Не секрет, что производители смартфонов любят подсмотреть (и, что уж там, скопировать) друг у друга интересные решения. Особенно заметно это становится тогда, когда в исследовательских целях вынужден пользоваться тремя-пятью устройствами одновременно, а счёт устройств в лаборатории идёт уже не на десятки, но на сотни (пора открывать музей). Даже минимальные отличия – уже интересны, а уж если речь идёт о чём-то действительно уникальном…
Прошлый год прошёл под флагом вытянутых в высоту экранов и вырезов различной формы. В текущем году мы увидели устройства, экран которых занимает практически всю площадь передней панели. Скользкие металлические рамки и не менее скользкое (и не слишком прочное) стекло в качестве задней панели стали всеобщим трендом. Производители всё меньше стараются выделиться на фоне чёрных прямоугольников, заполонивших рынок. Тем не менее, какие-то мелочи до сих пор отличают одно устройство от другого. Для кого-то одна такая мелочь может стать определяющей в выборе устройства. О некоторых из таких мелочей мы расскажем в сегодняшней статье.
Google Pixel – это не только «чистый» Android
Известно ли вам, что, начиная со второго поколения, камеры в смартфонах линейки Google Pixel – совершенно уникальные и немного пленоптические? Речь сейчас идёт не о технологии HDR+ и даже не о приложении Google Camera, возможности которого до сих пор способны приятно удивить. Речь именно о «железке» сенсора.
Что такое «пленоптическая» камера? Об этом отлично написано в статье «Вычислительная фотография» (кстати, статью усиленно рекомендую).
«Начиная с Pixel 2 камера впервые стала «немного» пленоптической, правда с кластерами всего по два пикселя. Это дало возможность гуглу не ставить вторую камеру как все остальные ребята, а вычислять карту глубины исключительно по одной фотографии». Для чего это сделано? Портретный режим, карта глубины резкости единственным модулем. Подробности – по ссылке.
Пожалуй, самое интересное в этой технологии то, что она – одна из немногих из перечисленных в этой статье, что почти наверняка останутся в следующих поколениях смартфонов Pixel. Более того, почти наверняка она останется эксклюзивом смартфонов от Google: компания купила Lytro, разработавшую и запатентовавшую соответствующую технологию.
Google Pixel, HTC U11, U12: активные грани с реакцией на сжатие корпуса
А ещё у Pixel-ей «активные» края: телефон можно сжать в руке, и запустится Google Assistant. Или не запустится, если эта возможность не нужна. К сожалению, возможности настройки реакции Pixel-я на сжатие в «стоковом» Android ограничены, но со времён первого Pixel существуют модификации (большинство из них требует рут-доступа), позволяющие, например, включать и выключать экран телефона, просто сжав его в руке. Это удобно, к этому привыкаешь настолько, что моторная память какое-то время остаётся и после перехода на другой телефон, не понимающий сжатия. Справедливости ради, эта возможность пришла из HTC, которые выпустили несколько моделей (линейки U11 и U12), распознающих сжатие корпуса.
Будет ли Google продолжать оснащать Pixel-и чувствительными к нажатию гранями, покажет время. А вот с HTC всё просто: нет компании – нет и смартфонов; нет смартфонов – нет и чувствительных к нажатию граней.
Складной Samsung Galaxy Fold: пока неоднозначно
Сколько лет производители OLED панелей рекламируют гибкие, гнущиеся во всех направлениях панели? Наверное, последние лет пять. В 2014 году даже вышел экспериментальный (но вполне серийно продававшийся) смартфон LG G Flex, обладавший заметно изогнутым экраном. В 2015 году его заменила вторая модель, LG G Flex 2. У компании не получилось: качество тогдашних матриц было низким, эффект от «гнутого» экрана быстро пропадал на фоне видимых невооружённым глазом артефактов (об этом – в моей статье в блоге). Идею задвинули в дальний угол до лучших времён.
Если не случится ещё чего-нибудь из разряда «никогда такого не было», то уже в конце месяца нам предложат Samsung Galaxy Fold, обладающий складной конструкцией и действительно гибким экраном. Поведение ранних образцов настораживает: экраны неплохо сгибаются и разгибаются роботом в условиях чистой лаборатории. Попав же в человеческие руки и вступив в соприкосновение с влагой от рук и абразивными частицами пыли из воздуха, складные экраны предпродажных образцов стали массово выходить из строя. Вроде бы Samsung удалось доработать конструкцию; насколько она окажется надёжной – покажет время.
Кстати, «пластиковые» экраны P-OLED, применявшиеся в LG G Flex 2, снаружи были покрыты самым обычным закалённым стеклом. Экран Galaxy Fold защищён плёнкой из мягкого гибкого пластика. Разбить такой экран тяжело, но царапать они будут (по опыту использования небьющихся Moto Z2 Force) в первый же день. Также остаётся открытым вопрос расслоения и отклеивания защитного слоя (опять же – довольно распространённая проблема у Motorola).
Будущее технологии неопределённое. Вероятно, первое поколение Galaxy Fold окажется неудачным. Будет ли второе – вопрос скорее к маркетологам Samsung.
Motorola: небьющийся (но царапающийся) Moto Z2 Force
Неудачное падение – и стеклянный экран, иногда – вместе со стеклянным же корпусом покрываются трещинами. И если замена экрана, как правило, обходится в разумную сумму ($279 в США для Apple iPhone Xs), то треснувшая задняя панель для того же iPhone Xs обойдётся пользователю уже в $549.
Пользователям, которые часто роняют телефоны, предложила решение компания Motorola (Lenovo). В смартфоне Moto Z2 Force используется корпус из шлифованного алюминия и небьющийся экран из пластика.
Здесь тоже не всё однозначно. Действительно, разбить Z2 Force сложно, но мягкий пластиковый экран моментально покрывается царапинами, как бы аккуратно вы им ни пользовались. Более того, в руках некоторых пользователей защитный пластиковый слой отслаивался; телефону требовался ремонт. Проблема в целом решалась наклеиванием защитного стекла; тем не менее, инновацию я оцениваю как неоднозначную.
С такой оценкой согласна и сама компания Motorola: в третьем и четвёртом поколениях Moto Z от использования небьющихся экранов отказались, а корпуса стали делать как все – из скользкого хрупкого стекла. Вероятно, небьющихся смартфонов больше не будет.
Motorola: внешние модули, от проектора до камеры
Вышедшая в 2017 году Moto Z2 Force в эту статью прошла с натяжкой, но вся линейка Moto Z в целом (включая актуальные модели Z3 Play и Z4) обладает уникальной отличительной чертой: поддержкой внешних модулей. К телефону Moto Z / Z Play, Z2 Force / Z2 Play, Z3 Play и Z4 можно приложить заднюю крышку, в которую будет встроена какая-нибудь полезная вещь. Например:
- Проектор. Самый настоящий: в затемнённой комнате можно смотреть фильмы, ролики на YouTube или спортивные трансляции. Очень полезный модуль.
- Фотоаппарат с оптическим зумом. Превратите смартфон в мыльницу! Или нет: качество фотографий не очень, гордое имя Hasselblad здесь мимо кассы.
- Внешний аккумулятор. Если вам нужно, чтобы телефон продержался сутки-двое под нагрузкой, достаточно вместо декоративной задней панели использовать внешний аккумулятор. Вес и габариты телефона увеличиваются, но не так сильно, как можно было бы ожидать.
- Разнообразные колонки – от JBL до колонки с поддержкой голосового ассистента Alexa. Если есть возможность превратить телефон в бум-бокс – почему бы и нет?
С учётом невысокой стоимости каждого модуля и их совместимости с широким рядом моделей – вполне себе уникальная фишка. А вот без модулей смартфоны линейки не так интересны: дизайн телефонов таков, что без хотя бы простейшей декоративной крышки держать их в руках неудобно. Впрочем, Motorola комплектует смартфоны линейки Z хотя бы одним модулем: декоративной крышкой, крышкой-колонкой JBL, модулем-аккумулятором или модулем с широкоугольной камерой.
Будущее этой технологии пока неясно. Motorola продолжает выпускать смартфоны с поддержкой модулей, но последним действительно флагманским устройствам стал Moto Z2 Force. Всё, что было после него, или оснащалось устаревшими процессорами, или использовало откровенно слабое «железо».
И снова Motorola: датчики над экраном
Всё началось с модели Moto X (о ней у меня остались исключительно приятные воспоминания), в которой Motorola (тогда ещё – часть Google) добавила в углах передней панели датчики, реагирующие на жесты над экраном. Достаточно протянуть к лежащему на столе телефону руку или провести над ним ладонью, как экран устройства активируется и показывает время и уведомления (все уведомления, а не только те, что встроены в оболочку). Взяв телефон в руки, с уведомлениями можно работать (например, если это разрешено в настройках безопасности, прочесть первые строчки письма или SMS), даже не разблокировав телефон.
«Позвольте!», может возразить читатель. «Есть же датчик приближения! Его тоже можно научить реагировать на помахивание рукой над экраном!» Действительно, можно; только работать это нормально не будет. Четыре (в новых и бюджетных моделях – два) датчика, сканирующих окружающее пространство в Moto X4 и всей линейки Moto Z вплоть до модели Z3 Play (модель Z4 этих датчиков лишилась) позволяют не только уверенно определить момент, когда вы протянули руку к смартфону, но и понять, в каком направлении был сделан жест.
К сожалению, Motorola не выжала из датчиков все потенциальные возможности. Да, телефон различает жесты «справа налево» от «слева направо», но никакой разницы между ними не делает. Пролистывание страниц? Нет. Смахивание уведомлений? Нет. Переключение приложений? Да нет же! Только активация экрана, когда телефон лежит на столе.
В смартфонах Motorola будущее технологии под вопросом. Линейка Moto Z, вероятно, больше не будет оснащаться нужными датчиками, а о дальнейшей судьбе линейки Moto X и вовсе ничего не известно.
Google Pixel 4: Solis?
Очень похоже, что в тот самый момент, когда Motorola похоронила идею внешних датчиков (напомню, в Moto Z4 датчиков уже не завезли), упавшее знамя подхватит Google. По слухам, в переднюю панель Pixel 4 и 4 XL будет встроен набор датчиков, позволяющих устройству реагировать на жесты над экраном. Может быть, если Google сумеет найти рабочий сценарий использования для таких жестов, то и Motorola вернёт датчики в свои телефоны? Ждём анонса.
О будущем этой технологии говорить пока рано.
SONY: бесполезный экран с разрешением 4К
Кто-нибудь ещё помнит, что SONY выпускает мобильные телефоны? Линейка SONY Xperia переживает не лучшие времена, что даже удивительно, учитывая их технические характеристики, внятную политику обновлений и достаточно чистый Android. Здесь же хочется рассказать об одной интересной возможности свежего флагмана компании Xperia 1: уникального OLED экрана с разрешением 4К.
Зачем нужна такая высокая плотность точек, ведь на глаз её невозможно отличить от привычного QHD? Конечно же, для приложений виртуальной реальности! Достаточно вставить такой телефон в очки Google Daydream VR, и можно забыть о необходимости покупки выделенной гарнитуры: OLED с высочайшей плотностью точек и глубоким чёрным цветом позволит погрузиться… а впрочем, не позволит: смартфоны SONY не поддерживают Dreamview и не работают в виртуальной реальности. Соответственно, разрешение 4К в экране Xperia 1 избыточно и бесполезно с любой точки зрения, кроме маркетинговой.
Будущее этой технологии под вопросом. Уже много лет маркетологи SONY заигрывают с экранами сверхвысокого разрешения, и который год ничего толкового из этого не выходит. Для того, чтобы экраны 4К стали востребованными, нужно хотя бы «прикрутить» к ним что-то из области виртуальной или аугментированной реальности. В повседневном же использовании ничего, кроме повышенного расхода аккумулятора, мы не получим.
LG G8x: чехол со вторым экраном
Компания LG продолжает экспериментировать. Вслед за провалившейся идеей изогнутых экранов в линейке Flex, вслед за неудачным экспериментом в сторону модулей в LG G5 компания радовала нас чередой совершенно безликих флагманов G6, G7 и G8. И вот теперь – очередной совершенно безликий флагман LG G8x, уникальная фишка которого – возможность вставить его в чехол! Минуту… уникальная возможность? Да, всё дело в самом чехле: в него встроен дополнительный экран.
Как это всё выглядит в реальности? Честно говоря, довольно ужасно: конструкция получается тяжёлой и громоздкой, держать всю эту конструкцию на весу в разложенном виде неудобно, а опыт использования – откровенно спорный в обоих режимах («безграничный» экран, являющийся продолжением основного, и «второе пространство»; уж не знаю, как в точности назовут эти режимы маркетологи). Честно говоря, всё это больше смахивает на попытку собрать подобие Galaxy Fold из того, что было под ногами в нашем колхозе.
Будущее технологии? Думаю, примерно такое же, как у гнутых экранов и модульной конструкции предыдущих поколений смартфонов LG.
Apple iPhone 6s … Xs (а также все Apple Watch): экран, чувствительный к нажатию
Не совсем новая и не совсем уникальная, но всё же достойная упоминания в рамках данной статьи функция старых моделей iPhone – экраны, чувствительные к нажатию. Возможность впервые появилась в iPhone 6s в далёком 2015 году и просуществовала вплоть до сентября 2019 года: последние модели iPhone 11 её не получили. Чувствительный к степени нажатия экран 3D Touch позволял ускорить и упростить некоторые частые операции. Например, в браузере Chrome можно было закрыть текущую вкладку, сильно нажав на иконку «список вкладок» (в Safari для этого приходилось нажать и удерживать аналогичную иконку). Сильное нажатие на письмо или ссылку открывало окошко предварительного просмотра, а сильное нажатие в любом месте на клавиатуре в процессе набора текста переводило сенсорную панель в режим тачпада.
После появления 3D Touch многие китайские производители пытались копировать возможность. Huawei P9 Plus и Mate S успели даже до выхода iPhone 6s; впрочем, так же быстро компания отказалась от новой возможности. Xiaomi Mi 5s, Meizu Pro 6 и пара-тройка менее именитых китайцев также позаимствовали новую фишку у Apple. Увы – не прижилось. «Глубокое нажатие» поддерживалось в считанных приложениях, все до единого из которых были встроены в собственную оболочку производителей.
А вот у Apple долгое время получалось. Поддержку 3D Touch встраивали многие сторонние производители приложений; иногда получалось даже лучше, чем в собственных приложениях Apple.
Будущее технологии? Увы, функция 3D Touch оказалась невостребованной большой частью пользователей iPhone, и компания приняла тяжёлое решение сэкономить несколько долларов, отказавшись от поддержки 3D Touch.
Haptic Touch – ещё одна фишка смартфонов Apple (и не только)
По сути, Haptic Touch – это комбинация из действительно мощного и качественного вибромотора, а точнее – линейного актуатора Taptic Engine (в терминах Apple) и точно подобранных реакций этого актуатора на действия пользователя (подробнее об этом – в статье). В качестве примера можно привести сенсорную кнопку в iPhone 7 и 8, ощущения от нажатия которой мало отличались от нажатия на настоящую, физическую кнопку. Технология используется во всех iPhone начиная с 6s, а также во всех версиях часов Apple Watch. Лучше всего Taptic Engine работал в комбинации с 3D Touch; увы, теперь об этом можно забыть. На смену «глубоким» нажатиям пришли «длинные».
В отличие от 3D Touch, Haptic Touch не собирается исчезать. Более того, на качество обратной связи начинают обращать внимание и другие компании. Так, в смартфонах Pixel 2 и 3 Google устанавливает качественные вибромоторы, реализующие некоторое подобие Haptic Touch. К сожалению, этот параметр трудно формализовать; если у Apple есть маркетинговое название для технологии, то у Google его нет, о качестве обратной связи не говорят ни в одной спецификации Pixel-ей.
Условно уникальные и растиражированные «фишки»
Часть возможностей, казавшихся уникальными какое-то время назад, нынче стала мейнстримом. Хорошо это или не очень? Здесь есть, что обсуждать.
Сканер отпечатков под экраном?
Уже не экзотика и тем более не что-то уникальное, датчики отпечатков, спрятанные под экран, стали уже традицией. Huawei Mate 20 Pro и Huawei P30 Pro, OnePlus 6T, 7 и 7 Pro, Samsung Galaxy S10 и S10+, Xiaomi Mi 9 и 9T, Redmi K20, Realme X, Oppo Reno 10X Zoom Edition и ещё с десяток моделей оборудованы подэкранными датчиками отпечатков пальцев. Можно спорить об удобстве датчика под экраном в сравнении с датчиком, расположенном на задней панели устройства, но очевидно, что встроенные под экран датчики – сложнее в производстве и выглядят интереснее. Как пользователь смартфонов, оборудованных всеми возможными системами биометрической аутентификации признаюсь, что датчики, расположенные на задней крышке устройства для меня оказались удобнее любого другого расположения. Впрочем, это дело вкуса; а вот то, что оптические подэкранные датчики пока срабатывают медленнее, а распознают пальцы не так уверенно, как традиционные сканеры – это факт, актуальный для большинства подобных моделей.
Вероятно, в ближайшем будущем мы увидим прогресс в скорости и качестве распознавания таких датчиков. Если производителям удастся объединить подэкранные датчики с технологией Haptic Touch, то пользоваться ими станет приятнее.
Три камеры и пятикратный зум. Кто больше?
При выходе Huawei P30 Pro компания особое внимание уделила качеству камер нового устройства. Основная камера, пятикратный оптический зум и сверширокоугольный объектив – разве не новинка? Нет. Были и Nokia 9 PureView (пять, на минуточку, камер), и относительно недорогой Motorola One View (тут, конечно, «всего лишь» трёхкратный зум на телевике), и Oppo Reno 10x Zoom (десять же лучше пяти, правда?), и с десяток других китайских моделей с поворотными, телескопическими, выскакивающими и выезжающими камерами. Пожалуй, я не стал бы обращать особое внимание на маркетинговые заявления китайских производителей по поводу камер, особенно после откровенно лживого слогана “Clearer Photos” OnePlus 5 и одной небезызвестной компании, «вклеивающей» Луну в ночные снимки.
Что нас ждёт в ближайшем будущем? Ничего нового, всё это мы уже проходили сначала в мыльницах, потом в зеркальных камерах, а потом и в беззеркальных. Теперь и в смартфонах нас ожидает очередная скучная гонка мегапикселей и кратности зумов. Результат известен заранее.
Заключение
«Начали за здравие, закончили за упокой». Уникальные технологии и функции в современных смартфонах приходится искать с лупой, но даже если они есть в вашем смартфоне, а вы ими пользуетесь, нет никакой гарантии, что производитель не решит с ними расстаться уже в следующем поколении устройств. Небьющиеся смартфоны? На свалке истории. Гнутые экраны? Там же. 3D Touch? Не нужен. Всё, что нас с вами ждёт – это унылые прямоугольники с десятками мегапикселей в пригоршне камер. Хорошая новость: камер будет много, мегапикселей – очень много, а зум будет широким и длинным. Наслаждайтесь прогрессом!
Автор: Oleg Afonin