В начале января, пока остальная часть технологического мира, работающего на благо потребителя, дивилась размеру грядущего планшета от Samsung на выставке CES, руководство Google было встревожено тем, что они увидели на экране этой массивной плитки — новый причудливый интерфейс под названием Magazine UX.
Как писал Bonnie Cha из Re/code: «Magazine UX выглядит как микс из Flipboard и интерфейса Metro от Microsoft с его динамичной главной панелью и ярлыками приложений». Другими словами, интерфейс выглядел далеко ушедшим от того, каким его видит Google для Android.
Множество источников, знакомых с компаниями, думают, что два технологических гиганта начали разрабатывать серию обширных соглашений на CES, которые приведут видение Android'а от Samsung'а в соответствие с гугловым. Итоги переговоров, которые пока только начались в секрете от общественности, уже подчеркивают, в какой степени Google прилагает усилия, чтобы повлиять на судьбу опенсорсного мира Android.
Соглашение с Samsung выглядит так, будто Google противостоит росту устройств на Android, которые не используют его сервисы, особенно в Китае. Новый отчёт исследования ABI показало, что 25 процентов устройств на Android, отгруженных в 4 квартале, не имело предустановленного набора приложений и сервисов от Google.
Представители Google и Samsung отказались комментировать переговоры. Samsung добавили: «Чтобы продолжить наши усилия по созданию великолепного user experience, который станет частью жизни людей, Samsung продолжит обеспечивать различные и инновационные сервисы и преложения по представлению контента на наших мобильных девайсах».
На этой неделе Samsung и Google анонсировали широкомасштабную сделку о кросс-лицензиновании панентов, которое охватывает мобильные устройства и другие неназванные категории. Но это не всё.
Хотя точные детали этих встреч ещё неизвестны, источники, близкие к переговорам, говорят, что Samsung не только думают, или уже собираются, убрать или заменить интерфейс Magazine UX в своих будущих девайсах, но и, что более важно, новые устройства от Samsung будут включать в себя набор приложений и сервисов от Google для того, чтобы приобрести фильмы, музыку и другой контент, в ущерб своему собственному ПО, которое уже стало гордостью Samsung в процессе развития как лидера мобильной индустрии.
Непонятно, какие уступки могло сделать Google со своей стороны. Компания могла, например, согласиться работать с Samsung над каким-нибудь Nexus или предложить другое сотрудничество.
Отношения между Google и Samsung прошли через «огромные перемены, кардинальные перемены за последние несколько недель», как описал их источник.
Кардинальные перемены
Samsung на сегодняшний день является крупнейшим производителем устройств на Android и конролировал 32 процента глобального рынка смартфонов в 3 квартале 2013 года, по информации от Gartner. Около 82 процентов смартфонов на рынке работает на Android. Samsung деликатно сохраняла независимость от Google. Многие в индустрии гадали на чайных листьях в поисках признаков того, что два лидера двигаются в противоположные стороны, особенно после того, как Google купил Motorola, конкурирующего производителя телефонов.
Приоритет на предустановленные приложения Google Play, очевидно, идёт в ущерб самсунговской Media Solution Center group. За последние 2 года Samsung создала сервис с фильмами и телешоу и приобрела музыкальный сервис mSpot.
ПО от Samsung WatchON это приложение-пульт дистанционно управления, которое связывает существующие сервисы, такие как Netflix, и лучше всего подходит для людей, у которых несколько устройств от Samsung, включая телевизоры. Другое приложение в арсенале Samsung — ChatON. Это кроссплатформенный мессенджер, который может работать как на не-самсунговских устройствах на Android, так и на iPhone'ах. Наш источник не был уверен, окажется ли ChatON за бортом.
Но приложения от Samsung сильно терялись в огромном Android-мире и переход на приложения Google Play не кажется такой уж большой потерей.
Walt Mossber из Re/code в своём обзоре Galaxy S4 написал: «Я обнаружил, что ПО от Samsung часто бесполезное, повторяет стандартные приложения Android, или, в некоторых случаях, имеет лишь часть их функционала.»
GoogleFlex
Как крупнейший разработчик приложений для Android, Google стал прикладывать значительно больше усилий для того, чтобы производители устройств предустанавливали набор его сервисов, отдельно и в дополнение к ядру ОС Android.
В последние месяцы всё больше инноваций в экосистеме Android привносится Google не в опенсорсную операционную систему, а в проприетарные сервисы Google Play и его набор приложений. Пока есть преимущества сохранения Android опенсорсным, Google может быть уверен, что некоторые из его разработок используются только на устройствах, которые используют его сервисы, в отличие от, например, Kindle Fire, который использует ОС Android, но включает в себя сервисы Amazon.
Приложения Google Play также доступны для производителей устройств, но на жестких условиях. Google больше не позволяет производителям телефонов выбирать — включить ли лишь одно приложение в их телефон, Google хочет, чтобы они предустанавливали весь набор.
Как выразился один из руководителей мобильного направления, который конкурирует с гугловыми приложениями для Android, «Google играет по тем же правилам, что и Apple. Он может быть опенсорсным снизу, но только не сверху».
То, что Apple так жестко контролирует связку собственного ПО и железа, похоже, единственное, что отличает Google от M-word (слово на букву M? Microsoft? Монополист?), учитывая его большую и растущую долю на рынке. Но сейчас это меняется. Другой производитель ПО назвал поледние действия Google напоминающими монополистический расцвет Microsoft. «Они ступают на очень тонкий лёд», сказал он.
Что хуже, чем фрагментация?
Фактически, сейчас Google делает 78 своих собственных приложений для Android, и в некоторых случаях предустанавливает больше десятка из них по умолчанию в новые телефоны.
Это особенно важно потому, что приложения Google тесно связаны друг с другом. У Google есть приложения для большинства самых важных задач на телефоне или планшете — email, обмен сообщениями, карты, хранение данных, браузер, чтение новостей, поиск и потребление медиа-контента — и они так завязаны друг на друге, что задачи перетекают буквально из одного приложения в другое.
Пользователи обычно приветствуют такого рода связки между ПО — взять хотя бы пользователя iPhone — и Google видит в этом возможность положительно повлиять на Android-сообщество, страдающее от фрагментации. Однако, в этой связке ужасно много Google. Это значит, что Android становится похож больше на супер-инструмент для Google, нежели на основу в виде операционной системы, увенчанной выбором между приложениями.
Ко всему прочему, всё это может стать плохой новостью для независимых разработчиков приложений. Samsung дал огромный толчок независимым приложениям и сервисам вроде Dropbox, Flipboard, SwiftKey и TripAdvisor, включая их в список предустановленных приложения на своих устройствах. Теперь же вероятность того, что Samsung будет заключать соглашения о предустановке приложений в будущем, очень мала, особенно в случаях, когда Google делает конкурирующее приложение.
Без сильного сторонника вроде Samsung, со всеми его рычагами и рыночной силой, планка успеха для небольших разрабочиков на платформе Android будет выше в этой новой эре.
Автор: Makaveli