Добрый день!
Скажите, пользуетесь ли вы фотоаппаратом? Почти наверняка — да: если уж не отдельным устройством, то камерой смартфона точно. Сегодня фотография не требует от пользователя знания даже основных понятий, таких как “выдержка”, “диафрагма”, “фокусное расстояние” — все задачи более-менее успешно решает программный автомат, и сотни миллионов людей пользуются услугами научно-технического прогресса даже не задумываясь о том, что скрывается под капотом их устройств.
С одной стороны, оно и хорошо: жить хочется проще, а снимать — не задумываясь об экспозиции или балансе белого. Мир живет все динамичнее, и интересные кадры могут ускользнуть буквально за несколько секунд. С другой стороны, в Интернетах скоро уже свободное место закончится из-за многообразия ужасных фотографий, сделанных кривыми руками при отсутствии всякого вкуса и навыка пользователей. :) Но речь в этом посте пойдет отнюдь не о них, а о двух беззеркальных камерах от Samsung — NX300 и NX2000, а также о самой системе Samsung NX, куда входят и аксессуары, и объективы, и камеры. Ну что, от винта?
Да, чуть не забыл! Пост получился настолько огромным, что его пришлось разбить на целых три части (может, будет и четвертая часть — бонусная), так что сегодня я расскажу про общую теорию, особенности конструкции камер, процесс работы с камерой, железки и представлю на ваш суд несколько кадров. В следующих постах поведаю и про оптику, её особенности и возможности, ну и про SMART-функциональность на закуску.
Во время тестирования с погодой, конечно, не повезло совсем, так что часть кадров я честным образом умыкну из аналогичных обзоров с других ресурсов, и дам некоторые пояснения, если они понадобятся. Ну вот теперь… поехали!
Беззеркалки
Бум на “беззеркальные зеркалки” начался лет пять назад. Кто-то из производителей крепко призадумался да и предложил: “А давайте оставим APS-C матрицу, зеркало выкинем, и пусть все через Live View снимают”. Примерно как-то так и появился новый класс устройств — беззеркальные цифровые фотоаппараты со сменными объективами. С одной стороны, внутри стоит процессор и матрица от зеркалки, с другой — нет ни зеркала, ни оптического видоискателя, рабочий отрезок короче — в общем, целый набор компромиссов, которые ставили перед разработчиками вполне конкретный спектр инженерных задач. Что делать с автофокусом? Какое крепление использовать для объективов? Как доработать ПО, чтобы было удобно пользоваться камерой с сокращенным количеством элементов управления? Как и где разместить элементы управления?
Смарт-камеры
Второй класс, который хотелось бы упомянуть, прежде чем перейти к непосредственному описанию серии NX — это, собственно, смарт-камеры. Фотоаппараты, способные не только “создавать” контент, но и обрабатывать его (в определенных пределах), и сразу же делиться им (с другими устройствами через Wi-Fi/Bluetooth, интернет-сервисами типа Flickr или YouTube, а также выкладывать его в социальные сети). В некотором роде, это «смартфоны» среди обычных фотоаппаратов. Самые-самые смарт — это камеры на Android (о GALAXY NX позднее будет отдельный материал), а вот “менее умными” являются как некоторые “мыльницы”, так и беззеркалки вроде NX2000, и даже монстры типа Canon EOS 6D с его встроенными Wi-Fi, GPS и специальным ПО для выгрузки фотографий сразу в смартфон или планшет). О SMART-функциональности я расскажу попозже.
NX2000
Начнём, пожалуй, с младшей модели: у меня она погостила всего пару дней, да и интерес, в первую очередь, представляет, конечно же, “фотофлагман” NX300, так что вкратце рассмотрим “двухтысячник”, его главные фичи, и двинемся дальше.
Основные характеристики камеры таковы:
Тип матрицы | CMOS |
Разрешение | 5472х3648 точек, 20.3 MPx |
Поддерживаемые ISO | 100 -:- 3200, расширенные — 6400, 12800 25600 |
Байонет | Samsung NX |
Выдержка | 30 — 1/4000 секунды |
Тип карт памяти | MicroSD, MicroSDHC, MicroSDXC |
Форматы изображения | JPEG, RAW (.srw) |
Форматы видео | MP4, 1080p, 720p, до 30 кадров в секунду |
Как видите, всё на уровне современных зеркалок примерно того же сегмента, но без зеркала, в компактном корпусе и с сенсорным управлением.
К сожалению, не все так просто и прекрасно: автофокус контрастный, т.е. отличается степенной неторопливостью. К слову, та же проблема у камеры NEX7 от Sony. На самом деле, не всё так плохо, но после гибридных фазово-контрастных систем в NX300 и некоторых других моделях подобного форм-фактора МОЖЕТ возникать лёгкое раздражение из-за задумчивости камеры.
Впрочем, если не пользоваться двумя камерами сразу, то через день-другой ощущения “слоупока” практически нет — всё же современные мобильные процессоры стали намного шустрее, да и разработчики ПО не зря свой хлеб едят: система фокусируется, делает это достаточно хорошо, а репортажную съёмку оставьте тем, кто для неё был приспособлен с рождения. :) Кроме того, контрастный автофокус не требует дорогостоящего усовершенствования матрицы и установку в неё фазовых датчиков, что ощутимо сказывается на цене конечного устройства.
Внешний вид, корпус, юзабилити
Камера внешне выглядит очень просто: несколько управляющих кнопок, огромный сенсорный экран, байонет — всё. Никаких хитрых переключателей, никакого откидного или поворотного дисплея: минимализм, аккуратность, простота.
Кстати, встроенной вспышки тоже нет, но в комплекте есть внешняя. Крепится она через Smart Shoe — внешний порт для умных аксессуаров. Сам модуль выглядит очень аккуратно, занимает минимум места в “отдельном” положении, и вообще показывает неплохие результаты для своих скромных размеров.
Органы управления представлены следующими элементами:
- Подвижный рычаг on/off, совмещённый с кнопкой спуска затвора/автофокусировки;
- Колесо выбора режимов (электронное, т.к. никаких меток или ограничений на прокрутку в одну сторону у него нет);
- Утопленная кнопка Direct Link, которая включает предварительно выбранный в настройках режим взаимодействия с беспроводными сетями;
- Кнопок на “задней” панели: запись видео, “домой” и “галерея”.
Ещё одна кнопка находится на самом объективе, называется iFN, и её функционал настраивается в меню. Все остальные контролы вынесены на большой и яркий тачскрин.
Больше всего меня смутил вот этот “грип”-участок. По идее, сюда должен ложиться большой палец. На практике же я постоянно пытался “нажать” несуществующую кнопку, а ведь на место этой “штучки” можно было повесить пару настраиваемых кнопок, которые бы облегчили управление камерой.
ПО
Софт камеры можно грубо разделить на три больших “раздела”. Первый — съёмка в “общих” режимах, различные программные автоматы и функции при съёмке в стиле “пусть камера думает за меня”. Второй — съёмка в полностью ручном режиме “как на зеркалке”. То есть сам выбираешь выдержку и/или диафрагму, настраиваешь ISO и вообще получаешь полный контроль над камерой. Третий — “пост-съёмочный” раздел: обработка готовых снимков, шэринг через беспроводные подключения и прочие “смарт-фишки”. Объединяет все три раздела общая часть, которую можно назвать ОС камеры. Есть у меня подозрения, что внутри — глубоко кастомизированный урезанно/допиленный Linux.
Программный автомат
Основной управляющий элемент — “кольцо” на верхней части камеры, которое вращается без ограничения в любую сторону и не имеет маркировки; при его вращении на дисплее появляется индикация текущего (и, соответственно, следующего и предыдущего режимов) съёмки. В этом плане камера полностью «казуальна». Доступные режимы съёмки — SmartAuto (т.н. “зелёный режим”, в котором камера все параметры подбирает на своё усмотрение), SmartScene (полноценный программный автомат, в под-меню которого на сенсорном экране можно выбрать сценарий съёмки, а камера уже подберёт соответствующие параметры и выведет на экран подсказки по съёмке, если сочтёт это необходимым), режим Wi-Fi подключения, режим записи видео (который отдельно продублирован на “красной кнопке”, и “экспертный” режим, в котором, как раз, и хранятся “приоритет выдержки”, “приоритет диафрагмы” и “полностью ручной” под-режимы съёмки. О них поговорим чуть позже, благо они, практически, не отличаются от NX300, с которой я, в основном, и общался всё это время.
Во-первых, полностью “зелёный” режим выдаёт в 90% случаев достойные кадры. Автоматический баланс белого, выдержка и диафрагма в зависимости от сцены и фокусного расстояния (+расстояния, на которое сфокусировалась оптика), в сочетании с пусть и не самым быстрым, но точным контрастным автофокусом, делают своё дело. Кроме того, относительно большая матрица (APS-C, кроп-фактор 1.6), и шустрый процессор, обрабатывающий сигнал с неё, позволяют даже с контрастным автофокусом не чувствовать себя “инвалидом” в плане автоматической фокусировки. Кроме того, контрастному автофокусу (в отличие от фазового) не принципиальна диафрагма и уровень освещённости — были бы контрастные элементы в кадре, а сфокуссироваться он сможет. Ограничение скорости, в основном, упирается в скорость перемещения линз объектива и анализа картинки. Первое решается установкой STM-моторов автофокусировки, второе — очень быстрым процессором, отвечающим за съёмку и управление системой автофокусировки, так что в среднем скорость автофокуса находится на уровне зеркалок начального уровня.
Во-вторых, сценические режимы (SmartScene) позволяют в оставшихся 10% случаев также получить хорошие кадры: камера перестаёт играть в “угадайку” и послушно зажимает “дырку” для пейзажной съёмки, открывает её для портретов, удачно подбирает выдержку для съёмки динамичных объектов и вообще ведёт себя адекватно и предсказуемо.
Отдать такой фотоаппарат не самым технически подкованным родителям в отпуск, снабдив краткой инструкцией “куда жать”, вполне реально, и обратно они привезут достаточно удачных кадров, чтобы забить ими очередной альбом ярких впечатлений о Египте или Турции, даже если будут пользоваться только автоматическим режимом съёмки.
SMART-функциональность
Функции по пост-обработке и шэрингу во многом повторяют таковые в NX300, разве что на большем по размерам дисплее у NX2000 работать чуть приятнее. Во-первых, стоит отметить, что сам термин “пост-обработка” несколько неверен: многие из эффектов, настроек и фильтров можно применить ДО съёмки, настроив цветопередачу, контрастность, яркость, насыщенность и многие другие параметры через меню. Во-вторых, опции по редактированию фотографий различаются для JPEG и RAW-файлов. Вторые, помимо фильтров, настройки цветов и прочих мелочей можно полноценно “тащить” по нескольким параметрам, как в фотошопе или лайтруме. Не сказал бы, что это функционал первой необходимости, но в какой-нибудь поездке, без ноутбука или планшета, подцепившись к Wi-Fi в кафешке можно неплохо “обработать” и выложить фотографию в интернет прямо с камеры. Обо всём этом чуть подробнее поговорим, когда будем рассматривать NX300.
Промежуточные итоги
Ну что, какие впечатления? Моё imho таково: NX2000 — это предельно простая версия более “взрослой” беззеркалки NX300: она максимально ориентирована на стиль использования “включил и сфотографировал”, а экспертный режим съёмки ей достался по наследству от старшей камеры, по принципу “наличие фичи лучше, чем её отсутствие”, да и если есть камера со схожими внутренностями, почему бы и не перенести функционал, в самом деле. Но, при всей этой “казуальности”, NX2000 делает точно такие же хорошие и чёткие кадры, на удивление уверенно работает в “зелёном режиме” и имеет в запасе SMART-функциональность и беспроводные интерфейсы.
Да, аппаратное управление максимально упрощено в угоду большому сенсорному дисплею и автоматическому режиму съёмки, но, случись такая необходимость, камера может моментально превратиться во “взрослую”, предоставив полный набор настроек, доступных на зеркальных фотоаппаратах начального и среднего уровней (для линейки Canon пусть это будет 1000 и 500-600-700 серии). Кроме того, “двухтысячный” использует карточки формата microSD:
NX300
Ну вот мы и добрались до “старшего брата”. Часть отличий я вам уже заспойлерил, часть еще не успел, так что разберём всё по порядку.
Внешний вид, корпус, юзабилити
Если NX2000 — дитя пластика и классический представитель “среднего сегмента”, то NX300 блещет благородными материалами и ретро-дизайном: металл, покрытие “под кожу”, “взрослый” набор контролов, аккуратный и надёжный механизм поворотного экрана.
На верхней грани — целых пять элементов управления камерой.
- Совмещённый с кнопкой фокусировки и спуска затвора сдвижной переключатель питания;
- Собственно, кнопка фокусировки / спуска затвора;
- Колёсико для управления активной функцией камеры;
- Промаркированное колесо выбора режимов съёмки;
- Утопленная кнопка быстрой активации беспроводного функционала.
По части вышеперечисленных пунктов у меня претензий нет никаких: первый, второй и четвертый элементы реализованы практически идеально. Скрывающееся за цифрой 3 колесо регулировки, на мой взгляд, вращается слишком легко — ему бы чуть более заметный/ощутимый “клик” на делении и не такую “глубокую” посадку в корпус камеры — и было бы просто шикарно.
А вот пункт номер 5 — то ещё недоразумение, но к нему мы вернёмся чуть позже.
На задней панели, помимо тачскрина (который может быть отклонён на 90 градусов вверх и 45 градусов вниз от своего первоначального положения), расположена пятипозиционная мультифункциональная кнопка, обеспечивающая навигацию по меню и настройкам, а также быстрый доступ к некоторым функциям, кнопки перехода в галерею, кнопка удаления фотографии, кнопка FN, кнопка перехода в основное меню камеры и кнопка, выбирающая режим работы колёсика номер 3 из прошлого абзаца — регулировка выдержки или диафрагмы. На большинство из доступных кнопок можно переназначить/доназначить другие функции через основное меню, получив, таким образом, доступ к практически любой функции в одно нажатие.
В принципе, по иконкам/подписям на пятипозиционной кнопке и так понятно, что делает каждое из “направлений”, так что комментировать ничего не буду.
Да, чуть не забыл. Есть ещё малозаметная кнопка мгновенного перехода в режим видеозаписи, но она расположена в “мёртвой зоне”, что, в принципе, и хорошо — случайно не нажмёшь. Из интерфейсных разъёмов есть USB и HDMI, оба с приставкой micro.
Что можно сказать про имеющиеся органы управления камерой? Здесь нет ничего лишнего, всё нужное под рукой, все кнопки нажимаются с чёткой отдачей, все переключатели позволяют работать с камерой “вслепую”.
Готов ли я назвать юзабилити идеальным? Нет, не готов. Ретро-дизайн внёс свои коррективы, и некоторые элементы хотелось бы чуть подвинуть, некоторые грани — сгладить, а “рукоять” сделать более анатомичной. Но если не обращать внимания на эти мелочи, то камера просто отлично лежит в руке, и, разумеется, после некоторого привыкания, ей можно пользоваться так же легко, как и любой кроп-зеркалкой в “ручном” режиме. ISO закидывается на настраивающуюся кнопку, баланс белого отлично справляется в автоматическом режиме, диафрагма и выдержка доступны как по “колёсику 3 + кнопке”, так и через iFN на объективе… что ещё надо для счастья? :)
Работа с камерой
Основной интересующий меня режим в NX300 — ручной — реализован достаточно удобно. Если программный автомат реализован на 8 из 10 баллов, и обсуждать в нём особо нечего, то вот именно ручной режим, позволяющий добиться от камеры максимальной отдачи и получить снимки максимально приближенными к тому, что вы хотите видеть в результате — то, что можно и нужно рассмотреть во всех подробностях.
Во-первых, основные настройки ручного режима — ISO, выдержка и диафрагма находятся в 1-2 нажатиях и, что немаловажно, они продублированы в двух местах.
В “классическом” режиме верхним колёсиком мы выбираем выдержку, с зажатой кнопкой “диафрагма” мы им же регулируем диафрагму, после назначения ISO на одну из кнопок камеры им же можно исправить и светочувствительность (причем, в весьма больших пределах). Кроме того, настроив в меню фотоаппарата, что выводить по нажатию на кнопку iFN, все те же (и некоторые другие) характеристики можно регулировать, нажав на iFN на объективе и вращая кольцо фокусировки (оно не имеет прямой связи с системой линз, чем и достигается подобная мультифункциональность). Кроме того, ничто не мешает разнести управление выдержкой и диафрагмой на два разных “колёсика”, хотя от необходимости нажимать iFN для регулировки диафрамы это вас не избавит.
Во-вторых, система автофокуса (и ручной фокусировки) здесь представлена крайне хитрой (и, на мой взгляд, очень удобной) гибридной системой: фазовые датчики, встроенные в саму светочувствительную матрицу + точный контрастный автофокус вкупе с быстрым процессором DRIMe IV позволяют быстро и точно сфокусироваться даже на летящей птице, играющей собаке или бегущих детях. Интересен также и механизм ручной доводки фокуса. После индикации “срабатывания” автофокуса, когда вы начинаете вращать кольцо фокусировки, камера приблизит фрагмент, на котором вы фокусируетесь (увеличение, если память не изменяет, х5), и подчеркнёт попавшие в зону контрастного фокуса зоны снимка. Описать словами сложно, на видео передать — тоже: нужно именно потрогать вживую. За счёт отсутствия прямой связи кольца фокусировки с оптикой (кольцом вы только задаёте команду для STM или USM-мотора в стекле на сдвиг оптической системы) можно с хирургической точностью “донавестись” на нужный объект. Отсутствие “трения” в системе, лёгкость и пониженное “передаточное число” (честно, не знаю, как ещё это передать словами) позволяет максимально точно скорректировать фокусировку, а система помощи подсветкой контрастных границ + зум на выбранном участке только упрощают этот процесс и позволяют получать идеально сфокусированные кадры даже людям с плохим зрением.
В-третьих, хочется упомянуть систему электронного урвноя на экране. Поскольку оптического видоискателя камера лишена, и вся компоновка кадра происходит в режиме LiveView, оверлэйный электронный горизонт с сеткой приходятся как нельзя кстати: завалить горизонт с таким помощником можно либо умышленно, либо на судне — в шторм. Система очень чувствительная и отлично показывает “правильное” положение горизонта.
Съёмка в RAW и SRW-файлы
SRW — фирменный формат RAW-файлов от Samsung. Прекрасно открывается Photoshop’ом или Lightroom’ом после соответствующего апдейта Adobe Camera RAW.
Сами файлы в большинстве случаев тянутся практически на 2.5-3 стопа экспозиции без сильной потери качества. С обновлением ПО камеры до версии 1.3 их средний размер колеблется в районе 23 мегабайт, а буфер камеры перестает захлёбываться после 3-4 кадров и начинает значительно быстрее записывать снимки на карту памяти, однако общий «затык» после исчерпания буфера (и невозможность продолжать съёмку, пока кадры из буфера не будут записаны на карту памяти) никуда, к сожалению, не делся. Не думаю, что данную проблему пофиксят программно в следующей версии прошивки — скорее, придётся ждать NX400, в которой будет и аппаратное увеличение буфера кадров, и что-то сделают с записью кадров на карту памяти. Пока что она не радует скоростью…
Фотографии
Думаю, настало самое время показать вам кадры, которые сделаны на NX300. Все они взяты из социальной сети 500PX.com, найти вы их сможете через поиск.
Мои собственные кадры будут в посте с объективами. ;)
Цена-качество
Если учесть тот факт, что NX2000 — более простая (и, соответственно, более дешёвая) камера, чем NX300, то стоит ли брать её, или лучше еще доплатить и взять флагман?
Средняя цена по Яндекс.Маркету для NX2000 составляет около 17 килорублей за китовый комплект.
Трёхсотка встанет в 23 тысячи рублей. Разница — около 6 тысяч рублей — почти треть цены младшей модели. За 6 тысяч рублей вы получите: отклоняемый дисплей меньшего размера (и разрешения), более “взрослый” набор аппаратных кнопок, позволяющий быстрее и удобнее настраивать камеру во “взрослом” режиме и фазовый автофокус. Ну и более серьезный внешний вид.
Качество кадров, SMART-функциональность, поддерживаемые объективы и аксессуары — всё останется прежним. Стоит ли за указанные улучшения платить несколько тысяч рублей? Возможно. Стоит ли платить треть цены камеры? Не уверен. Если бы разница составляла всего 3-4 тысячи рублей, то сомнений бы не возникало: NX2000 можно было покупать с чётким осознанием “мне не нужны все эти фичи NX300” или в случае отсутствия необходимости в определённых функциях. Камеру брали бы за то, что она “смотри какая — розовенькая!” или просто подпадает под бюджет. Но разница в 6 тысяч рублей заставляет серьёзно задуматься: зачем вы берёте беззеркальную камеру со сменной оптикой, и нужно ли вам переплачивать за функции, которыми вы не будете пользоваться? Если ответ будет “я беру её вместо зеркалки, чтобы не таскать килограммовую тушку, и я знаю чем диафрагма отличается от выдержки”, то, скорее всего, вам стоит склониться к приобретению к старшей модели. Если же вы берёте беззеркалку как вторую камеру, как “домашний” фотоаппарат на все случаи жизни, как просто фотоаппарат, без прицела на сменную оптику, то NX2000 — ваш выбор.
Вместо заключения
На этом, пока что, всё. В следующем выпуске мы поговорим о доступных объективах, их особенностях и аксессуарах для камер NX-серии.
Автор: Shirixae