«Не читайте интернет, не занимайтесь самолечением» — слышу я от врачей, и это приводит меня в бешенство. Если бы я этим не занимался, то был бы сейчас хромым, слепым и глухим «овощем» с больными почками.
Я просто опишу несколько случаев, и станет ясно, «почему».
Случай 1. В детстве у меня был обширный ожог на груди от кипящей воды. Мать хотела улучшить мою внешность — уменьшить размер шрамов. Мы пошли с ней к доктору (мне было 6 лет), он вырезал мне большой кусок кожи, от правого плеча до локтя левой руки, а оставшуюся кожу стянул и сшил. Всю жизнь я ходил с этим шрамом от скальпеля, который был ужасно жестким. Для рассасывания шрама мне кололи лидазу, но это не помогло. В результате вместо мягкого шрама от ожога я получил очень жесткий шрам от скальпеля, сейчас он имеет длину в полметра, стянул мои плечи и перекосил положение грудных сосков. В 45 лет этот шрам превратился во что‑то типа кости. Эта «кость» прорвала кожу, вылезла наружу и мне пришлось делать операцию по удалению «кости» с помощью лазера. Та часть шрама от ожога, которая не была тронута скальпелем, осталась мягкой и никогда мне не мешала. Я не знаю, но думаю, моя мать много заплатила хирургу, чтобы он сделал лучше. Это было в 1960 году, прошло только 15 лет после войны, было ведь много раненых и обожженных. Неужели хирург не знал, что получится в результате?
Что я могу думать о врачах после этого? Они лечат или калечат?
Случай 2. В 19 лет у меня появились боли в области сердца, несколько лет не мог спать на левом боку. Пошел к терапевту, сняли ЭКГ — ничего не нашли. При описании жалобы я говорил: «странно, но у меня эти боли проходят после того, как позанимаюсь с гирей». Терапевт и кардиолог, снимавший ЭКГ, посмеялись и отпустили меня ни с чем.
Прошло около десяти лет, при каждой возможности я обращался к врачам, пока не попался доктор, который сразу сказал: «Так это остеохондроз!» Да, это был он. Я начал заниматься с гирей более усиленно и остеохондроз через несколько лет прошел безвозвратно.
Интересно, к скольким врачам надо сходить, чтобы получить лечение, которое помогает?
Случай 3. В 28 лет у меня начали болеть коленки. Точно не знаю, почему, но случилось это после того, как я делал физическое упражнение с растяжением коленных связок. Коленки болели долго и сильно, около восьми лет. Сходил на рентген. Рентгенолог сказал: «Да у вас явный артроз». Пошел к лечащему хирургу и тот произнес фразу «странно, но артроза у вас нет», гладя на те же самые снимки. Назначил мне аппликации с озокеритом, 10 дней я аккуратно ходил на процедуры. Не помогло абсолютно. Другой хирург назначил прогревания и таблетки, но результат был нулевой.
И вот случайно получилось так, что я попал в секцию карате, где первым упражнением была стойка «киба дачи»: на полусогнутых ногах нужно было долго стоять, ходить и к концу занятий коленки горели от напряжения как обожженные. Через неделю боль в коленках почти прошла. Я проходил на секцию два года и больше никогда в жизни у меня коленки не болели. С тех пор прошло 35 лет, я катаюсь на горных лыжах и чувствую, что коленки — самая здоровая часть моего тела.
Вопрос: а зачем тогда нам врачи, если они ничего не могут и лечиться приходится самому?
Случай 4. После выполнения становой тяги в спортзале начала болеть спина. Пошел на МРТ. После окончания процедуры доктор долго смотрела на полученные снимки, а потом сказала: «Покажите, где у вас болит». Я показал пальцем и только после этого она написала в заключении «Медиальная грыжа диска Th8-Th9 размером до 0,3 см». Далее в заключении было написано «Кифоз сглажен» и «Определяется задняя протрузия диска Th9–10–2,2 мм» и «небольшой правосторонний сколиоз». Поскольку у меня уже был опыт общения с врачами и естественно возникшее недоверие, я отдал файлы со снимками другому доктору и тот написал «грудной кифоз сохранен» (т. е. в пределах нормы) и «грыж, протрузий межпозвонковых дисков — не определяется». Сколиоза тоже не оказалось.
Кому я должен верить? Ведь снимки одни и те же! А главное, что лечить, если разные доктора видят разные нарушения? Есть грыжа или нет? Кифоз в пределах физиологической нормы или за пределами?
А дальше получилось вот что: у меня прыгало давление на 40 единиц в зависимости от положения тела. Кардиолог посоветовал обратиться к неврологу. Невролог прочитал расшифровку МРТ, где было написано «Кифоз сглажен» и «правосторонний сколиоз» и сказал, что мне надо заниматься ЛФК и что все это от моего кифоза, сколиоза и грыжи. Ну это если читать заключение первого доктора. А если читать заключение второго, где нет ни сколиоза, ни грыжи, ни кифоза?
У меня сложилось впечатление, что на МРТ или УЗИ врачи пишут в заключении то, что должно быть в соответствии с жалобами пациента, а не то, что они видят.
Случай 5. В 50 лет у меня появилось высокое артериальное давление, пошел к кардиологу. Я давно и регулярно меряю давление и частоту пульса, всегда помню эти цифры. Подробно описал врачу результаты измерений и особо подчеркнул, что у меня пониженный пульс — обычно 56. Он прямо в кабинете измерял мое давление (получилось 210 на 140 при пульсе 83 уд/мин.), написал в заключении «жалобы на головные боли и приступы учащенного сердцебиения последние месяцы», чего никогда не было, и выписал препарат для снижения пульса. Конечно, я не стал его принимать, потому что мне еще рано на тот свет.
Ну это уже не просто ошибка, за такую халатность надо сажать в тюрьму. «Не занимайтесь самолечением, верьте докторам!» — слышу я со всех сторон.
Случай 6. В 2012 году нырял в Гурзуфе возле Адалар на глубину 15 м и порвал левую барабанную перепонку. Левое ухо плохо слышало. Четыре дня ждал, когда пройдет, затем пошел к лору. Лор меня выслушала, осмотрела и выписала капли в ухо. Я спросил: «А продувать ухо надо?» — она ответила: «Нет не надо, не трогайте его». Прошло еще 10 дней. Никаких изменений не произошло, звуки доносились как из бочки, в левом ухе был шум. Тогда пошел ко второму лору, который твердо сказал: «Обязательно продувайте ухо, иначе оглохнете». Я начал продувать и через день все прошло.
Что я должен думать после этого о врачах?
Случай 7. Во время занятий виндсерфингом улетел в катапульту. Катапульта — это такая ситуация, когда сопротивляться парусу бесполезно и ты не просто падаешь, а парус отрывает тебя от доски, переворачивает ногам вверх и с огромной скоростью бьет о воду. Это происходит в одно мгновение. Не успеваешь ни отцепиться от паруса, ни разжать руки, ни сообразить. В тот раз, во время шторма, катапульта была очень резкая и я не только сделал кульбит в воздухе, но еще и ударился головой о мачту. У меня начала сильно кружится голова, три дня я ходил как пьяный. Поискал в интернете причины, мне показалось правдоподобной «ДППГ», которая лечится «маневром Эпли» — хитрым поворотом головы. Пошел к неврологу — он почти ничего не спрашивал, сразу начал писать рецепт. Я спросил у него, а может это ДППГ? — Он хихикнул, рассказал мне анекдот типа «Мы знаем и не такие слова» и выписал такие сильные таблетки, что жена сказала: «Он хочет сделать из тебя овощ». Поскольку я уже знал, что надо посещать нескольких врачей, а потом из противоположных назначений выбирать что‑то среднее, то пошел к еще одному неврологу, который долго убеждал меня, что это головокружение от высокого артериального давления, не связано с падением и назначил мне две капельницы по 10 дней и внутримышечные уколы. Делать все это было очень хлопотно организационно, а игнорирование факта падения и утверждение, что головокружение — от давления, чего никогда раньше у меня не было, заставило сомневаться и в этом враче. Я не стал ничего предпринимать и головокружение прошло само собой через 2 дня и больше не появлялось. С тех пор прошло два года и никаких последствий я не ощущаю.
Если головокружение прошло само, зачем мне было нужно делать две капельницы и внутримышечные уколы?
Случай 8. В 50 лет у меня начало двоиться изображение в правом глазу. Изображение раздваивалось по вертикали. Поскольку у меня около 10 лет был астигматизм, я хорошо знал, что это такое, он также дает раздвоение изображения и что возникает из‑за сфероцилиндрической формы хрусталика. В данном случае, подумал я, хрусталик в норме, но у меня на веке халазион (небольшой прыщик) и, видимо, он надавливает на роговицу, ее форма искажается, появляется цилиндрическая компонента и отсюда двоение изображения. Я даже проверил это предположение экспериментально: если надавить пальцем на нижнее веко, раздвоение изображения становится сильнее. Пошел в глазную поликлинику, рассказал проблему и мою гипотезу. Врач грубо сказала «не выдумывайте», просмотрела мне глазное дно, проверила зрение, выписала направления к неврологу и сказала, что мне надо сделать исследование головного
После этого я думаю: неужели глазные врачи не знают даже школьного курса физики, раздела «Оптика»?
Случай 9. Это частично продолжение предыдущей истории. У меня появился халазион (небольшой прыщик) на нижнем веке правого глаза. В интернете нашел, что это лечится в глазных клиниках, кожу разрезают и содержимое халазиона выскабливают специальной лопаточкой. «Выдавливать пальцами нельзя» — было там написано. Пошел в глазную клинику, записался на операцию. В операционной мне закапали обезболивающее, под веки вставили металлическую пластинку, которая была жестко связана металлическими прутьями с головой, и я почувствовал, как доктор выдавливает мне халазион пальцами. Прямо во время операции я сказал ей: «А я читал, что выдавливать нельзя, надо выскабливать лопаточкой», на что она ответила «Я не выдавливаю». На следующий день веко опухло, прошло 10 дней, халазион стал только больше. Я пошел повторно в ту же клинику, показал глаз и мне сказали: «Нужна повторная операция». Поскольку я эту клинику уже знал по тому, что моя бабушка ослепла после замены ей хрусталика, я не пошел на повторную операцию и начал прикладывать к халазиону горячий кусок свинца, который разогревал на настольной лампе. Халазион начал уменьшаться и рассосался сам через 2 недели.
Случай 10. Когда я учился в седьмом классе, родители отвели меня к лору, потому что я часто дышал через рот. Врач засунула свой толстый плац мне в носоглотку через рот и сказала: «Вроде есть». Мне удалили якобы аденоиды, причем без обезболивания. Это была самая сильная боль за всю жизнь. Дышать через рот я не перестал, а много лет спустя другой врач сказал, что дышать мне мешает искривленная носовая перегородка. Поскольку удаленная миндалина выполняла в организме защитную функцию и ее не стало, я начал болеть фарингитами и бронхитами.
Заключение. После всего описанного меня бесит, когда врачи говорят: «Не занимайтесь самолечением, не читайте интернет». Если бы я этим не занимался, я бы уже сейчас был хромым, слепым и глухим «овощем» с больными почками от приема таблеток. Если бы еще не умер от остановки сердца после приема препарата для снижения пульса. Страшно подумать, что делают врачи с людьми, которые полностью им доверяют. Думаю, проблема в том, что у врача нет главного — тела пациента, проблемы которого знает только сам пациент.
Автор: Виктор Денисенко