Я работаю финансовым аналитиком в платежной компании ChronoPay и пишу сюда о всяких теоретических вещах — вроде истории карты Visa или рождение Chargeback'a. Но в конце-концов финансы дело практическое, бытовое. Да еще и Аристотель велел перемежать длинные лекции житейскими историями. Вот почему на этот раз я решил написать про мой опыт использования карт трёх банков в Москве — Райффайзен, Альфа-Банк и ВТБ24.
И так, №1 — Райффайзен.
Клиентом этого банка я являюсь уже, наверное, лет 10. Нареканий к сервису практически не было. За всё время работы помню только один раз когда не смог расплатиться их картой, но возможно это был общий сбой НСПК. Один из приятных моментов, когда Райффайзен подарил билеты в цирк Дюсолей. Хотя я и не люблю цирк, тем более живу в Москве, а билеты были в Питере, всё равно это было приятно.
Моментом истины, когда я решил сменить банк, стал случай с оспариванием транзакции на 1 тыс. руб.
Пополнил я картой на сайте МТС телефон, ошибся в номере. МТС переводить деньги на правильный номер отказалось. Пошёл в банк, написал заявление «Услуга не оказана». Я, конечно, понимаю что случай не ординарный, и возможно я был не прав сам. Только после заявления я не слышал Райффайзенбанк полтора месяца, пока не решил позвонить сам. А сказали мне следующее: «мы вам аж целый день пытались дозвониться и сказать, что заявка на оспаривание отклонена». Вот тут то я понял, что не купил СТРАХОВКУ ОТ МОШЕННИЧЕСТВА, а значит сам себя наказал. Такое вот отношение!
Огорчившись таким отношением, я пошёл в Альфа-Банк и открыл счёт там. Хотя в последствии Райффайзен и дал мне полгода бесплатного пользования картами, если я вдруг решу вернуться, осадок всё-таки остался.
№2 — Альфа-Банк
У Альфа-Банка мне очень нравиться мобильное приложение и возможность налету привязывать карты к любому счёту. Служба мониторинга тоже достаточно пунктуальна — только попробовал оплатить аккаунт разработчика Apple, как уже звонят и спрашивают: «А что это за подозрительная транзакция от неизвестной компании Apple US». Тут нареканий нет никаких.
Конечно намного удобней было, бы если я вместо звонка получал вопрос в том же мобильном приложении “Подтвердить Да/Нет”. Но к сожалению, банки завязаны как правилами МПС (ограничении времени ответа на запрос авторизации), так и в общем вся платёжная инфраструктура в мире не рассчитана на «время ожидания отклика от пользователя». К Samsung Pay карта привязалась без проблем.
Но радовался я ровно пока не взглянул на выписку по счёту.
Оказывается, если вы снимаете в банкомате Альфы или его партнёров деньги в валюте отличающейся от валюты карты (например, у вас счёт в долларах, а снимаете в рублях), то Альфа Банк мило промолчав берёт с вас аж 5% (в моём пакете услуг).
Уж не знаю что это — мелкое мошенничество или пережитки 90-ых. Но логике до сих пор понять не могу, если вы обменяете в мобильном приложении доллары на рубли (как в примере выше) — и снимете в рублях, никакой комиссии не будет. Более того, если вы снимаете деньги в «чужом» банкомате в любой валюте — вы платите всего 1%. Самое интересное, что комиссия по выписке может прийти и через 1-2 дня, при этом СМС естественно не посылается.
Насчитав приличную сумму и сильно раздосадованный я набрал в поддержку и вежливо поинтересовался: «Я положил вам деньги, на которые вы можете вложить во что-то ещё, выдать кредиты. А вы ещё берёте с меня комиссию за то, что я снимаю СВОИ деньги». Оставив заявку, я, как и следовало ожить получил на следующий день ответ: «сам виноват, договор читать нужно».
Я-то прочитаю, а вы клиента потеряете — логика мне тоже не понятна. Потому что любой хотя бы один раз попавший на такую комиссию человек не будет повторять такую ошибку ещё раз. Да и тарифы я бы сказал у Альфа-Банка не дешёвые, тот же перевод с карты на карту стоит 1.95%.
Как обстоят дела с оспариванием транзакций не знаю. Но страховку мне и тут впаривали.
№3 — ВТБ24
Выстояв в очереди 2 часа, я заказал себе карту Visa ВТБ24. Карта конечно же имеет кредитный лимит (разрешённый овердрафт), потому что других у них просто нет. Предлагали карту и с возвратом денег, я взял обычную простую. Пользуюсь редко, держу как запасной вариант.
Решил к Visa добавить и MasterCard. Выпускают карты, кстати, долго. Девушка, выдававшая мне карту, стала рассказывать мне про вложение пенсии в их банк. Мне захотелось побыстрее уйти. В итоге на MasterCard нет не СМС-подтверждения, не 3D-Secure. Но зато страховки тоже продают за милую душу. К Samsung Pay карта не привязалось. Но звонить в поддержку я уже не стал.
Выводы
В итоге мне больше всего интересно, в чём смысл предлагать карты с возвратом 1-1.5% от покупок, накапливающие бонусные мили и т.п.? Ведь единственный действительно сильно сдерживающий фактор – это страх мошенничества. Когда же хоть до одного банка дойдёт первым дать российскому рынку Zero Liability — то это не только сильно увеличит его эмиссию, но увеличит оборот по картам. Ведь люди перестанут бояться платить картой везде. Да и в конченом итоге за мошеннические транзакции (без EMV пин кода и 3d-secure) платит эквайер.
Пока что наши банки предпочитают заработать «в лёгкую» продавая «страховки от мошенничества» и рассказывать как 3D-Secure защищает держателей карт. Только не понятно причём тут держатели и от чего оно их защищает…
Автор: ChronoPay