Считается, что российский бизнес, особенно небольшой, не слишком сильно заботится о своей эффективности. Тратит деньги там, где можно сэкономить, если внедрить новую технологию, не оптимизирует процессы внутри компании, не пользуется даже банальными таск-менеджерами.
Основатель «1С-Битрикс» Сергей Рыжиков рассказал Roem.ru, что у его продукта «Битрикс24», который как раз и призван оптимизировать внутренние процессы компании, проблем с клиентами нет. Треть жизнеспособных юрлиц его как минимум протестировали, а с кризисом спрос только вырос. На руку сыграет и импортозамещение, которое подвинет с рынка Microsoft.
***
Когда мы в 2009 году выпустили первую версию «Битрикс24», мы не до конца понимали, что идем совершенно на новый для себя рынок. Мы думали, что мы возьмем наш «1С-Битрикс: Управление сайтом» и сделаем стенгазетку внутри компании. Просто домонетизируем то, что у нас уже есть и захватим рынок внутреннего сайтостроения.
И уже в процессе мы поняли, в какую драку мы ввязались. Рынок фантастический. Он больше сайтостроения по двум простым причинам.
Клиенты очень похожи, одни и те же компании и там, и там. Так сложилось, что CMS имеет фиксированную цену. Ее стоимость не зависит от размера организации. Например, «Эльдорадо» может сделать магазин с оборотом в сотни миллионов долларов на редакции в 60 тысяч рублей.
А вот в системах по управлению внутренней эффективностью компании тарификация больше зависит от размера команды. Это во-первых.
Во-вторых, рынок очень большой и пустой. Рынку сайтостроения уже много лет, он вышел на плато. Число интернет-пользователей не растет, чисто интернет-компаний, которые выходят в веб, тоже не растет фантастически.
Даже если мы посмотрим на количество доменов, мы увидим, что их число не растет. А что это значит? Что рынок веб-разработки стабилизировался.
Мы оцениваем целевую группу «Битрикс24» в 1 млн юрлиц. Всего в России 2 млн жизнеспособных компаний. Из них больше половины — это ИП и «одиночки», которые нам не интересны. Есть дубликаты, когда у одной компании три-пять юрлиц. Так что мы себе внутреннюю цель ставим — добиться 200 тысяч юрлиц, которые будут ежедневно пользоваться «Битрикс24».
На сегодняшний момент у нас больше 50 тысяч активных пользователей в России. Всего зарегистрировано 350−400 тысяч, то есть каждый третий живой бизнес в России нас попробовал.
Очень «вкусный» рынок. Этот продукт у нас сегодня растет на сотни процентов в год — в деньгах.
Конверсия в активных пользователей — 22%. Это большая цифра, тяжело ожидать, что она будет больше.
Даже нельзя сказать, что ушедшие пользователи от нас отказывались. Просто компания может быть не в том состоянии, что им нужна автоматизация. Или они, например, хотели CRM, а директор уперся и говорит «Никакой соцсети, я не хочу, чтобы они общались там!». Бывает, не пересилить.
Мы удачно попали в момент, когда меняются внутренние коммуникации. Запускались мы еще до соцсетей, и если раньше сотруднику нельзя было доверить высказываться, то сейчас — пожалуйста, пиши. Пользователи начинают общаться между собой, обсуждать рабочие вопросы.
Анонимность развязывает людям языки. Так было раньше. И директора очень боялись, что не могут контролировать, что пишут и обсуждают их сотрудники. Поэтому не позволяли им высказываться. Но сейчас каждый человек авторизуется и пишет под своим именем. А это заставляет людей ответственно относиться к словам. За асоциальное поведение вы можете их уволить — все это прекрасно понимают и поэтому просто не напишут глупости.
Сейчас рынок может еще вырасти с импортозамещением. Потому что «Битрикс24» попадает под целую серию продуктов Microsoft. SharePoint, Lync, Dynamics CRM, Skype, Outlook. К нам уже приходят компании масштаба РосАтома, «Почты России». Они, на самом деле, очень сложные, это реально другая экономика и даже другой функционал. Потому что у компании со 100 тысячами сотрудников даже лента обсуждений должна по-другому отображаться.
Некоторые продукты на нашем рынке ориентируются на узкие ниши. Есть нишевые продукты — CRM, управление складом, таск-менеджеры. Но нельзя сказать, что, например, CRM нужна каждой компании. А мы не CRM, мы — про новый формат коммуникации. У нас другая стратегия. Мы строили свой продукт так, чтобы подходить по возможности максимальному числу людей.
Мы делаем массовый продукт, рассчитанный на самые разнообразные бизнесы и потребности. Но бывают клиенты со специфическими требованиями, которые может решить только узконишевый продукт. Например, CRM для туристических агентств. Или таск-менеджер для СМИ.
У нас, например, тоже есть таск-менеджер, там можно ставить простые задачи, не проектные. А проектной деятельностью занимается мало кто, и за эти компании — очень большая конкуренция среди таск-менеджеров. Поэтому мы этим не занимаемся.
Два наших продукта по разному реагируют на кризис. На «Битрикс24» мы не видим замедления, он прекрасно растет. А по «1С-Битрикс: Управление сайтом» мы хоть и растем, но видим, что на кризис он отреагировал. Наши партнеры говорят, что им стали меньше заказывать сайты, или стали другие сайты просить, или еще что-то. Снижение бизнес-активности сказывается, людям сложнее принимать решения.