В каждой стране свое законодательство, регулирующее деятельность средств массовой информации. В данной статье речь пойдет только о Российском.
Российское законодательство базируется на законе РФ «О средствах массовой информации» (о СМИ) от 27.12.1991 N 2124-1. С 1991 года в него вносились дополнения, в том числе, регулирующие распространение средств массовой информации в Интернете.
Сетевое издание — единственная форма распространения средства массовой информации с использованием сайта. Об этом и об отличии Информационного агентства от Сетевого издания хотел бы рассказать в этой статье.
О процедуре регистрации говорит не буду, доступной информации достаточно.
По Российскому законодательству сайт зарегистрированный как СМИ называют Сетевым изданием (зарегистрированное до 11.11.2011 — электронное периодическое издание). Точнее, это не название, а форма распространения. Сайт может стать сетевым изданием только по желанию его владельца (читай администратора доменного имени), который должен выступить в качестве учредителя (в составе соучредителей) Сетевого издания либо передать права на это другому лицу в соответствии с ГК РФ. Сетевое издание может содержать в себе контент любого формата (текст, изображения, аудио, видео).
Сайт не может быть зарегистрирован как радиоканал, телеканал или информационное агентство. Форма распространения СМИ соотносится с физической средой, а не контентом, а телеканал и радиоканал совершенно иные формы распространения СМИ. Если владелец сайта, основанного на аудио-видео контенте пожелает сделать из него СМИ, то регистрировать придется Сетевое издание. Информационное агентство — это не форма распространения СМИ, однако в силу ст. 22 Закона РФ «О СМИ», на нее распространяется статус СМИ, а регистрирующим органом при выдаче свидетельства о регистрации СМИ в графе форма распространения прописывается «Информационное агенство». Почему так, совершенно другая история. Материалы информационного агентства могут распространяться любым способом, в том числе через сайт. При этом сайт не становиться автоматически Сетевым изданием. Для этого нужна соответствующая регистрация.
Если в интернете встречаете сайт, на котором в футере указано информационное агентство и стоят реквизиты свидетельства о регистрации средства массовой информации, этот сайт вводит Вас в заблуждение. Эта запись лишь свидетельствует о том, что владельцы сайта имеют отношение к указанному информационному агентству, и, может быть, на сайте распространяются материалы этого информационного агентства. На этом сайте могут распространят материалы и других информационных агентств, а также собственные материалы сайта. Если на сайте распространяются материалы только одного информационного агентства, и его учредитель хочет сообщить об этом, надпись в футере (или другом месте) сайта должна быть что-то вроде: «На сайте распространяются только материалы информационного агентства «Название».
Информационное агентство в некотором смысле удобная форма регистрации СМИ для вебмастера. Статус СМИ позволяет редакции пользоваться благами законодательства в сфере средств массовой информации, с другой стороны, не раскрывать информацию о себе и о сайте при распространении информации через сайт. Но уточню, что такими благами пользуется только редакция, не сайт, как средство распространения информации. Например, на такой сайт не будет распространяться иммунитет от реестра запрещенных сайтов.
Автор: dlneo