Тема вроде бы уже избитая, но думаю лишним не будет напомнить себе и другим, об очень важной составляющей жизни любого IT-специалиста – оценке стоимости его работы.
Так сколько же стоит создание моего сайта? Этим вопросом задается каждый бизнесмен, который сталкивается с необходимостью запуска собственного сайта компании или его изменения. Современный рынок разработки настолько разношерстный, что зачастую возникает больше вопросов, чем существует ответов о том, почему один и тот же сайт может в разных компаниях стоить 20 000 рублей и с тем же успехом может стоить 1 000 000 рублей.
Давайте сегодня с этим разберемся и постараемся внести хоть какую-то ясность в темный лес веб-разработки. Для начала стоит взглянуть в целом на российский рынок веб-разработки и понять, какие компании на нем присутствуют. За основу же возьмем среднестатистический корпоративный сайт.
На данный момент на рынке присутствует порядка 10-11 тысяч компаний, которые так или иначе оказывают услуги по разработке сайтов. Сметы в этих компаниях на один и тот же сайт различаются на несколько порядков. Из чего же складывается стоимость сайта?
5 факторов влияющих на стоимость
Изначально это трудозатраты сотрудников, которые занимаются непосредственно созданием вашего сайта. В первую очередь студия продает время своих специалистов – дизайнеров, программистов, верстальщиков и так далее. Помимо этого в студии работают и другие люди. Например бухгалтеры, юристы, менедежеры, которые тоже получают зарплату.
Итоговая стоимость вашего проекта формируется из объема работ в часах и стоимости часа сотрудников, которые работают над вашим сайтом. Основываясь на этом пункте можно достаточно легко просчитать стоимость, если вы знаете сколько примерно часов требуется на выполнение ваших задач. Немаловажный критерий это и качество работы. Одну и ту же задачу можно выполнить с разным качеством исполнения, а значит, на это потребуется разное количество трудозатрат и разный уровень специалистов.
Конечно же на стоимость влияет и такой банальный фактор как известность студии. Закономерно, чем больше известность – тем выше стоимость услуг. Ну и нельзя оставить без внимания репутацию компании. От нее зависят гарантии достижения результата и поставленных задач. Агентства с хорошей репутацией обязательно доведут свое дело до конца. А ведь именно это вам и нужно, верно?
Давайте определим себестоимость
Дизайн-студия, интерактивное агентство, рекламное агентство – все это точно такие же компании как и все остальные. Они платят зарплату, налоги, зачастую снимают офис и закупают оборудование, тратят деньги на привлечение клиентов и на маркетинг. Продуктом таких компаний является время их сотрудников, которые заняты созданием сайтов, баннеров, текстов и концепций.
Давайте будем отталкиваться от того, что агентство платит своему специалисту 100 рублей в час. Согласитесь, 100 рублей в час это зарплата типичного продавца в киоске в каком-нибудь небольшом городке. Сколько же это будет стоить вам как заказчику?
Типовая структура расходов в средней студии выглядит следующим образом:
- 20% уходит на рекламу и продвижение компании.
- 10% идут на постоянные расходы в виде аренды, техники, еды, расходных материалов и прочего.
- Порядка 20% можно условно списать на налоги.
- Также 20% забирает управляющий и обслуживающий персонал.
- Ну а 30% идут непосредственно на оплату работы специалистов.
Исходя из этого можно увидеть, что доля расходов на производящий персонал это всего лишь третья часть. Значит, чтобы компания могла работать в ноль, она должна продавать время своих специалистов в три раза дороже. Логично? Логично. Поэтому чтобы компания могла существовать, развиваться и постоянно повышать качество своих услуг, а также покрывать возможные риски, она должна умножать фактическую стоимость часа сотрудника на определенный коэффициент, например равный К=4. Чем крупнее компания, тем больше этот коэффициент, в совсем маленьких студиях он может быть ниже.
Трудозатраты и уровень специалистов
Если мы взяли за основу всех расчетов типовой корпоративный сайт, то ориентировочные трудозатраты на его создание составляют примерно 300 часов или 1,5-2 месяца. Конечно этот срок может меняться в зависимости от уровня компетенций сотрудников компании и от того, насколько хорошо налажены все процессы в агентстве.
Также немаловажным фактором является и уровень зарплат на рынке. Обычно он варьируется в диапазоне от 25 до 150 тысяч рублей в зависимости от уровня компетенции специалистов. Зачастую средняя норма по рынку это 45-50 тысяч рублей в месяц. В отдаленных регионах оплата может быть ниже даже на 50% от среднерыночной. Но в этом случае есть риск наткнуться на некомпетентных специалистов или просто на компанию, которая не ориентируется на последние тенденции и тренды.
Теперь посчитаем
Зная все подробности, теперь вы можете произвести предварительный подсчет. Умножим трудозатраты по корпоративному сайту на срок его создания, на среднюю зарплату и коэффициент, мы получим искомую цифру. В этом случае агентство будет работать в прибыль, а значит сможет существовать и развиваться, предоставляя вам самые качественные услуги.
Получаем, что корпоративный сайт, выполненный специалистами с достаточным уровнем компетенций в средней компании, будет стоить примерно 300-360 тысяч рублей. При малейшем изменении каждого из показателей итоговая стоимость вашего сайта может поменяться например в целых два раза, причем в любую из сторон.
Помимо всего прочего стоит сказать, что в маленьких компаниях меньше затраты времени на проект и ниже уровень специалистов, а соответственно качество тоже может от этого пострадать. Но даже если качество исполнения в студии может быть подходящим для вас, то в любом случае вы подвергаетесь высоким рискам. Чаще всего при внезапном возникновении трудностей в процессе создания сайта, ваш проект может быть так и не доведен до конца. Поэтому в первую очередь нужно смотреть на уровень компетентности сотрудников компании, а не на ее размер.
Подводя итоги
Основываясь на выше изложенных фактах можно понять, что при существующем разнообразии компаний разброс цен также очень велик. Но самое главное, что необходимо всегда помнить, это то, что ваш сайт в первую очередь является инструментом для достижения поставленных вами целей. Поэтому принимая решения стоит исходить именно из этого определения. Если же вы не уверены в том, что вам необходим сайт и он будет приносить прибыль, то не стоит сразу заказывать разработку сложного решения. Стоит сначала создать сайт исходя из минимального набора функций, которые вам действительно требуются для решения первостепенных задач.
Только после того, как вы поймете, что данное направление приносит вам деньги и окупается, можно задумываться о развитии и улучшении проекта. В этом случае можно начинать работу с компетентными специалистами, которые могут предложить вам не только создание сайт, но также развитие и поддержку на всем цикле его существования. В этом случае у вас не будет возникать множества лишних проблем, которые обычно связаны с тем, что людям достаточно сложно разбираться в чужих проектах и решениях, в которых они не участвовали с самого начала.
Ваш сайт это только часть того, из чего складывается присутствие компании в интернете. Общая эффективность вашего интернет-направления зависит не только от сайта, но и от принимаемых мер по его продвижению и развитию. Любая ваша активность в интернете может замыкаться на приглашении аудитории ознакомиться с тем или иным разделом вашего сайта.
Главное помните, созданный сайт обязан приносить вам новых клиентов и прибыль. Если те, у кого вы заказываете его разработку не понимают этого, то вы рискуете потратить ваши деньги впустую.
Автор: Alex-Digikon