Нередко вижу слова в духе «по другим отраслям коронавирус сильно ударил, а вот IT практически не затронул». Мол, веб-сервисы от карантина только выиграли, писать код можно и удалённо, а раз сейчас ограничения отменяют — значит, всё закончилось хорошо, проблем нет и теперь уже не будет.
По-моему, заявлять такое означает не вполне понимать ситуацию. Существует, например, прогноз Минкомсвязи, что российская IT-отрасль может стать убыточной, а численность российских айтишников во втором полугодии может снизиться на 27 000 человек. Понятия не имею, насколько оправдается конкретно этот прогноз, но поискал разные данные, и в целом они подтверждают: хотя IT и повезло больше многих, картина невесёлая, а уверенно говорить «всё осталось позади» рано.
Как всё могло ухудшиться в период, когда популярность онлайн-сервисов резко возросла? Как происходящее может сказаться на обычном айтишнике? И что ему делать, чтобы сказалось как можно меньше?
Как ситуация задела IT
Когда говорят «по многим происходящее ударило, а в IT всё осталось по-прежнему», мне вспоминается анекдот «деньги я беру в тумбочке». Считать, что здесь всё может оставаться по-прежнему, когда сразу у многих других ухудшается — это считать, что у IT-отрасли какая-то своя отдельная экономика, в которой средства возникают сами собой. Давайте вспомним, откуда они берутся на самом деле.
Начнём с лежащего на поверхности: есть IT-компании, напрямую зависящие от пострадавших отраслей. Сервис Airbnb получает доход, когда кто-то заселяется с его помощью — значит, при жёстком упадке туризма так же жёстко падает сам. От безысходности там попытались продавать «онлайн-впечатления», но вряд ли это сильно помогает, так что в сервисе сократили 1900 человек (25% от всего штата). И это только один пример: пострадали IT-сервисы, связанные с массовыми мероприятиями, общепитом, авиаперелётами и многим другим. Наверняка много графиков пользовательской активности соответствовало вот этому:
Теперь перейдём к менее очевидному. Есть гиганты вроде Google и Яндекса, от которых зависят рабочие места многих тысяч разработчиков. Раз они не завязаны на туризм, и у них потребительские веб-сервисы (что актуально на карантине), то у них всё хорошо? Нет. Во-первых, у гигантов тоже есть пострадавшие сервисы. Когда каршеринг временно запрещают, Яндекс.Драйв несёт большие убытки. И если разрабатывать софт на карантине не проблема, то с железом всё куда сложнее: Google до сих пор не представил Pixel 4a, который ожидали ещё весной.
А во-вторых, вспомним, что главный источник дохода Google и Яндекса — реклама. Они существуют на деньги рекламодателей, в большинстве своём неайтишных, от стереотипичных «пластиковых окон» до тех же турфирм. И чего ждать в ситуации, когда сразу у очень многих рекламодателей падают доходы и сокращаются рекламные бюджеты? Точные итоги ещё не подвести — но Тигран Худавердян, возглавляющий Яндекс, ранее говорил «пока можно сказать, что всё идет плохо». Крупных сокращений в Яндексе пока не было, но компания активно урезала различные расходы.
А теперь давайте вспомним, что от рекламы зависят не только поисковики, но и соцсети, видеохостинги, новостные сайты и так далее. И будем вспоминать об этом каждый раз при виде комментариев «да веб от карантина только выиграл».
Вы скажете: пусть рекламная модель в проигрыше, но ведь многие веб-сервисы получают деньги не от рекламы, а напрямую от пользователей. А пользователи на карантине ринулись заменять офлайн такими сервисами! Вместо футбола во дворе — онлайн-игры, вместо кинотеатров — стриминг вроде Netflix, вместо кафе — агрегаторы доставки готовой еды, вместо стрип-клубов — вебкам-сайты. Они же все должны были озолотиться!
Тоже не обязательно. Да, средний пользователь гораздо больше обычного пользовался онлайн-сервисами, но значит ли это, что он гораздо больше обычного платил? Многие люди потеряли уверенность в будущих доходах и принялись откладывать в рекордных масштабах, а не сорить деньгами.
А в итоге ситуации могут различаться. В гейминге всё и правда оптимистично: например, Playrix рапортовал о рекордном доходе. Но вот в вебкам-индустрии писали об аудитории: «Мемберы, хоть и сидят по домам, но сидят осторожно. Нервничают, не тратят, подпасают». И что даст всплеск неплатящих пользователей, кроме роста расходов на
Что до видеостриминга и доставки готовой еды, то хочется напомнить, как выглядели эти рынки в докарантинном мире. Еда: рестораны жалуются «всю прибыль съедает комиссия агрегаторов», а сами агрегаторы тем временем работают вообще в убыток (что российские Яндекс.Еда и Delivery Club, что западные Grubhub и Uber Eats). Онлайн-кинотеатры: российские игроки убыточные, а у Netflix дела получше, но там все деньги сразу вкладывают в контент и тоже остаются без чистой прибыли.
Так что, читая бодрые слова онлайн-кинотеатров о большом росте просмотров, стоит задаться вопросом: а с прибыльностью-то как дела? Об этом кинотеатры почему-то рассказывать не стали. Зато есть частичные данные по еде. Хотя в марте заказы уже устремились вверх, Grubhub и Uber Eats по итогам первого квартала по-прежнему показали потери. Вывод получается такой: конечно, карантин сыграл стримингу и еде на руку, но пока воображение рисует золотые горы, на самом деле большинству таких компаний даже не выжить без инвестиций.
Давайте тогда об инвестициях и поговорим. В мире вообще немало убыточных IT-компаний. Чаще всего это маленькие стартапы, где жить на средства инвесторов логично. Но новичками дело не ограничивается: Uber существует 11 лет, разросся до десятков тысяч сотрудников и вышел на IPO, а вот в плюс так и не вышел. У Spotify, Square, Tesla, Lyft и Pinterest дела немногим лучше. То есть существует много айтишников, зарплата которых не приходит целиком из карманов довольных пользователей — требуется карман совладельца компании.
А что происходит с такими карманами в случае кризиса? Можно обратиться к истории: рецессия 2008-го сократила венчурные инвестиции на 30%. То есть это ещё один поток средств в IT, способный сильно ослабеть. Если в тучные времена инвесторы готовы смело вкладываться в убыточные компании в надежде «когда-нибудь одна из них окажется новым гуглом», то в период затягивания поясов красивые фантазии становятся менее уместны.
Тот же Uber из-за своей убыточности и раньше проводил сокращения, а в карантин ещё и снизилось число заказов, и в результате компания сократила сначала 3700 человек, а затем ещё 3000 — суммарно около четверти всего штата.
Конечно, все эти ужасы не отменяют того, что существуют и истории успеха. Думаю, очень выиграли сервисы для удалённой работы. Скажем, Miro и раньше был IT-гордостью Перми, а при всеобщем переходе к удалёнке резко стал актуальнее, и пока где-то происходят массовые сокращения, у него открыто немало вакансий.
И наверняка есть компании, на которых происходящее особо не сказалось ни в какую сторону. Например, не нашёл наглядную информацию по госзаказу, но, наверное, там «тихая гавань» (ну или «застойное болото», тут уж кому как), где бюджеты пока остались примерно теми же.
Но в целом проигрыши выглядят куда масштабнее выигрышей. Сайт layoffs.fyi собирает информацию о «сокращениях в стартапах» (слово «стартап» там понимают вольно, Uber тоже считают им), и на их счётчике уже более 60 000 сокращённых. Вряд ли они все окажутся трудоустроены в Miro.
А общий вывод получается такой: катастрофы не произошло, но если на карантине разработчики по-прежнему продолжили писать код, и он продолжил где-то исполняться, то это ещё не значит, что он продолжил приносить столько же денег.
И что дальше
Ещё одна вещь, которая кажется мне необоснованным оптимизмом: уверенно говорить «обещали экономическую катастрофу, а всё уже вернулось в норму». Мол, ограничения снимают, и смотрите — вот из Aviasales пишут «всё восстанавливается даже быстрее, чем ожидалось»! Сложности позади!
Ну, во-первых, к любой такой оптимистичной новости можно мысленно добавлять эту картинку:
Во-вторых, есть и противоположные новости вроде той, что число официально зарегистрированных российских безработных в июне продолжило расти.
В-третьих, существует риск «второй волны».
А в-четвёртых, даже если второй волны не будет — отмена карантинных ограничений не означает, что в экономике всё автоматически так же улучшается. Главное «бдыщ» всё ещё может оставаться впереди.
Например, потому что за время карантина многие компании и люди успели кому-то задолжать, но тогда из-за «военного времени» к невыплатам относились с пониманием. А когда карантин заканчивается, понимание тоже заканчивается — и в результате, когда со стороны всё уже выглядит хорошо, может наступать банкротство.
В США опасаются «апокалипсиса выселений»: большому числу людей стало нечем платить аренду или ипотеку, а среди арендодателей немногие захотят долго идти навстречу.
А из российских примеров мне запомнился майский пост совладельца магазина комиксов:
«Что начнется после окончания карантина? Когда поставщики будут иметь сомнительное, но право приостановить отгрузки до выплаты долга; когда нужно будет начинать выплачивать все, на что дали отсрочки и каникулы, не имея привычных оборотов; когда аренды повысят до обычных величин, а часть клиентуры еще довольно долго будет подстраховываться и прятаться дома от новой волны пандемии или попросту экономить, в связи с потерей или уменьшением зарплаты; когда будут нужны деньги, а объем новых товаров даже в нашей нише уже заметно снизился и не восстановится сиюминутно — что тогда?
Тогда наш магазин и индустрию комиксов в России ждут те самые потрясения, которых по большей части удавалось избежать весной».
Я не экономист и не могу прогнозировать, ограничится тут отдельными печальными историями, или это приведёт к «эффекту домино» с кучей банкротств по цепочке. Но попробовал разобраться, чего ожидают настоящие специалисты. Вывод оказался таким: никто в мире понятия не имеет. Традиционные подходы к экономическому прогнозированию в условиях пандемии не работают. В итоге даже у авторитетных источников дикий разброс, и можно найти прогноз на любой вкус, от оптимистичного V-образного «ща всё восстановится стремительным отскоком» до ожиданий новой Великой депрессии.
Что делать, когда даже специалисты не могут ничего спрогнозировать? По-моему, действовать, исходя из того, что вероятен любой вариант: и «всё будет хорошо», и «всё будет плохо».
Как это сказывается на айтишниках?
Окей, индустрию уже ощутимо задело и может задеть ещё сильнее — а что это значит для конкретных людей в ней? Про 60 000+ человек из статистики layoffs.fyi, попавших под волну сокращений, понятно, а что ещё можно сказать о состоянии айтишного рынка труда?
Тут я сам тоже не эксперт, поэтому вспомнил свою знакомую Надю Петрову, открывшую HR-агентство Luna Park, и спросил, что сейчас видно ей. С её стороны выглядит так:
- Многие заморозили найм: обходятся без сокращений, но и новых людей не берут
- Помимо найма, часть компаний сокращает расходы и всевозможными другими способами
- А кандидаты тем временем опасаются менять работу: «на текущей всё вроде стабильно, а на новой, если что, первым уволят»
- Стартапы сейчас закрываются чаще обычного, но какого-то масштабного прилива кандидатов на рынке труда это не создало
- Вообще у разных компаний всё ощутимо по-разному, есть и выигравшие, но в среднем по рынку ухудшение
- При этом в начале пандемии зачастую было отношение «да это какая-то ерунда и скоро всё пройдёт», но со временем ощутили серьёзность ситуации
В описанном не вижу апокалипсиса, тут есть даже хорошая новость для айтишников: если увидишь вакансию своей мечты, то заполучить эту работу может помочь то, что какие-то другие кандидаты будут пережидать неспокойное время и не позарятся на неё.
Но если даже те компании, которые не сокращают, замораживают найм — значит, вероятность увидеть вакансию своей мечты сейчас ниже обычного. А вот вероятность внезапно столкнуться с необходимостью выбирать «из того, что дают» выше обычного. Это неприятное сочетание.
А что дальше? Если сбудутся благоприятные экономические прогнозы, то всё просто вернётся к прежнему уровню. Но при неблагоприятных ситуация может стать ещё хуже — и, как мне кажется, это может изменить привычный баланс на рынке труда.
Есть стереотипичное представление «пока за разработчиком бегают и обещают ему разные "печеньки", он лениво выбирает из предложений». С этим можно спорить: «предложений хватает, но они зовут в опенспейсы, можно вместо печенек дать комфортные мне условия работы?» Но в целом дефицит кадров в IT действительно играет на руку работнику — компании активно конкурируют и зарплатами, и другими вещами, позволяя кандидатам предъявлять к работодателю больше требований, чем во многих других сферах.
В шутках из «Кремниевой долины» есть доля правды
Думаю, ухудшение экономической ситуации изменит этот баланс не в пользу работников. Многие компании, даже желая биться за разработчиков самыми разными способами, просто больше не смогут себе это позволить. И окажется, что опенспейс никуда не делся, но теперь ещё и печенек нет.
Работать без печенек — ещё куда ни шло. Неприятнее следующий сценарий: когда не беспокоишься за свою работу, потому что знаешь, что ты ценный сотрудник для компании, а потом оказывается, что при всей твоей ценности компания не может больше тебя содержать. А когда начинаешь разбираться «и куда теперь», обнаруживаешь, что с работой по твоему профилю в этот момент всё печально: вакансий куда меньше обычного, и за них надо биться с другими сокращёнными. И из ситуации «компании бегают за сотрудниками» всё превращается в противоположную с необходимостью побегать за достойным работодателем. Если всё будет развиваться неблагополучно, то в 2020-м с таким сценарием может столкнуться гораздо больше айтишников, чем обычно.
И что теперь делать
Хочется не сеять панику «мы все умрём», а действовать конструктивнее. Если впереди возможны сложности, то какие действия способствуют тому, чтобы даже при худшем развитии событий задело как можно меньше? Составить «антикризисный план» полезно, потому что даже если в этом году всё обойдётся, он в любом случае пригодится позже: экономика циклична, рецессии неизбежны.
Тут нет какого-то единственно верного для всех ответа, можно только делиться мыслями. Поделюсь своими (не уверен, что они на 100% верные), а в комментариях буду рад вашим:
Первая мысль лежит на поверхности, она про разумный подход к финансам. Если у вас нет финансовой «подушки», то самое время ей обзаводиться: жить без неё вообще плохая идея, а сейчас особенно. Влезать в кредиты, предполагающие «у меня сохранится текущая зарплата», сейчас тоже не лучшая идея. А вот досрочно гасить имеющиеся кредиты, если есть такая возможность — хорошая идея. На Hacker News был большой тред «как вы готовитесь к рецессии», там ответы на 90% о таких вещах.
Вторая мысль. Сейчас стоит активнее думать о своём скилл-сете, чем обычно. Думаю, что даже если на данный момент вас никто не собирается сокращать, разумно задаться вопросом «что было бы, если бы я завтра оказался без работы». Насколько мой текущий набор умений востребован на рынке труда? Хотел бы я продолжать заниматься в другом месте тем же, чем занимаюсь сейчас, или это был бы повод что-то поменять? Какие вакансии выглядят для меня самыми привлекательными? Требуются ли там какие-то знания и умения, которыми сейчас ещё не обладаю? А пригодятся ли они, если останусь на текущей работе? Сколько времени нужно для их получения? Могу ли получать их уже сейчас?
Тут есть сложность, связанная как раз с кризисом: сейчас, когда компании сокращают расходы, пункт «обучение сотрудников» тоже попадает под нож, и развиваться за корпоративный счёт оказывается сложнее. Ну, видимо, сейчас время вкладываться в себя самостоятельно.
Третья мысль. В кризис из умений актуальны не «модные и молодёжные», а «скучные и надёжные». В том же треде на Hacker News участник заикнулся, что учит Rust, потому что сейчас пригодится «recession-proof skill». И все наперебой принялись объяснять ему, что если что-то сейчас и можно назвать recession-proof skill, то это будет не молодой Rust, а наоборот, что-то вроде Java / C# / JavaScript. Да, Rust может быть для кого-то настолько увлекательным, что сложно представить «зачем люди захотят писать на чём-то старом», но не надо переносить свои увлечения на экономическую ситуацию. Кризис способствует консервативному поведению и проверенным временем решениям.
И четвёртая мысль. В кризис может пригодиться «фуллстековость». Узкий специалист зависит от судьбы своей узкой ниши, а при готовности браться за разное круг возможностей расширяется, и в сложной ситуации это полезно. Конечно, сложно быть глубоко вовлечённым в разные области одновременно, и если душа требует заниматься чем-то конкретным, вряд ли стоит спорить с ней только ради гарантии занятости. Но можно, как минимум, развиваться в направлении «T-shape»: глубоко закапываясь в одном направлении, при этом посматривать по сторонам, иметь представление о происходящем в других, и быть готовым при необходимости перекатиться во что-то смежное.
А теперь было бы интересно узнать у Хабра:
- Затронула ли как-либо ситуация вас или компанию, где вы работаете (хоть в худшую сторону, хоть в лучшую)?
- Изменили ли вы как-то свою жизнь в связи с ней?
- Какие действия кажутся вам целесообразными для айтишника в ситуации, когда есть вероятность кризиса?
Напоследок — минутка рекламы. Если вы согласны с пунктом о пользе развития в сторону T-shape, то вам может быть интересно вот что: мы в JUG Ru Group сейчас проводим сезон из 8 онлайн-конференций по разным IT-темам, и есть билет-абонемент на все сразу — он как раз рассчитан на людей, которые «копают одну область и посматривают на другие».
Автор: Евгений Трифонов