Что может быть проще визитки — стандартной карточки с контактами? А между тем, это едва ли не самый живучий элемент делового оборота. Грамоты и купчие сменились инвойсингом и актами, воротнички и нарукавники вымерли, счёты пылятся на балконе, факс поныл последний раз и исчез, почти нет дискет, вот уже и CD почти ушли в прошлое, даже незыблемая и вечная электронная почта потеснилась рядом с мессенджерами. Визитки живее всех живых — им уже более 600 лет, а они существуют как ни в чём ни бывало. Но эволюция не обошла этот способ хранения и передачи данных: LCD-экраны, сканеры, QR-коды, приложения. Однако начинали и пока выигрывают всё равно картонные прямоугольники. Или нет?
Признаемся честно, когда мы создавали наши приложение для создания электронных визиток MyQRcards, мы не задумывались о том, что у карточек такая потрясающая история длиной более чем в половину тысячелетия. Когда начали, интересоваться, поняли, что это целая культура. И, как говорилось в любимом мультфильме, мы хотим о ней поведать миру. Хабру и миру.
История визиток: начало
Как и много великих вещей (мы не о Xiaomi, если что), первые визитки оставили свой след в истории в Китае. Там они появились в XV веке: китайские торговцы и зажиточные «предприниматели» использовали специальные карточки, чтобы сообщить о намерении встретиться с другим человеком. Бывало так, что слуги собирали карточки у потенциальных посетителей, а торговцы и знать просматривали карточки, чтобы определить и обозначить, с кем они готовы встретиться.
Визитные карточки в том виде, в каком мы привыкли их видеть, появились в XVII веке в Европе. Они использовались для оповещения о прибытии людей высокого происхождения в город или конкретный дом. В то время размер визитки был примерно с привычную для нас игральную карту.
К XIX веку визитные карточки перестали быть привилегией высшего сословия и стали доступны и даже обязательны и для среднего класса. К тому же времени эволюционировал и дизайн: в моду вошли витиеватые шрифты, тиснение золотом и серебром, появились специальные коробочки для визиток, в которые нужно было положить карту при посещении дома. На карточках располагалась не только основная информация о личности, но нередко и реклама, и биография владельца.
Визитки обрастали традициями и были не просто формальностью, но и целым информационным сообщением. Например, карточки с загнутыми углами предназначались для передачи от конкретного лица конкретному лицу, а карточки, сложенные пополам, указывали, что данные могут быть доступны всем членам семьи. Иногда указывались специальные параметры, например, P/F для поздравительного посещения, P/C — для выражения соболезнований.
Визитка Максима Горького
Судьбу визиток изменила промышленная революция.
В XIX веке визитки достигли своего расцвета: они были тиснёные, хлопковые, гравированные по тонкому металлу и т.д. Но настоящим произведением искусства их сделала цветная литография — достояние викторианской эпохи. Такие карточки были не просто носителем персональной информации, но и предметом коллекционирования. Именно тогда визитки обрели свою постоянную функцию — стали рекламным носителем. Владельцы бизнеса быстро смекнули, что к чему и стремились делать карточки по-настоящему уникальными, тем самым увеличивая вероятность того, что карточка сохранится и будет постоянно напоминать о товаре или услуге. Не растерялись и печатники: они печатали шаблонные карточки с базовыми рисунками, и владелец сам мог добавить свою полезную или рекламную информацию.
Каменный литопресс — на таком печатали визитки в XIX веке
Формальностей и реверансов стало меньше, а капитализма больше. Обмен контактной информацией стал частью делового оборота и в таком виде и перешёл в XX, а потом и в XXI век.
Современность: от резаной бумаги до голограмм и NFC
Сегодня визитки сохраняются как вид, но совершенно не сохраняются в наших карманах — бывает даже так, что приходя с конференции или большого митапа, ты и хочешь все собрать, да не можешь: часть выпали, часть потёрлись, часть вспотели вместе с частями тела. Ну не дело же.
Визитки в кино
Вообще визитные карточки стали культовым бизнес-символом, который нашёл отражение во многих фильмах. Один из таких — «Американский психопат»:
Кстати, в 1970-х появился культ бокса для хранения визитных карточек, рассортированных в алфавитном порядке: Rolodex — это вращающийся каталог с карточками, используемыми для хранения контактной бизнес-информации (название происходит от английских слов rolling и index). А вот сам Ролодекс появился гораздо раньше — его изобрели Arnold Neustadter и Hildaur Neilson в 1956 году. Для ролодексов (ставшими нарицательными, как и ксероксы) существовал свой формат карточек. Кто-то считает Rolodex прообразом первых CRM-систем.
Самое интересное, что ролодексы до сих пор продаются в США и Европе, а в 2015 произошёл какой-то стихийный бум спроса на такие «визитницы», и их сбыт наладили китайские интернет-магазины. Но, как говорится, это всё не то.
Rolodex, настоящий, с коробочкой — мы бы сами не отказались от такого раритета
Естественно, что вездесущие IT-специалисты и инженеры не обошли вниманием такую развитую отрасль, которая буквально сама напрашивалась на автоматизацию: поля, унифицированные данные, хранение и обработка, необходимость сортировки, — что ещё нужно из требований, чтобы создать что-то инновационное?
И эта история инноваций отчасти состояла из факапов.
Самым неудачным нововведением оказались визитки с дисплеями, на которых можно менять информацию — слишком тяжело, дорого, сложно. Да и конструкция оказалась требовательной к электричеству.
Примером LCD-визиток можно назвать проект Halo, стартап 2011 года. Лицевая сторона визиток представляла собой сенсорный дисплей. На борту мини-гаджета был встроен процессор, память и небольшой аккумулятор. Конечно, такую визитку было жалко и дорого отдавать оппоненту. Да и не нужно. Смысл работы заключался в другом: обмен данными между устройствами двух владельцев Halo осуществлялся по протоколу Bluetooth, а переданные визитки хранились на карте памяти (кстати, это был не модуль, а обычная microSD). Карточки Halo имели вполне себе презентабельный и лаконичный интерфейс, поиск нужных контактов осуществлялся в несколько касаний.
Визитки проекта Halo — стартапа 2011-2012 года
Не очень востребованными рынком оказались многочисленные попытки создать лучший в мире сканер визиток. Одним из первых заметных устройств стал B-scanner, выпущенный в 2008 году. Гаджет имел размер обычной визитки (чуть больше по рамке) и просто сканировал каждую врученную карточку, сохраняя результат в формате изображения. Пользователь мог сортировать визитки по своему усмотрению и просматривать их прямо на OLED-дисплее сканера. На тот момент хромало всё: логика, интерфейс, эргономика и, конечно, качество самого дисплея.
Источник Цифровая система хранения визиток: концепт B-scanner
В середине 2011 года сканеры визиток вернулись: корпорация Sanwa Supply выпустила USB-гаджет для сканирования визиток Business Card Scanner 400-SCN005. По сути это было внешнее устройство для сканирования карточек и перемещения их на ПК. У сканера был драйвер, поддержка 22 языков, графический интерфейс пользователя (GUI на ПК). Данные загружались в формате изображения и текста и могли экспортироваться в табличные редакторы.
Business Card Scanner 400-SCN005
Начало 2010-х ознаменовалось всплеском интереса к дизайну классических бумажных визиток. Чтобы выделиться, пользователи выбирали варианты в виде предметов, с какими-то интерактивными моментами (типа «вставь 4 пальца — получи лапы»). На видео вы можете посмотреть, насколько безграничной оказалась фантазия дизайнеров.
Таких видео и постов вы можете найти сотни — осторожно, возможно залипание
Наибольший интерес в середине 2010-х вызвали лаконичные анимированные визитки: чтобы заставить изображение двигаться, достаточно потянуть за внутреннюю картонку. Всё гениальное просто: интерактив, простота, наглядность, геймификация сошлись в одном изящном решении.
Технологии не останавливались и в 2012 году появился один из первых вариантов действительно удачных и довольно экономных для своего уровня визитных карточек. Производственная компания Moo выпустила визитки с датчиками NFC. Владелец таких карт загружал на них нужную ему информацию (не только контакты, но и презентации, текст, промо, музыку, ролик и т.д.) и передавал её собеседнику одним прикосновением к смартфону. Кстати, проект оказался удачным — Moo до сих пор их выпускает. Программируемый чип NFC срабатывает при подключении к совместимому iPhone (требуется iOS 11) или устройству Android.
Один из первых экземпляров карт Moo
Следующим удачным решением оказался QR-код. QR сканировался гаджетом и вёл на нужную страницу сайта или человека. QR-визитки не только распространены до сих пор, но и широко используются в бизнес-презентациях, видео, на выставочных стендах, в приложениях, ботах и т.д. Мы не случайно выбрали именно такую технологию. QR-код сегодня — технологичный, универсальный и широко используемый способ передачи информации. Он используется в бизнесе (например, ВКонтакте, проводя презентации для клиентов, использует QR прямо на слайдах, чтобы слушатели в зале могли открывать нужные разделы и страницы отдельных персоналий прямо на своём мобильном), вскоре QR будет использоваться клиентами Сбербанка для оплаты покупок, и уже сейчас многие из нас сканируют QR-коды, чтобы получить информацию о скидках в ресторане, прочитать о памятнике в чужом городе, перейти на сайт компании и т.д.
Ваша визитка — г****
1 сентября 2006 года стал примечательным днём для российского мира визиток. Студия Артемия Лебедева сделала первый выпуск знаменитого бизнес-линча и первым же предметом для критики дизайнера стала визитка директора компании «Небоскрёб». В тот день из комментария в рецензии Тёмы родился знаменитый мем, который оброс слухами и легендами.
Вот вам скриншот первого выпуска бизнес-линча с рецензией Артемия. Ссылка.
Визионеры не останавливаются в прогнозах — вот какие версии развития визиток можно встретить в деловых и технологических СМИ:
- Уже существующая технология — визитки с дополненной реальностью (AR). При наведении смартфоном на визитную карточку могут отображаться видео или аудио файлы, фотографии, тексты, описание, страницы в социальных сетях и т.д. При этом на все элементы можно «кликнуть», чтобы перейти. То есть AR делает визитку едва ли не персональным сайтом, плюс гарантирован wow-эффект, а это дополнительная точка контакта с тем, кому вы вручили свою визитку.
- Интерактивная бумага — визитки, на которых можно изменять и дополнять информацию. К тому же, они сами по себе будут отличным сувениром и смогут выполнять роль хранилища данных.
- Однако пока это слишком дорогая и неудобная перспектива. Ну и мы не можем не улыбнуться над фразой «Простите, визитка разрядилась, у вас есть зарядка?»
- Голограммы — ещё один пока что совсем фантастический вид визиток будущего.
- Тачскрин — уже вполне реализуемый, но дорогой способ удивить окружающих.
- Телеметрические визитки, сообщающие не только контакты, но и передающие полезную информацию.
- Биометрические визитки — тоже довольно перспективное будущее, однако они как никакие другие сопряжены с вопросами этики и безопасности.
Культ визиток в Японии
Особое внимание визитки заслужили в стране с особым деловым оборотом — в Японии.
Как в XX веке, так и сейчас, визитка там воспринимается как значимый документ, удостоверяющий профессионализм человека. В стране восходящего солнца визитные карточки должны предлагаться и приниматься двумя руками с лёгким поклоном — как ценный дар. И засунуть врученную карточку в задний карман брюк — верх разочарования и невежества.
Именно из-за такого уважительного отношения к визиткам в 1948 году Япония была потрясена страшным преступлением. 28 января мужчина с визиткой чиновника министерства общественного здравоохранения (чужой, вручённой ему по случаю) вошёл в филиал Императорского банка в токийском районе Сиинамачи и оповестил 16 посетителей и работников о вспышке дизентерии в этом районе. Он вручил банковским служащим визитку эпидемиолога и предложил всем присутствующим выпить несколько капель жидкости — лекарства для профилактики кишечной инфекции. 12 человек из 16 погибли: жидкость оказалась ядом неустановленного типа. Сам же преступник сбежал с наличными и чеками на сумму 160 000 йен. Это было первое массовое убийство в Японии после Второй Мировой войны и катастрофы августа 1945 года.
Позже полиция обнаружила ещё несколько преступлений, совершённых художником по имени Садамичи Хирасава. Во всех случаях на месте преступления находились визитные карточки убийцы и грабителя. Преступник был казнён, но его дело до сих пор окружено мифами и домыслами.
Действительно, визитка (мэйси) в Японии способна открыть многие двери. Визитки есть у всех: от школьного учителя до главаря преступной группировки. Визитки отражают статус служащего и являются чуть ли не удостоверением личности — если вы свои забыли, на вас будут коситься с недоверием. В стране есть даже отдельное ведомство — Японская ассоциация визитных карточек.
MyQRcards: приложение, которое заслуживает ваш смартфон
Когда мы создавали сервис MyQRcards, у нас были свои мотивы, навеянные десятками конференций и сотнями контактов. Если сказать тремя словами, нам было неудобно.
Вот ситуации, с которыми сталкивался практически каждый:
- Работники забыли свои визитки — особенно это критично, когда они их забыли в Санкт-Петербурге, а конференция в Москве или в Нью-Йорке. Это потеря массы деловых контактов и точек контакта с компанией. Не то чтобы потеря визиток делает командировку бессмысленной, но 10-15% потенциальной результативности теряется.
- Визитки заканчиваются на конференции и вот уже сотрудник неловко выводит свой номер и e-mail на бумаге из блокнота. Это некрасиво, чревато роковыми опечатками, ну к тому же ещё и отнимает время собеседника.
- Визитки не успели напечатать или остался ворох визиток со старой должностью. Например, мы лично видели девушку-менеджера, которая, смущаясь, давала визитки со старой работы (вообще другой компании!) и всем говорила, что номер мобильного тот же. А кому охота это запоминать? Напишут на электронную почту — и всё, связь потеряна.
- Нет визиток на иностранном языке.
- Партия визиток пришла из печати с ошибками или в очень плохой цветопередаче.
Значит, нам нужно решить три важных задачи: актуальность, обновляемость на лету и доступность в любом месте и в любое время. Но нам это показалось не так интересно и раз уж мы взялись за разработку, то решили сделать приложение с кучей полезных фишек. В итоге:
- физические лица могут совершенно бесплатно создать себе простенькую визитку и передавать её другим пользователям;
- компании получают возможность создавать очень продвинуты и ёмкие визитки, заходить в консоль администратора, управлять визитками (например, HR-служба может добавлять, удалять, редактировать данные сотрудников, менять корпоративный стиль и описание компании — при это все изменения подгрузятся каждому сотруднику).
Итак, что у нас получилось?
- Возможность указать в визитке ссылки на соцсети и мессенджеры, email и телефон которые будут кликабельны;
- Возможность указать краткую информацию о компании и адрес компании на карте;
- Приложить фото владельца визитки, а также возможность добавить в галерею фотографии, отражающую деятельность компании/примеры работ
- Возможность сохранить визитку в контакты телефона;
- Возможность брендировать QR код визитки.
В конечном итоге мы создали мобильное приложение для iOS и Android. Оно простое и интуитивное.
- Пользователь создает себе визитку, указывает всю необходимую контактную информацию. Одна визитка с базовым функционалом создается бесплатно.
- После создания визитки автоматически генерируется QR код. Он доступен в мобильном приложении, его также можно распечатать, использовать в презентациях или удобно наклеить на мобильный телефон и «светить» везде, где только можно.
- Сканирование QR кода открывает электронную визитку владельца. При редактировании информации в визитке все изменения автоматически отразятся в старом QR коде. У того, кто принял визитку, данные сохраняются в контактах смартфона.
Немного скриншотов — но лучше скачать и протестировать своими руками.
Почему это решение понравилось компаниям?
А оно действительно понравилось — MyQRcards выбирают из-за его простоты, удобства, скорости обновления информации и возможностей добавить некоторые корпоративные фишки.
- Прежде всего это экономия бюджета — главная «фишка» для компаний, грамотно управляющих своими затратами. Мы делали примерный подсчёт — компания из 100 человек экономит 50 000 в год, а это как минимум пара неформальных встреч с пиццей и пивом для решения рабочих задач ;-)
- Моментальный выпуск — вам не нужно искать типографию срочной печати, ждать счёта, а потом проведения оплаты, писать гарантийные письма (когда эта оплата ну никак не проходит, а нужно ещё вчера), согласовывать визитку с сотрудниками — достаточно использовать официальные данные.
- При изменении должности тираж не уходит в мусор и не нужно заказывать новый — достаточно просто поменять нужную информацию в интерфейсе.
- Вы можете видеть, кто из сотрудников и насколько активно делился визитками и даже составить рейтинг. Это важно: так вы будете знать, что сотрудник не стеснялся в углу конференции или встречи, а активно налаживал сотрудничество (для продажников и менеджеров проектов очень полезная метрика).
- Берегите деревья — визитки печатаются на бумаге высокого качества и почти не уходят во вторичную переработку, и это очень плохо. Ну а модные в некоторых кругах визитки из дерева — вообще беспредел и расточительное отношение к природе! Будьте технологичнее и экологичнее, за этим будущее.
- И да, это реально впечатляет партнёров — раз, занимает чуть больше времени (вы имеете шанс завязать знакомство ближе) — два, при первом же контакте у вас есть тема для обсуждения (а что это за такие визитки) — три. Для коммуникации бесценно.
Сейчас на развитие визиток наибольшее влияние оказали мобильные технологии. И стратегия ясна: лучшая визитная карточка — так, которая всегда в вашем мобильном телефоне и может быть исправлена просто и быстро. В конце концов, мобильники мы забываем гораздо реже, чем визитницы.
Как думаете, эволюция на этом остановится?
Автор: Иван Логинов