Ростовская область, город Таганрог. Здесь сейчас проходит одно из самых значимых событий в мире российского IT – Agile Camp 2013. Возможно, кто-то еще не знает об Agile. Возможно, кто-то уже не желает знать о нем ничего, потому как не срослось. Но все, кто хотя бы нашел в себе силы погуглить на эту тему, знает о компании ScrumTrek, организующей тематические мероприятия, в процессе которых те, кто раньше следовал престарелым шаблонам разработки, вдруг обнаруживают в себе силы и желание найти другой путь. Гибкий и эффективный. Agile way.
Потом выписывают себе командировочные, садятся в самолет/паровоз/пароход и едут туда, где эксперты Agile учат нас работать. Вот и мы, радуясь жизни и новым впечатлениям, в количестве десяти человек, понеслись в сторону Азовского моря.
День нулевой
Добирались до Таганрога по-казачьи, с песням и плясками. Сначала самолет до Ростова-папы, потом марш-бросок до места назначения на двух такси. К слову сказать, цены порвали, по московским меркам (no offence, друзья), конечно. За полуторачасовую поездку с нас слупили жуткие 1800 рублей, которые, в пересчете на четверых, вылились в совершенно неприличную для москвичей сумму. Скрещу пальцы в надежде, что ростовские таксисты не читают эту статью, и продолжу.
Гостиницу мы нашли еще пару месяцев назад (слава bo***g.com!) и забронировали в ней несколько номеров разной степени экономности. Но когда мы сунули распечатки под нос хозяину гостиницы (частный сектор, дом на участке), поняли, что никакого впечатления на него они не произвели. «Номеров нет!» — отрезал он. – «Люди вчера не смогли купить билет и не уехали. Не выгонять же мне их!». Взамен он предложил переночевать в каком-то гараже, заставленном железными кроватями, прибывшими, казалось, прямиков из казематов Петропавловской крепости. На вопрос «А постельное белье стирали?» хозяин оскорбился.
Впрочем, дело было поздним вечером, выбирать нам было не из чего, и мы остались. Посмотрели на ночь глупую американскую комедию и улеглись спать. Завтра учеба.
Хочу сразу предупредить, что фотографировать я не люблю и не умею, поэтому не ждите от меня множества фотографий в стиле «Я строю башню из макарон» или «Петя изучает StoryMapping”. Я лучше просто расскажу. Желающие посмотреть фотки могут совершенно бесплатно сделать это, зайдя на страницу группы AgileCamp в Facebook.
День первый
С утра в гостинице «Таганрог» наблюдался, наверное, неслыханный для этого времени года наплыв туристов. В холле кофе с плюшками, столик регистрации с двумя прекрасными хозяйками, Настей и Надей, пакет с традиционной для AgileCamp майкой и аксессуарами. В конференц-зале – большие круглые столы, на которых разного размера горками лежали маркеры и пачки стикеров. Расселись и началось.
Сначала вводные слова о том, что такое вообще Agile, и зачем он нужен. Потом где-то четверть студентов отправилась на инженерный трек. Их, собственно было два – процессный и инженерный. Процессный в основном для менеджеров, аналитиков и лидов, инженерный – для разработчиков и тестировщиков. Несмотря на это разделение, учат всех одному – использованию гибких методологий в разработке.
Я записался на процессный трек, поэтому все мои впечатления будут о нем.
Чтобы выяснить, кто из присутствующих кем является в мире Agile, нам предложили изобразить некий градиентный строй, в котором каждый занял бы место, соответствующее его познаниям в этой области. Народ распределился так, что сразу стало ясно: основная масса кое-что слышала об Agile, действительно знающих было в разы меньше. Рассадив людей по принципу «Каждой твари (уж простите) по паре», то есть, так, чтобы за одним столом не было людей из одной компании, наши учителя взялись за работу.
Началось все с известного всем, кто бывал на AgileCamp, урока по построению башни из макарон, скотча, ниток и кусочка зефира. Двадцать макаронин, метр скотча и фантазия восьмерых индивидуумов. У кого выше, тот и крут. Шум, гам, макароны ломаются, зефирка падает, скотч отклеивается… Через несколько минут начались проявляться первые результаты.
Наша башня прошла все. Прототипирование и первые опытные экземпляры показали, что она жизнеспособна и может быть очень высока. Но, как обычно бывает, на последней минуте все пошло не так. Все, что могло сломаться – сломалось. Все, что могло упасть – упало. Мы остались без релизной версии, которая жалкой кучкой спагетти разложилась на столе.
Когда начался анализ, сразу стало ясно, какие ошибки были допущены всеми без исключения присутствующими. Проведены прямые аналогии с реальными проектами, по всему залу возгласы «Ну, блин, так оно и есть у нас!». Так нам и надо. На одни и те же грабли наступать любят и умеют все.
Следующая часть программы заставила нас прожить какую-то часть цикла разработки за несколько десятков минут. Нам были предложено запроектировать и изготовить рекламный буклет на определенную тему из списка. Наша группа, конечно же, выбрала оригинальную тему – экскурсионный тур по Земле для марсиан. Как оказалось позже, эта тема стала совсем не оригинальной, ее выбрали все без исключения.
Две минуты на день, минута на ретроспективу – вот в таком темпе мы и работали. Вопли, все бегают непонятно зачем, друг друга перекрикивают. Говорят, так рождается истина. Идеи были грандиозные. Одни предложили использовать в качестве буклета поверхность Земли и рисовать символы отелей, трансфера, воды и гор. Другие предлагали поместить в разворот буклета живого котенка, чтобы марсианин мог его попробовать перед тем, как поехать к нам. В общем, фантазии наши воистину безграничны.
Третья часть марлезонского балета включала в себя несколько задач.
Начался мастер-класс по использованию Business Process Canvas. Девять основных пунктов, которые каждый должен заполнить обязательно перед тем, как начать плотную работу над проектом. Говорят, что тем, кто правильно заполняет все, во сне приходит Санта-Клаус и дарит бесплатный билет на следующий Новый Год. Судя по результатам мастер-класса, у Санты до конца года скопится изрядный излишек халявных билетиков.
Наш проект представлял собой биржу для частных грузоперевозчиков. Люди ищут дешевые грузовики, водители ищут честных клиентов. На уникальность проекта не претендуем, но зачатки здорового оптимизма тут могут зародиться вполне. Теперь надо проверить его на вшивость как раз с использованием канваса (можно, я его так буду называть?).
Заполнение канваса – еще не все. Теперь надо взять каждый пункт и проверить его на прочность путем эксперимента с минимальными затратами. В общем, суть в том, чтобы уже на этом этапе убить все то что иначе реально убьет твой проект через неделю после старта. В ход идут все способы, подчас даже сомнительные, типа «создать фейковую компанию, закинуть в прессу объявления и коллекционировать заявки граждан». Но зато на выходе вы получите сами знаете что. Let’s go agile way, baby!
Как обычно, мы наступили на пару-тройку граблей, но терпеливые наставники парой доступных фраз поставили все без исключения
День второй
Тут началось самое веселье. Нарисуйте-ка нам, ребята, три портрета своих пользователей. Опишите их привычки, нужны, опасения. А потом придумайте, что они будут делать на сайте. В Agile это называется StoryMapping. На доску в бешеном количестве лепятся стикеры. На верхний уровень – основные активности каждого из своих пользователей, на более низких уровнях все декомпозируется до третьего уровня. В результате получается вполне себе очаровательный светофор, способный рассказать нам, что мы должны делать, чтобы достичь пункта назначения.
День еще идет, работа кипит. Сейчас нас учат интересному процессу Paper Prototyping. Один, закрыв глаза, рассказывает о своих видениях, второй молча и терпеливо пытается эти видения нарисовать. Эдакий Сальвадор Дали в двух лицах. Разница только в том, что наши видения можно реализовать, а вот произведения Дали материализовать вряд ли получится.
В общем, полдня еще впереди, дальше будет куча интересного. Уверен, что не разочаруюсь. Ребята из команды довольны, задают себе разные вопросы, уже прямо сейчас пытаются что-то примерить на наш проект.
Спасибо парням и девушкам из ScrumTrek, они делают хорошую и очень полезную работу. Я рад как своему личному знакомству с ними, так и тем что принимаю участие (ну хоть какое-нибудь) в продвижении Agile.
P.S. Кстати, из той жуткой гостиницы мы съехали и поселились в гостинице «Таганрог», прямо там же, где и проходит AgileCamp 2013. Участникам конференции там недурные скидки, как, впрочем, и всегда в любом городе, где она проходит.
Благодарю за внимание.
Автор: Maxmyd