В интернет-маркетинге — всё как в жизни. Сайт переехал, и вы всё потеряли: позиции; трафик; заявки клиентов. В статье разбираем два переезда: с печальным финалом и когда всё прошло «тип-топ». Делимся инструкцией по безопасному переезду.
Как понять, что пора переехать или обновить сайт?
Вот основные причины переезда:
-
Сайт сделан 10 лет назад и безнадежно устарел, у него «уставший» дизайн и ограниченный функционал. Проще и дешевле сделать с нуля, чем править то, что имеешь.
-
Сайт сделан на самописной CMS. Возможности правок ограничены. Ситуация может усугубляться тем, что разработчики сайта с вами уже не работают. А новые не могут разобраться в том, что напридумали предшественники. Добавьте сюда систему нестандартизированных или неописанных «костылей», которая усложняет и загромождает конструкцию кода.
-
Вы чувствуете усиление конкуренции. Сайты конкурентов, в отличие от вашего, современные и удобные. И работают значительно быстрее.
Итак, переезду быть! Но бывает по-разному.
Рассмотрим 2 примера, когда переехали:
-
правильно;
-
неправильно.
Разработка нового удобного сайта для агрегатора недвижимости и переезд «под присмотром» маркетолога
Один из наших любимых заказчиков — Уральская палата недвижимости (УПН). Сайт УПН — по сути, региональный агрегатор недвижимости. Сотрудничаем с 2015 г.
В сентябре 2021 г. заказчик переезжал на новую платформу. Чтобы не было просадки позиций и трафика, мы сопровождали переезд.
За счет тщательной подготовки переезд провели быстро — за несколько часов. Подготовку к переезду и работу над новым сайтом начали за 2 года до даты Х.
Программисты заказчика разрабатывали сайт с нуля, без шаблонов и платформ. У них было много вопросов по логике сайта, модулей. Например, как формировать:
— структуру сайта;
— подфильтровые страницы;
— ЧПУ (человеко-понятный URL);
— каталог объектов.
Мы всё это очень подробно расписывали.
К сентябрю 2021 г. новый сайт был готов, и мы совершили переезд.
Для безопасности переезда сформировали поэтапный план работ, проконтролировали реализацию:
1. Сформировали карту редиректов.
Для создания карты редиректов, нужно было найти все страницы. На старом сайте их 30 000, на новом — более 100 000.
Столкнулись со сложностью. На сайте стоит блокировка от сканирования — защита от IP адресов с подозрительными действиями. Пришлось собирать список страниц вручную с помощью служебного файла sitemap и панели Яндекс Вебмастер. Это большие трудозатраты, заняло более 20 часов работы SEO-специалиста.
2. Разместили новый сайт на домене upn.ru, старый — на поддомене old.upn.ru.
3. Внесли изменения в служебный файл robots.txt для домена upn.ru и поддомена old.upn.ru. В результате, старый сайт закрыли для поисковых систем, новый — открыли. Старый сайт нужно закрывать от индексации, чтобы поисковые системы не понизили новый из-за дублирования информации на старом.
4. Изменили структуру сайта.
У старого сайта была простая структура. Например, квартиры делились на одно-, двух- и трёхкомнатные. На новом сайте нам важно было предусмотреть фильтрацию по районам, типам домов, завершенности строительства и т.п. В общем, сделать SEO-кластеризацию еще на этапе проектирования структуры посадочных страниц.
Внедрили фильтр и под каждый параметр фильтрации создали отдельную страницу.
Ссылки на основные (родительские) разделы реализовали в меню. Большую часть страниц сделали подфильтровыми. То есть так как и нужно в SEO-кластеризации. Ссылки на них с отдельными ЧПУ доступны при выборе определенного параметра фильтрации.
Благодаря слаженной работе нашей команды и заказчика, получили хороший результат:
-
Полностью подготовили новый сайт к переезду с учетом семантики и SEO-кластеризации.
-
Программисты подрядчика реализовали большую часть наших рекомендаций и рекомендаций Яндекса и Google.
-
Организовали переезд в течение нескольких часов.
-
Избежали просадки позиций в Топ-10 и в дальнейшем улучшили позиции.
-
Не допустили падения трафика, в том числе из поисковых систем
В итоге — видимость в Яндексе и Google не просела, а выросла до 34%. Посещаемость с поиска скакнула с 132 тысяч до 188 тысяч в месяц.
Сайт офтальмологии криво «переехал» на Битрикс, и что из этого вышло
В мае 2021 сайт офтальмологической клиники «переехал» на Битрикс. Компания ожидала рост посещаемости сайта и увеличение конверсий (как и в кейсе с Уральской палатой недвижимости). Но из-за ошибок при переезде получила падение трафика и обращений.
В июне 2021 компания обратилась к нам за аналитикой причин падения после переезда на Битрикс. Провели аудит сайта и нашли ошибки:
-
Разработчики оставили одинаковые метаданные для большинства страниц.
-
Выяснилась проблема с адресами — страницы с одинаковым содержимым были доступны по разным URL-ам.
-
Не были настроены перенаправления со старых адресов на новые, в Битриксе.
-
Не было файлов управления индексацией robots.txt и sitemap.xml.
-
Имелись технические дубликаты сайта — разработчики забыли их закрыть.
-
У заказчика 3 направления работы и 3 сайта. Эти сайты на 80% дублируют друг друга.
-
Нашли проблемы с юзабилити. Например, в шапке и в подвале не было контактных данных.
Предыдущий подрядчик не сделал базовые вещи переезда с одной платформы на другую. Без них переезд нельзя считать состоявшимся
Маша Юсупова,
SEO-специалист Промо Эксперта
Чтобы вернуть просевший трафик, мы нашли и исправили ошибки сайта: технические и юзабилити. Не обошлось и без сложностей.
Нам пришлось исправлять чужие косяки, это было не просто
Главным сюрпризом стал нестандартный Битрикс.
Разработчик «сильно» доработал систему администрирования сайта — она работала как-то хитровыделанно. Чтобы быстрее исправить ошибки, мы обратились к разработчику, но он проигнорировал наши вопросы.
В результате, первые 2–3 месяца наши программисты разбирались в сайте и «латали дыры». Не всё удалось решить. Например:
-
Наладить автоматическую генерацию уникальных метатегов не получилось. Значения title и description мы прописывали вручную.
-
Мы убрали дубликаты страниц в разных разделах сайта. Но работали в основном над устранением последствий появления дублей, а не причины. Потратили в 3 раза больше времени, чем обычно.
За 7 месяцев работы получили результаты:
1. Улучшили позиции сайта в поисковых системах. Взяли в работу 100 запросов. 95% из них вывели в Топ-10 Яндекса. То есть видимость в Яндексе улучшилась на 48%. В Google на 26%. И это сразу после исправления ошибок неудачного переезда!
2. Восстановили и увеличили органический трафик. После наших корректировок трафик вырос на 57%.
3. Повысили конверсию сайта. Кроме исправления ошибок переезда, заказчик согласовал правки по юзабилити от наших SEO-спецов. В результате средняя конверсия в целевое действие на сайте офтальмологической клиники выросла. Например, для цели «просмотр прайс-листа» с 3,48% до 23,3%.
А ведь можно было изначально не допустить появления этих проблем. Тогда заказчик сэкономил бы время, деньги и нервы на доработках. Тогда не было бы просадки трафика и заявок, а значит не было бы упущенной выгоды. Доходы компании были бы больше.
Почему неправильно заказать в веб-студии просто новый красивый сайт?
Заказать в веб-студии новый красивый сайт — тоже решение. Но есть нюанс. Важно, кто именно будет думать о маркетинге вашего проекта. Стандартная веб-студия в штате имеет:
-
Project-менеджера. Его задача следить чтобы команда слаженно работала и вовремя всё делала. И чтобы вы вовремя платили.
-
Дизайнера. Его задача сделать вам красиво. Считайте, что повезло, если вместе с красиво будет удобно.
-
Программиста. Его задача правильно запрограммировать всё, что придумал дизайнер.
К сожалению, есть масса примеров, когда человек «приносит» новенький сайт на продвижение, а мы вынуждены отказать.
Мы проводим аудит и видим, что толку не будет, сайт нужно серьёзно дорабатывать. Мы даём рекомендации по доработке. Но заказчик уже вложился в разработку и к новым тратам не готов.
Видите в списке выше маркетолога? Мы нет — вот вам и ответ…
Не хотим обесценивать труд дизайнеров и программистов. Нет, эти ребята могут быть очень грамотными и реально крутыми.
Но давайте честно, сайт — инструмент маркетинга. Какие у него задачи? Выбирайте вариант:
а) быть красивым и нравиться заказчику;
б) превращать посетителя в покупателя.
Задачу А решает веб-студия. Задачу Б — маркетолог совместно с разработчиком.
В веб-студии в 9 из 10 случаев над вашим проектом трудится команда без маркетолога. Поэтому, к сожалению, после разработки вы даже не сможете предъявить претензии по поводу того, что сайт не работает, не даёт заявок от клиентов.
Project, дизайнер и программист обоснованно ответят, что задача по маркетингу не стояла
Типичные ошибки и инструкция по безболезненному переезду сайта
Самые распространенные ошибки при переезде, которые обнуляют предыдущие наработки SEO-специалистов:
-
Не настроены редиректы со старых страниц на новые;
-
Не перенесен контент, который раньше привлекал трафик;
-
Не размещены метатеги и тексты, которые важны для Яндекса и Google.
Простая инструкция по безопасному переезду сайта:
-
Определиться с платформой для нового сайта. Она должна быть быстрее и удобнее.
-
Продумать новую структуру. Дополнить её при необходимости SEO-кластеризацией.
-
Перенести весь контент. Заголовки страниц, фотографии, тексты и изображения.
-
Не допускать преждевременного попадания разрабатываемого сайта в индекс.
-
Подготовить карту редиректов. В карте будет видно какая старая страница какой новой соответствует.
-
Внедрить карту редиректов. И проверить сканером или парсером, что карта работает.
-
Закрыть старый сайт от индексации. Это поможет избежать дублирования контента в поисковых системах.
-
Открыть новый сайт к индексации.
Можно ли поймать сразу двух зайцев — избежать ошибок и получить красивый и конверсионный сайт?
Можно. Для этого привлеките на этапе разработки и переезда маркетолога или SEO-специалиста.
Выгодно ли брать в команду маркетолога для сопровождения разработки и переезда сайта
Сначала обоснуем на цифрах необходимость переезда. Цифры условные, но реалистичные, из нашего опыта общения и работы с клиентами.
Итак, ваш сайт устарел — появились конкуренты с более быстрыми, удобными и функциональными сайтами. Вы начинаете терять поисковый трафик — в примере предусмотрено годовое снижение трафика со 180 000 до 120 000. Конверсия сайта падает с 5 до 3,5%.
Через год из-за падения трафика на 34% и снижения конверсии на 30% вы получите:
-
уменьшение выручки на 60%;
-
увеличение доли расходов на рекламу в 2,5 раза.
Дальше — больше. Если ничего не делать, на фоне активных конкурентов, ваши показатели будут хуже.
Теперь рассмотрим ситуацию с веб-студией, где нет программиста. Студия разработала вам красивый сайт и вы переехали. Видим рост расходов — за разработку отдали 700 000 ₽.
Предполагаем, что без маркетолога и SEO-специалиста потеряли трафик и уменьшилась конверсия сайта до 2% — это промежуточные цифры, они не показаны на рисунке.
Вы проконсультировались с маркетологом и, чтобы восстановить показатели, вложили в доработку 600 000 ₽.
Поскольку был провал в трафике и потери в конверсии при переезде, эти показатели мы уменьшили:
-
трафик со 180 000 до 150 000,
-
конверсию с 5 до 3,5% в среднем за год.
Что в итоге:
-
выручка упала почти в 2 раза, но она больше, чем была бы без разработки нового сайта;
-
выросла доля рекламных расходов почти в 5 раз.
По сравнению с прошлым годом показатели стали хуже. Это естественно, вы учли затраты на разработку и доработку сайта.
Затраты окупились, в следующем периоде показатели вновь будут красивыми.
Теперь посмотрим, что было бы, если бы маркетолог участвовал в процессе. На консультации маркетолога по разработке сайта и на сопровождение переезда заложили 200 000 ₽. Остальные показатели сохранили на том же уровне.
Как видим, затраты выросли, а выручка осталась прежней. Это единственный вариант без снижения выручки.
За счет увеличения затрат выросла доля расходов на рекламу, но в меньшей степени, чем в предыдущем примере.
В следующий период затрат на разработку сайта не будет и доля рекламных расходов будет выше.
Резюме
Если вашему сайту больше 10 лет, вы начали терять позиции в поисковых системах, посетителей, заявок становится меньше, пришла пора обновить сайт. И, возможно, переехать на новую платформу.
Обновление сайта и переезд часто сопровождаются обрушением трафика и обнулением предыдущих наработок SEO-специалистов. А это потери денег, времени и нервов. Как показано в примере выше, потери выручки могут достигать до 60% при падении трафика на 34% и конверсии на 30%.
Чтобы не было потерь, рекомендуем привлекать маркетолога или SEO-специалиста для сопровождения разработки и переезда. Советуем принимать окончательное решение после расчетов юнит-экономики.
P.S.
Анонсы статей выкладываю в Телеграм-канале.
Автор: Evgeniy_letov