динамики? Их же много. Они все разные.
Юрий: Рассмотрим опять вопрос стоимости разработки. Если разработчик – профессионал, то ему разработать новый динамик легче, чем проанализировать две-три тысячи других. Мы ценим время.
Тимофей: Почему так сложно? Почему динамики разные? Почему нельзя взять хороший дорогой динамик, вставить в корпус, который прислал маркетинг. Почему не заиграет?
Юрий: Хорошие дорогие динамики, например, SEAS, ScanSpeak, Wavecor делают известные компании. Почему они делают именно такие динамики?
У них есть люди, которые делают акустические системы, и они подсказывают, какие изменения внести. Наша компания просит их внести изменения под наше акустическое оформление. Они накапливают этот опыт. Динамики, которые они выпускают, всегда найдут свое акустическое оформление. Просто надо посмотреть на тех, кто их использует, делать и все получится! Первыми разработчиками акустических систем являются производители громкоговорителей. Это первичное звено.
Самое сложное – начать проектировать громкоговорители к ящику. Если нужно разработать специализированные громкоговорители, мы без этой компании не обойдемся. Мы можем знать параметры и требования, но материалы, которые они используют, знают только они. Здесь нет мелочей, как и в любой другой технике.
Я поражаюсь, люди спокойно смотрят на автомобиль, где тысячи мелких деталей. Все это надо разработать, привинтить, чтобы не отпало, и для людей это понятно. В коробке, если ее развалить на части можно увидеть порядка 2-3 сотен элементов, которые обсуждаются, обдумываются и подбираются. Я не вижу разницы в подходах проектирования.
Мы пользуемся аналогичным софтом, что и металлургические производства. Индустрия производства акустических систем, если взять от начального до конечного цикла, была построена нашими бывшими индустриальными гигантскими заводами с большим количеством оборудования, большими производственными площадями и многочисленными кадрами, как, например, в Латвии или на Украине в Ивано-Франковске.
Сейчас производство разбилось по интересам. Кто-то делает корпуса, кто-то делает громкоговорители, кто-то делает сборку, компилируя эти элементы. Это произошло потому, что значительно легче выпускать моноизделие и уделять ему больше внимания, чем пытаться охватить большой круг, а это – большие капиталовложения, потому что хорошее оборудование стоит денег.
Отмечу, что компоненты Hi-End фактически единичные. Бывает, что дорогая система продается раз в год. Специализация дает возможность отрасли жить. Громкоговорители выпускаются тысячами, миллионами. Я долго работал в Китае и скажу, что хорошее предприятие выпускает 20 миллионов громкоговорителей в год. И куда-то это уходит…
Тимофей: Давайте попробуем кратко описать процесс с самого начала. Сели два товарища и решили придумать новую колонку. С чего им начать? Какие этапы они пройдут прежде, чем получат готовое изделие?
Юрий: Капитан Врунгель сказал: «Как вы лодку назовете…».
Во-первых, надо поставить цель. Если вы делаете скворечник, предполагается, что в нем будут жить скворцы. Если вы хотите, чтобы акустика приносила радость, чтобы вы были довольны результатами, то перед собой надо поставить цель.
Какова цель работы, которой вы будете заниматься? Либо это хобби, и вы делаете красивую вещь – игрушку, либо это звучащий инструмент. Про звучащий, я уже говорил, надо поискать похожие решения и попытаться их повторить, для начала, не внося в электротехническую часть этого продукта изменения.
Надо привыкнуть к тому, как оно работает, а когда уже привыкли, можно достать отвертку и попробовать что-то изменить. Это музыкальный путь развития инженерии, когда люди пытаются что-то поменять. Мне очень сложно упростить.
Тимофей: Да, я понимаю. Хочется процесс формализовать. Рассмотрим ситуацию классической истории брендов. Человек купил себе колонки, а они звучат не так, как он привык, и он решил сделать себе колонки с привычным звучанием. Какой путь он проходит? Что он начинает делать? Он пойдет и купит какие-то динамики, или до этого он проведет какие-то расчеты?
Юрий: Ему нужно общее образование. Если он музыкант, дополнительно еще и музыкальное образование. Человек должен пытаться себя образовать, то есть читать книги. Не форумы, а первоисточники. Когда я на втором курсе института решил заниматься акустикой, я обратился к книге, взял Эфрусси – это небольшая брошюра, но там написано много толкового, очень короткие рекомендации и много теории.
Первый мой шаг – я сделал колонки, на которых потом работал и был доволен, и музыканты были довольны. Если применять слово «разработка», надо образовываться. Если применять «повторение», повторять можно и без образования. Как Lego развивает моторику у детей, так и изготовление акустических систем позволит воспитать музыкальный слух. Я не ответил на ваш вопрос?
Тимофей: В общем, нет, но – да.
Юрий: Нет простого ответа. И пути нет простого. Когда человек рассказывает, что он много слушал, и на него сверху что-то снизошло, – это просто красивая история. Она правдивая, но в ней не участвует тот труд, который человек на это потратил. За сделанной красивой колонкой стоит каторжный труд. Почему каторжный? Потому что иногда нужно пересилить себя, читать нудные книжки, не заснуть при этом от скуки.
Напольная акустика Arslab Emotion 2 SE
Тимофей: На форумах говорят, что хотят сэкономить деньги, собрав колонки самостоятельно, не используя готовые схемы. Можно сказать, что, не только не сэкономят деньги, а потратят впустую, купив похожие динамики.
Юрий: Экономить деньги на собственном времени могут только любители именно этого процесса. Например, есть автомобильные кружки, в которых люди переделывают машины. Им нравится сам процесс переделывания, они готовы всю жизнь положить на это. У них не всегда получается, но они упрямы.
Мы не считаем собственное время. Я сидел и пилил колонку две недели, а можно было потратить это время на детей. А можно заработать на дорогие колонки. Пирожник должен печь пироги, а сапожник – шить сапоги. Это мое правило.
Сэкономить невозможно. Если вы экономите деньги, то теряете личное время, а если готовы терять время, – это можно рассматривать только как удовольствие.
Автор: Аудиомания