Сейчас все говорят о SaaS, как о очень перспективном направлении которое на острие прогресса.
Стоит ли web-студии браться за SaaS и когда надо начинать?
- SaaS решает некоторые проблемы существующей модели распространения ПО для бизнеса
Да, это направление действительно ново, оно на острие прогресса и оно появилось в ответ на проблемы в текущей модели распространения ПО — «soft-wrap». Решаются большие проблемы:
- Проблема деплоймента ПО. Пользователю не нужно теперь читать системные требования, думать о совместимости как аппаратной части так и программной части, консультироваться. Покупать новые версии после апгрейда OS.
- Решается проблема обновлений и связанные с ней неудобства для пользователя: вспомним политику компании Abobe, когда выскакивает напоминание о желании или нежелании обновляться почти каждую неделю.
- Решается проблема сохранности данных – все на сервере поставщика, в облаках, гарантированно сохраняется.
- Решается проблема доступности – географическая.
- Решается проблема доступности – все что нужно, это тонкий клиент.
Но все это не делает SaaS автоматически высокодоходным. Здесь те же коммерческие риски, разве что технология другая. Многие почему-то не отделяют технологическую часть от коммерческой части.
- Востребованность
Есть проблема c востребованностью SaaS на территории СНГ — нет потребности.
Сейчас бизнесу бОльшие проблемы создает среда ведения бизнеса, чем конкуренция. Оформление документальной части бизнеса, отчетность в государственные органы, проверки съедают большую часть времени, чем бизнес тратит непосредственно на бизнес. Поэтому нет конкуренции такой, какой она могла бы быть. SaaS же ориентирован на процессы — оптимизировать, улучшать, получать конкурентные преимущества за счет уменьшения издержек см. выше. Если ваш SaaS будет решать текущие проблемы бизнеса – операционное обеспечение бизнеса он будет успешен. Когда государство уменьшит свой контроль за бизнесом, бизнесу потребуется SaaS как никогда. - Особенности бизнес-модели SaaS
Есть особенности в разработке SaaS проектов. Если вы раньше работали на аутсорсе или на заказной разработке, то это полный переворот схемы бизнеса. Большая часть ресурсов уходит в маркетинговую активность. Огромное значение приобретает support. Огромное значение приобретает надежность и доверие – частично это решается облачными технологиями. Разработка и реализация пожеланий на фоне всего уходит на второй план. Требуются немалый стартовый капитал или инвестиции, так как возврат вложенного в SaaS медленный, не так как в девелопменте. Это справедливо если проект делается с целью, бюджетом, выделенной командой. Если проект фоновый, то он скорее сам по себе умрет. - Менталитет
бизнеса СНГ еще не готов отдать «куда-то, кому-то» коммерческие данные
Выводы.
Сейчас рынок в СНГ не готов к SaaS, успешными будут только проекты, которые обеспечат текущие проблемы бизнеса с их операционной деятельностью. Быстро подняться и взлететь SaaS проект, если он ориентирован на СНГ, не сможет – это долгосрочная перспектива. Делать SaaS ориентированный на западного заказчика можно, только если жить там и понимать текущие проблемы их бизнеса.
Автор: andrewleshchynskyy