Основная цель была “обогатить” опыт использования whatdoyouwantforchristmas. Я думал о том, какие письма отправлять пользователям.
Плохих примеров рассылок достаточно. Вы оставляете свой адрес, и недобросовестные маркетологи закидывают вас безликими, бесполезными письмами. Из-за обилия таких кампаний, у рассылок “дурной запашок” спама.
Я поделюсь опытом создания трёх почтовых рассылок для новогоднего проекта. Каждая решает определённую задачу, при проектировании всех интересы и время пользователя были основным приоритетом. В конце описания рассылки будет реальная статистика кампании. Количество отправленных и открытых писем, показатели конверсии.
Вкратце о проекте. Человек пишет “письмо Деду Морозу”, добавляет пожелания. Его друзья видят письмо и кооперируются с целью исполнить в Новом Году какое-либо из желаний. Подробнее в предыдущей статье.
Мне хотелось испытать customer.io. Сервис позволяет создавать автоматические рассылки, таргетированные на разные группы, или сегменты, клиентов. Есть возможность слать письма в зависимости от активности пользователя в приложении.
Интеграция
О том, как научить ваше приложение слать данные о клиентах и их действиях в customer.io, почитайте в их документации. Я использовал segment.io и их js библиотеки. Эти методы отправляют данные:
// здесь и далее код с использованием
// клиентской js-библиотеки segment.io
// добавить данные о пользователе
// например email, пол, список друзей итд
// поддерживаются массивы и вложенные объекты
analytics.indentify(userId, {
email: 'user@email.com',
gender: 'male'
// любые другие данные
});
// указать, на какой странице находится текущий пользователь
// текущий пользователь - тот, для которого был вызван identify
analytics.page('Page Name');
// добавить данные о событии для *текущего* пользователя
// в серверных версиях библиотеки есть возможность добавлять события для
// произвольных пользователей
analytics.track('Event Name', {
// информация о событии
});
Пример 1. Приветственное письмо
Стандартный ход. После того, как пользователь регистрируется, ему приходит письмо с приветствием и приглашением посмотреть возможности сервиса. В моём случае, для настроения, отправителем является Дед Мороз :)
Подобные письма в терминологии customer.io называются поведенческими (behavioral). Они отправляются, когда пользователь впервые попадает в определённый сегмент или сегменты.
Сегмент определяется:
- На основании значений атрибутов пользователя. Например, пользователи женского пола.
- На основании просмотров страниц. Например, пользователи, которые не видели страницу друзей.
- Исходя из того, совершил ли пользователь определённое действие в приложении. Например, те кто написали свою версию письма Деду Морозу.
Для приветственного письма используется сегмент Зарегистрированные (Signed Up), он есть в customer.io по-умолчанию. В этот сегмент попадают пользователи, у которых атрибут created_at
есть дата в формате UNIX timestamp. Звучит странно, но это работает.
Таким образом, когда в первый раз произойдёт этот вызов, customer.io создаст и отправит приветственное письмо пользователю:
analytics.identify('abc123', {
email: 'me@email.com',
created_at: 1389570225,
first_name: 'Иван',
gender: 'male'
});
В шаблоне, с помощью языка liquid, есть возможность использовать данные пользователя.
Тело:
Привет, {{ customer.first_name }}!
Получил твоё письмо. Рад, что ты помнишь Дедушку!
Желание твоё постараюсь исполнить к Новому Году. А ты пока помоги мне друзей твоих порадовать. А коль передумаешь насчёт подарков, дай мне знать.
{% if customer.gender != 'male' and customer.gender != 'female' %}Ну, не болей!{% endif %}
{% if customer.gender == 'male' %}Ну, будь здоров!{% endif %}
{% if customer.gender == 'female' %}Ну, будь здорова!{% endif %}
Мороз
Получил твоё письмо. Рад, что ты помнишь Дедушку!
Желание твоё постараюсь исполнить к Новому Году. А ты пока помоги мне друзей твоих порадовать. А коль передумаешь насчёт подарков, дай мне знать.
Ну, будь здоров!
Мороз
Итак, чтобы создать поведенческое письмо в customer.io, нужно:
- Создать сегмент, если нет подходящего
- Создать behavioral кампанию, указать сегменты
- Описать шаблон
- Указать, в какой момент времени отправлять письмо. Когда пользователь попадает в сегмент, или с задержкой.
Использовать такие письма следует в качестве реакции на действие или бездействие пользователя. Примеры:
- Просьба подтвердить email
- Напоминание об окончании срока триальной версии
- Призыв попробовать возможность сервиса, до которой пользователь ещё не добрался
Как и аналоги, customer.io собирает статистику ваших рассылок. По кампании описаной выше:
Отправлено: 256 писем
Открыто: 174 (68%)
Перешли по ссылкам: 61 (24%)
Пример 2. Дарите подарки
Основная идея моего проекта в том что друзья пользователя исполняют пожелания из его списка. Чтобы друзьям было проще распределять подарки между собой, есть кнопка “хочу подарить”. Люди не пользовались этой функцией, я решил это поправить спец-рассылкой.
Получателями стали пользователи, чьим друзьям ничего не дарят. Рассмотрим на примере. Допустим есть некая Аня. У неё два друга: Пётр и Маша. Аня добавила 3 пожелания, но никто из друзей (в силу разных обстоятельств), не отметился как “даритель” какого-либо из них. То есть Аня рискует остаться без подарков в этот Новый Год! В этом случае друзьям Ани, Петру и Маше, придёт письмо со списком пожеланий Ани и просьбой что-нибудь из этого подарить.
Запрос непростой, если инетересно, он есть на github.
Подходящий способ сделать такую рассылку в customer.io — использовать транзакционную (transactional) кампанию. Эта категория служит для создания писем, которые вызывает определённое событие. В отличие от поведенческих кампаний, в транзакционных есть возможность использовать данные того события, которое спровоцировало создание письма. Каждый раз, когда customer.io получает указанное событие, отправляется письмо. Независимо от того, отписался ли пользователь.
В моём случае, на стороне сервера раз в день запускался скрипт. Он собирал данные для этой кампании. Для всех получателей в customer.io отправлялось событие вида:
// В примере используется библиотека segment.io для node.js
analytics.track({
'userId': userId,
'event': 'Encourage giving',
'properties': {
'subj': 'Аня, Вася и ещё 3 друга ждут подарков в этот Новый Год!',
'body': 'Кастомная часть тела письма',
'about': [{
// список друзей и их пожеланий
}]
}
});
Тело:
Привет, {{ customer.first_name }}!
{{ event.body }}
Нажми `хочу подарить` на странице с письмом, чтобы я знал о твоих намерeниях. Сотрудничай с друзьями. Если они хотят подарить то же, что и ты, объедините ваши усилия.
{% for about in event.about %}{{ about.user.name }}:
{% for wish in about.wishlist %}
{% if wish.type == 'link' %}* {{ wish.descr }}{% endif %}
{% if wish.type != 'link' %}* {{ wish.descr }}{% endif %}
{% endfor %}
{% endfor %}
Я на тебя рассчитываю!
Мороз
В шаблоне используются как данные пользователя, так и данные события, которое вызвало создание письма.
Тело:
Привет, Вася!
Пришли письма от твоих друзей! Поможешь найти им подарки?
Нажми `хочу подарить` на странице с письмом, чтобы я знал о твоих намерeниях. Сотрудничай с друзьями. Если они хотят подарить то же, что и ты, объедините ваши усилия.
Валя Котик:
* Лагерь
* Галстук
Павел Морозов
* наушники monser beats
Марат Казей
* автомат
Зина Портнова
* принтер
* храбрости
Я на тебя рассчитываю!
Мороз
Цель этой кампании — увеличить количество “дарителей”. Поэтому для неё я определил “конверсию”. В случае, если получатель нажмёт “хочу подарить” на странице друзей в whatdoyouwantforchristmas, письмо сконвертировалось. В customer.io конверсия определяется как вход или выход пользователя из сегмента.
Шаги создания транзакционной кампании аналогичны поведенческой. Единственная разница заключается в выборе события, которое вызывает создание транзакционного письма.
Такая рассылка полезна для:
- Отправки ссылки для сброса пароля
- Отправки квитанции/подтверждения получения оплаты
- Уведомлений о новых комментариях в блоге
Немного статистики новогодних воодушевлений:
Отправлено: 46 писем
Открыто: 26 (58%)
Перешли по ссылкам: 9 (24%)
Нажали "Хочу Подарить": 2 (5%)
Пример 3. Последнее письмо
Сервис послужил неплохим отвлечением в праздники. Мне хотелось поблагодарить пользователей. Подведение итогов работы wduwfc — отличный повод.
Для отправки писем всем без исключения, в customer.io есть категория newsletters. Настроек у такой кампании немного. Создайте шаблон и нажмите `отправить`:
Тело:
{{ customer.first_name }},
Спасибо за участие! Хочу поделиться результатами работы whatdoyouwantforchristmas в этом году.
За две недели сайт посетили около 1,000 человек. 300 добавили минимум одно пожелание, но многие на этом не остановились. Люди желали здоровья и сил, автомобилей и путешествий, мобильных гаджетов и много чего ещё.
Буду рад получить твой отзыв! Твоё желание исполнилось? Может, удалось сделать подарок другу или подруге? Что тебе понравилось или не понравилось в работе whatdoyouwantforchristmas? Пришли свою историю ответом на это письмо.
Пользуясь случаем, позволь и мне тебя поздравить ;)
С Новым Годом!
Здоровья и сил! Автомобилей и путешествий! Мобильных гаджетов и всего остального!
Андрей
Такие кампании хорошо использовать для:
- Анонса новых возможностей сервиса
- Рассказа о плановых и не очень сбоях в работе
- Кхм… Поздравлений с Новым Годом!
Статистика выглядит так:
Отправлено: 247 писем
Открыто: 130 (53%)
Перешли по ссылкам: 22 (9%)
Впечатления от customer.io
Мне понравился интерфейс и простота интеграции сервиса. Я не могу придумать сценарий рассылки, который бы не подошёл под те категории, которые у них представлены. Радует бесплатный тарифный план, в который входит 100 пользователей и 500 писем в месяц. Да и цены приемлемые.
К минусам относится отсутствие возможности A/B тестировать письма. На момент написания эта функция была доступна для поведенческих кампаний. Думаю, остальные типы также не за горами.
Из ближайших конкурентов на глаза попадались vero, но поиграться с этим сервисом не удалось. Если у вас есть опыт работы с ним, напишите пару строк.
Пишите письма
Делать интересные email кампании непросто, но важно. Они помогают сформировать лояльное отношение к сервису, разобраться с принципами его работы, оповестить о важных событиях. Это отличный способ удержать интерес пользователя. Рассылки следует органично встраивать в работу сервиса на самой ранней стадии.
Надеюсь, это звучит очевидно, и вы уже используете мощь писем на радость клиентам и начальству. Если нет, пусть эта статья вызовет желание поиграться с представлением вашего сервиса в почтовом ящике клиента.
Ссылки
Источники, которыми я пользовался во время работы над кампаниями и статьёй:
- Email: The Easiest Way to Improve Retention — статья, часть segment.io academy
- Email Marketing — подборка статей и бесплатных книг от сopyblogger
- Test The Text — сайт и рассылка от TestTheText
- Learn how to write a great email in 2 weeks — рассылка от основателя customer.io
Автор: filipovskii_off