На дворе — 2024 год. Несмотря на непростые времена, люди продолжают творить, в том числе и игры. Практически все игры достойны ознакомления, многие сильно затягивают, не хуже, чем крупные западные тайтлы. Вот о них — в новом материале цикла про российские игры XXI века.
▍ Игры «Смутные»
Одной из самых скандальных игр десятилетия по праву можно считать «Смуту». Созданная на государственные гранты, «Смута» абсолютно не в состоянии заинтересовать рядового игрока. В ней плохо вообще всё — начиная от кривого геймплея, заканчивая графикой, созданной из ассетов и купленных моделек. Играется же она из рук вон плохо, выглядит — не очень хорошо (Unreal Engine 5 не поможет, если у разработчиков нет опыта в левел-дизайне), а озвучка — будто из какой-то очень низкобюджетной игры, сделанной на коленке.
Игру преподносили чуть ли не как учебник по истории, только в виде игры. По разным подсчётам, на проект было потрачено от 500 млн до миллиарда рублей. Выпуск подобной игры выглядит больше, как попытка показать, что государство заинтересовано в помощи разработчикам игр.
Могла ли «Смута» быть хорошей игрой в принципе? Конечно! Но терзают меня смутные сомнения, что, как и в былые времена, бюджет пошёл не на разработку, а по карманам. Разные государственные деятели пытались защищать игру: мол, весь хейт — это от ботов, которые Россию не любят! Правда, даже одиозный депутат Милонов — и тот критиковал проект, вопрошая о том, куда были потрачены 500 миллионов рублей. В целом, слова представителей власти сводятся к тому, что, мол, вот раньше не умели делать «патриотических» игр, один только «ИЛ-2» был, а ИРИ (институт развития интернета) пришли и смогли, а всякие нехорошие люди нас критикуют только потому, что мы с государством связаны!
На самом деле, любимую тему государства о борьбе с интервентами вполне можно было преподнести куда интереснее, если бы за разработку взялись люди, имеющие опыт создания экшенов, и не постеснялись выйти на международный рынок, то кто знает, может, у нас и получился если и не «ответ» польскому «Ведьмаку», то конкурент. В общем, тот случай, когда лучше прочитать литературный оригинал — «Юрий Милославский, или Русские в 1612 году».
Иронично, что издательство «Бомбора», специализирующееся на литературе нон-фикшен, подсуетились и выпустили книжку с кей-артом игры
Справедливости ради «Смута» стала не единственным отечественным провалом. 7 декабря 2023 якутская Fntastic выпустила в ранний доступ онлайн-шутер от третьего лица с элементами выживания The Day Before. Весь её пиар сопровождался постоянными скандалами: трейлеры чуть ли не покадрово копировали трейлеры других игр, геймплей явно заимствовался из Division и The Last of Us. Всё это безобразие было сделано наспех из ассетов. Было много лживого маркетинга и обещаний — в итоге всё вылилось в нечто очень глючное, плохо оптимизированное и попросту скучное. Спустя всего четыре дня после релиза, Fntastic закрылись, а уже 22 января 2024 года, сервера игры были отключены, а игрокам, отважившихся на покупку, вернули деньги.
The Day Before (это буквально плагиат на один из официальных скриншотов другой игры — The Division)
The Day After (шутка сама навязывается)
▍ Игры поменьше
В противовес всяким «смутным» играм, стали появляться инди, сделанные разработчиками без какого-либо серьёзного опыта в геймдеве, но которые очень хотят сделать что-то, о чём точно будут говорить не в негативном ключе. Такими играми стали «Русы против ящеров» и Vladik Brutal, например. Первая — совсем уж копеечный слешер, родившийся из мемов. Конечно, её нельзя воспринимать всерьёз, но смех смехом, а свои 50 рублей игра отбивает, и разработчику принесла денег. Да и играть в это… весело. Да, именно так — ВЕСЕЛО. Хотя, казалось бы, игра сделана без расчёта на какую-либо серьёзность, в шутку.
Vladik Brutal, в свою очередь, наоборот, пытается казаться чем-то серьёзным, и у игры это даже получается, в какой-то степени. Делал её человек, который до этого выпускал такие же игры по мотивам популярных в России мемов, но в какой-то момент ему, видимо, пришла в голову идея сделать что-то более адекватное.
Разработка шла медленно, несколько лет — конечный результат словил немало хайпа: мол, вот, смотрите — один человек смог сделать нормальную игру! Сделать-то сделал, но есть нюансы в виде врагов, которые атакуют исключительно друг за дружкой (о каком-либо ИИ речи тут не идёт — лишь привязка в видимости главного героя в поле зрения супостата) и не самой лучшей оптимизации. И всё же, несмотря на такие проблемы, «Владик» проходится на одном дыхании.
Эти две игры, вместе со «Смутой», так и наталкивают на определённые вопросы: вот почему у нас типа «исторические» игры делаются на серьёзных щах и с «исторической правдивостью», от которой становится скучно играть, а какие-нибудь японцы спокойно сделали целых две серии околоисторических Samurai Warriors (про японскую историю) и Dynasty Warriors (про китайскую историю), жанр которых как раз ближе к слешеру, детально прописав множество исторических личностей, наделив их запоминающейся внешностью? Иронично, что ранние концепт-арты «Смуты» намекали на то, что планировали игру как раз в духе Musou (да и сам Алексей Копцев, руководитель разработки, говорил об этом открыто).
Кто играл в Warriors-игры, скорее всего, признают их схожесть с ранним концептом «Смуты»
Вот «Русы против ящеров» в какой-то мере эксплуатируют древнерусскую мифологию. Эх, вот бы кто взял русский фольклор и мифологию какого-нибудь народа, живущего на территории России… Да не, бред какой-то.
Или не бред? Пермская студия «Мортёшка» в конце десятых прославилась «Человеколосем»: короткой, но необычной игрой про мифологию народа коми. И поскольку игра хорошо зашла, стали делать новый проект, «Чёрная книга». В игре переплетаются фольклор, культура Пермской губернии образца 1879 года и просто прекрасный аудиовизуальный стиль. Немало атмосферы добавляют диалектизмы Перми и вышедшие из употребления слова. А главное — теперь это масштабная и очень проработанная игра, где смешались сразу несколько жанров: коллекционная карточная игра, RPG, адвенчура и визуальная новелла. Даже зарубежные критики по достоинству оценили игру, хоть и ругали перевод.
При разработке «Мортёшка» всячески сотрудничали с российскими этнографами и учёными, изучали много литературы, архивы Пермского краеведческого музея. После такого основательного подхода вспоминается невероятно пафосно-приторный пиар другой известной игры, бюджет которой только по официальным источникам равен 500 миллионам рублей, а та самая «историческая действительность» ближе к «Русам против ящеров», чем к разработке пермской «Мортёшки».
Ещё одна игра, затрагивающая частичку российской культуры – Indika. Адвенчура про монашку, доставляющую письмо, для многих стала откровением: оказывается, можно вот так просто взять и сделать игру, затрагивающую довольно щепетильную тему религии, ещё и иронизируя над ней в какой-то степени? Но как бы там ни было, игра вышла достойной и очень красивой, хоть и короткой. Ах да! Озвучка Дьявола в исполнении Ефима Шифрина — просто шедевральна.
Who’s Lila? — тот самый инди-проект, сделанный ради идеи, о котором практически никто не говорит. А жаль: это крайне нетривиальный хоррор, который пугает своей неестественностью происходящего, тревожной музыкой и низкой детализацией графики. Главный герой разучился выражать эмоции, и с этим связана одна из главных фишек игры — тут вместо выбора диалогов нужно делать правильное выражение лица. Правда, не всегда оно корректно определяется (для этого используется нейросеть Emgu CV). А ещё тут есть элементы ARG, а геймплей может кардинально поменяться.
Помните 12 Minutes? Нет? А всё потому, что она абсолютно скучная, однообразная и глючная. Но там, чтобы пройти игру полностью и восстановить всю картину происходящего, нужно было пройти игру несколько раз на разные концовки. Правда, в случае с «Who’s Lila?», словосочетание «восстановить всю картину происходящего» выглядит довольно иронично, ведь игра явно вдохновлена произведениями Линча, в которых постоянная недосказанность.
Говоря про необычные игры от разработчиков-одиночек, стоит отметить Apocalyptic Vibes, которая явно вдохновлена серией Stalker. Правда, тут игра построена на движке GZDoom, и не является полностью трёхмерной. Зато атмосфера присутствует соответствующая! Разве что короткая — проходится где-то за три часа.
«Кужлевка» — адвенчура, нацеленная в первую очередь именно на российскую аудиторию. Мемы и шутки локальные, их вряд ли поймёт англоговорящая аудитория. Плюс, без политических шуточек не обошлось (но справедливости ради, они здесь без крайностей). И всё же — это весьма годная игра, со своим колоритом российской глубинки.
Ещё был очень неплохой симулятор в космосе Breathedge от Redruins Softworks. И ведь не скажешь, что сделала её российская команда — постоянное чувство дискомфорта от нехватки кислорода переплетается с местным юмором. Правда, игру критиковали: в основном за довольно скучный геймплей, состоящий из постоянного бэктрекинга и одинаковых действий.
Все ведь знают Devolver Digital, которые специализируются на издании необычных инди? Так вот, Loop Hero за авторством команды Four Quarters, крайне нестандартный рогалик. В нём вы вообще не управляете героем — лишь его экипировкой, а облегчить (или усложнить) бои можно, формируя окружающую среду, за счёт выпадающих из врагов карточек, которые и ставятся на игровое поле. Заполнили поле полностью — появляется босс. Геймплей выглядит просто, но вместе с тем он ОЧЕНЬ аддиктивный.
Кстати, когда в начале 2022 посыпались санкции, и игру стало проблематично купить через российский регион, «Девольверы» поддержали российских разработчиков, дав «добро» на загрузку пиратских копий, ещё и ссылку дали на популярную раздачу на всем известном торрент-трекере.
Выход Flatout 2 пришёлся примерно на то время, когда у нас повсюду крутили альтернативу, а эмо переживали свою третью волну популярности. И в этой безбашенной аркадной гонке как раз сошлось всё это в саундтреке. Увы, серия ушла куда-то «не туда», а Wreckfest уже была… Не такой (это уже другого плана игра, хоть и определённые параллели так и напрашиваются). Но что, если взять геймплей Flatout, позвать какие-нибудь малоизвестные группы (прямо как Bugbear) и приправить всё это самыми разными отсылками на другие игры, и запаковать в славянский сеттинг, давая покататься в том числе на машинах отечественного автопрома в Москве на дерби?
А получится Trail Out. Да, физика разрушения далека от Flatout, но и игра сделана маленькой инди-студией Good Boys. Зато саундтрек, пусть и от малоизвестных, но очень достойных пост-хардкорных групп — New Vegas и Onlap.
Do my best в 2016 уже выпустили необычную The Final Station: платформер совмещён с симулятором поезда, который постоянно ломается, и его надо чинить. И если игру со скромной двухмерной пиксельной графикой можно не заметить, то вот их следующий проект, The Bookwalker: Thief of Tales, стал куда интереснее и приятнее визуально. Это тот случай, когда инди-игра не копирует что-то у других, а преподносит что-то уникальное: сюжет повествует о писателе, который путешествует по страницам книг.
Ice-Pick Lodge выпустили две игры: «Помни…» про щемящую ностальгию по детству в российской глубинке получилась хоть и атмосферной, но до безобразия скучной. Она явно выбивается из общего стана игр «Ледорубов»: Николай Дыбовский, ведущий гейм-дизайнер студии, к проекту не имеет отношения, а проектом руководил Айрат Закиров — он в студии является техническим директором.
А вот «Франц» — даже игрой как таковой сложно назвать. Это, скорее, эдакий арт-проект для смартфонов. Франц — это такая вредная девочка, которая манипулирует игроком. Манипулирует даже тогда, когда игра не запущена — постоянно присылаются уведомления. Получился весьма артхаусный аналог тамагочи, в котором героиня проверяет игроков на степень привязанности.
Увы, не все игры хорошо освещаются в прессе и продаются. Например, Torn Away, одна из лучших отечественных игр последних лет в принципе, провалилась в продажах из-за проблем с продажей в Steam в РФ (игра есть в VK Play, но продажи там очень низкие), а покупательская способность из-за подорожания игр снижается. Да и тема Второй мировой про остарбайтеров — сложная и совсем не для эскапизма от реальности.
▍ Игры побольше
Несмотря на то что инди-индустрия стала сильной движущей частью в текущем десятилетии, укреплялись и отечественные разработчики и более крупного калибра — несмотря на все возможные неудобства, им это очень хорошо удаётся.
Atomic Heart была одной из самых ожидаемых игр для многих в принципе. Её разработка сопровождалась самыми разными скандалами и сливами. Изначально геймплей должен быть больше похожим на какой-нибудь Doom 2016 года, и в слитых геймплейных роликах даже использовались мотивы Мика Гордона. Ещё с 2019 года ходили слухи, что с созданием игры не всё гладко, однако разработчики не могли никак комментировать их официально из-за NDA. Atomic Heart не раз откладывали, но в 2023 игра увидела свет.
И в целом это не самый плохой шутер — конечно, не без тонны косяков в плане геймплея, но с невероятной атмосферой, которая создаётся благодаря каверам и ремиксам советской эстрады, и, конечно, красивого дизайна окружения. Но периодически всё же чувствуется то, о чём говорили в сливах: у игры плохо с цельностью. Часть элементов локаций выглядят будто разрознено. DLC лишь подтверждают догадки — в них есть вырезанные оружие и локации из основной игры. То ли разработчикам не хватало времени, то ли не было соответствующего опыта в гейм-дизайне. А может, и того и другого. И всё же — это достойный представитель российского геймдева, в который с удовольствием играют и на западе, а в одном из трейлеров появлялся даже Дженсен Эклз в роли Нечаева.
Owlcat Games, которые заявили о себе с релизом добротной Pathfinder: Kingmaker в 2018, вновь показали себя, как разработчики достойных компьютерных RPG, основанных на всемирно известных настолках. Так что новая Pathfinder: Wrath of the Righteous снова была хорошо встречена игроками. Последней на момент 2024 года игрой от Owlcat стала Warhammer 40000: Rogue Trader, которая на релизе хоть и имела кучу багов, но получает патчи.
Pathfinder: Wrath of the Righteous
Warhammer 40000: Rogue Trader
Ну а одной из главных игр 2024 стала Warhammer 40000: Space Marine 2, созданная Saber Interactive. Критики единогласно сошлись во мнении о высоком качестве нового экшена от студии с русскими корнями, а для многих Space Marine 2 стала входной точкой для знакомства с суровой вселенной Warhammer.
Автор скриншота: Disco (также и в обложке статьи)
Но Saber в новом десятилетии — это не только разработчики игр, но и очень талантливая команда по портированию их на маломощную гибридную портативку. Если бы мне в 2007 сказали, что я когда-то смогу запустить Crysis на консоли, которая буквально в карман рюкзака помещается — лишь посмеялся бы. Но да — все три части Crysis можно пройти и на Nintendo Switch. А ещё третьего «Ведьмака» (хоть и с сильно урезанной графикой) и Kingdom Come: Deliverance. Ну и в довесок собственные игры серии MudRunner (кроме первой) портировали на портативку! Да, нужно понимать, что у всех этих портов порезана графика, а фреймрейт может быть нестабилен, но сам факт — такие игры, и в портативном варианте!
У Digital Foundry есть хороший разбор этих портов: например, вот про Crysis:
И раз уж упомянул про RPG от крупных студий, никак нельзя не упомянуть King’s Bounty II. Новая игра стала более серьёзной, чем предыдущие, но вот проблем у неё хватает. Нет, это не такая уж и плохая игра, но фанаты серии поговаривают, что цифра «2» в названии лишняя. Но вот баги и одинаковые модельки персонажей рушат атмосферу фэнтезийного мира. Самое забавное, что, когда игра вышла, известные российские игрожуры говорили, что King’s Bounty II — бюджетный проект, оттого и качество невысокое. Так себе оправдание, учитывая, что игру делали 1С, которые являются одним из крупнейших издателей в СНГ. Честно говоря, стыдно за этот проект как-то. Вроде оно и играбельно, но слишком уж криво сделано всё.
А вот за что не стыдно — так это за Serious Sam: Siberian Mayhem, stand-alone — дополнение к Serious Sam 4. Если основная игра получилась очень посредственной, то дополнение, созданное российской Timelock Studio, на голову выше. Великолепный мясной шутер, в котором нашлось место для шуточек Сэма и необычного сибирского сеттинга.
Когда-то давно российские игры вызывали исключительно чувство какого-то стыда, вперемежку со смехом. Если каких-то лет 20 назад у нас выходили трэшовые «титбиты» да другие «русские квесты», а действительно хорошие игры были довольно хардкорными, то сейчас выходит немало достойных проектов, уровень которых близок к хорошим европейским играм. Очень радует, что стали делать игры, основанные на фольклорных мотивах — их правда не хватало.
Выходит много хороших инди-игр, в которых есть место необычным геймплейным решениям и захватывающим сюжетам, а крупные тайтлы, вроде Atomic Heart интересны не только нашим соотечественникам, но и далеко за рубежом.
Автор: Guren302