Рассказ о войне стандартов, которая привела к появлению на рынке современных аудиокассет, был бы неполным без упоминания ещё одной удивительной технологии прошлого — магнитофонов, использовавших в качестве носителя информации не ленту, а… магнитный диск. Такие устройства сочетали в себе более высокое по сравнению с винилом качество магнитной записи и свойственную пластинкам возможность произвольного доступа к любому фрагменту фонограммы без необходимости перемотки кассеты. Как же работали подобные устройства?
▍ Немного истории
Удивительно, но исторически дисковые магнитофоны родились намного позже катушечных (я почему-то думал, что должно быть наоборот): первые ленточные устройства магнитной записи появились на рынке ещё в 30-х годах XX века, а к 50-м прочно заняли нишу популярных бытовых приборов наравне с проигрывателями виниловых пластинок. Недостатки «классического винила» были вполне очевидными: радиолы и проигрыватели умели лишь воспроизводить фонограмму без возможности записи, одним неосторожным движением (или в результате неправильного хранения) можно было повредить пластинку, что приводило к «заеданию», «перескакиванию» иглы звукоснимателя с дорожки на дорожку или появлению посторонних шумов и потрескиваний в процессе воспроизведения. Наконец, пластинку можно было случайно погнуть или сломать. В свою очередь, магнитофонная лента нередко рвалась и была подвержена риску размагничивания. Но главное — при прослушивании пластинки можно было сразу включить нужную композицию, просто установив звукосниматель в соответствующую позицию: «пустые» дорожки между треками легко определялись на глаз. А вот магнитофонную ленту следует сначала перемотать, ориентируясь на показания механического счётчика — это, если владелец бобины не поленился записать тайминги начала каждого трека на картонном футляре катушки. Ну, и обратная перемотка после окончания прослушивания тоже занимала время.
Исправить этот досадный недостаток бобинных магнитофонов решили инженеры из германской компании Telefunken, считавшейся на рубеже 50-х и 60-х годов одним из европейских лидеров в производстве бытовой аудиотехники. Кроме того, в первой половине 60-х катушечные магнитофоны изготавливало уже множество фирм по всему миру, в связи с чем возникла насущная необходимость развивать инновации, способные превратиться в конкурентное преимущество. Именно поэтому в 1959 году Telefunken наладил производство дискового диктофона Traveller, использовавшего в качестве носителя не ленту, а ферромагнитный диск, более популярная модификация которого поступила в розничную продажу под названием Telefunken 600 в 1962 году.
За картинки я хочу выразить искреннюю благодарность порталу vintage-technics.ru — там же можно отыскать электрические схемы и изображения нескольких моделей дисковых магнитофонов в разобранном виде.
▍ Telefunken 600
Внешне устройство Telefunken 600 напоминало небольшой чемоданчик размером 285 х 200 х 60 мм и весом 2,65 кг с подключённым к нему микрофоном, который также выполнял функцию динамика, то есть, был способен работать и на запись, и на воспроизведение звука. На микрофоне продублирована кнопка включения и выключения питания и многопозиционный переключатель, с помощью которого меняется режим работы устройства: запись, воспроизведение, остановка и реверс — прокручивание диска в обратную сторону для повторного прослушивания или перезаписи неудачного фрагмента фонограммы. Кроме того, записывать можно было и с телефонной линии — для этого в комплекте поставки имелся специальный адаптер, подключаемый к телефонной розетке, а сбоку на корпусе — переключатель, с помощью которого пользователь мог выбрать источник сигнала: микрофон или телефон. Ещё к аппарату можно было подключить наушники. Диск вставлялся в щель на лицевой панели диктофона, открывать крышку для этого было не нужно.
Сам магнитный диск диаметром 155 мм изготавливался из гибкого чёрного пластика, одна сторона которого была покрыта ферромагнитным составом светло-коричневого цвета. Материал использовался чуть толще пластика, из которого позже изготавливались дискеты — он больше напоминает гибкие пластинки, которые когда-то распространялись с популярным в СССР музыкальным журналом «Кругозор». Внутреннее отверстие диска достаточно широкое — 38 мм. Диск имел спиральную канавку шириной 0,3 мм с бортиками высотой 0,1 мм, по которым перемещалась магнитная головка, имеющая специальный выступ, не позволяющий ей перескакивать с дорожки на дорожку. Запись велась от края диска к центру, при приближении считывающей головки к внутренней части диска размыкался контакт, и вращение электродвигателя останавливалось. На каждом диске помещалось ровно 10 минут монофонической аудиозаписи.
В комплект поставки входил специальный постоянный магнит для быстрого стирания данных на диске, которым следовало провести над его поверхностью, и набор сменных бумажных шкал, которые можно закрепить на лицевой панели устройства и делать на них пометки карандашом.
Ориентируясь на эту шкалу, пользователь мог перемещать рычажок, нажав на него сверху — синхронно с ним перемещался звукосниматель. Таким образом можно было быстро отыскать нужную запись. Чтобы вытащить диск, нужно переместить рычажок в крайнее правое положение — при этом внутри диктофона поднимается прижимной механизм, и «пластинку» можно извлечь наружу. Рядом с рычагом расположена ручка управления громкостью, регулятор уровня записи и двухрежимный индикатор со стрелкой, который в обычном режиме демонстрирует уровень остаточного заряда аккумуляторной батареи, а в процессе записи — уровень мощности получаемого с микрофона (или телефонной линии) сигнала. Просто и функционально.
Диктофон питался от встроенной аккумуляторной батареи с напряжением 6 вольт, которая, если верить инструкции, поддерживала работу устройства в течение 10 часов. При этом к нему можно было подключить и внешний адаптер питания для подзарядки и работы от электрической сети.
Telefunken 600 был собран на транзисторах, благодаря чему и обеспечивалась его портативность — по размеру, устройство было с толстую книгу формата энциклопедии. В 1962 году аппарат стоил 528 немецких марок, что по тем временам — довольно крупная сумма. Несмотря на компактные для своего времени габариты, наиболее существенным недостатком устройства было ограниченное время записи: один диск позволял сохранить трек длиной всего лишь 10 минут, а в комплект поставки диктофона входило три таких диска. Вот на этом видео можно рассмотреть конструкцию устройства подробнее:
▍ Последователи
Несмотря на некоторую диковинность конструкции, диктофон пользовался спросом, и Telefunken выпустила несколько модификаций модели 600. А кроме того, у неё появились последователи — дисковые диктофоны производились вплоть до начала 70-х, когда в магазинах уже вовсю продавались компактные кассетные магнитофоны. Такие устройства могли конкурировать с ними только благодаря единственному преимуществу — быстрому доступу к любому фрагменту записи.
Одним из таких аппаратов стала Olympia DG 402 — практически полный аналог Telefunken 600. Эта машина серийно выпускалась вплоть до 1974 года.
Olympia использовала те же диски, что и Telefunken, поэтому их можно было записывать и воспроизводить на обоих аппаратах. Совместимы не только диски, но и микрофон, и адаптер для подключения к телефонной линии, и наушники. В качестве главной отличительной особенности от прародителя у «Олимпии» можно назвать разве что наличие специальной кнопки для быстрого размагничивания диска: при её нажатии к вращающейся магнитной «пластинке» подводился постоянный магнит, закрывавший всю рабочую поверхность пластинки, который полностью стирал запись за один оборот.
В процессе записи или воспроизведения приближение магнитной головки к центру диска на Olympia DG 402 сопровождалось звуковым сигналом, предупреждавшим пользователя о том, что запись или воспроизведение скоро закончится. В целом, электронная схема этого диктофона была более современной по сравнению с Telefunken 600 — помимо транзисторов там даже имелась одна микросхема.
Такие же в точности диски использовались и на ещё одном практически полном клоне Telefunken 600 — диктофоне Kurier от компании AEG.
А вот диски для ещё одного магнитофона, Assmann TS 10, немного отличались, да и сам аппарат был более высокотехнологичным и современным, хотя выпускался в тот же период — в конце 60-х. При том же внешнем диаметре 155 мм и расчётной ёмкости 10 минут записи, диск имел внутреннее отверстие диаметром 7 мм, поэтому диски от Telefunken к этому магнитофону не подходили. Вернее, их можно было переделать под Assmann, заклеив чем-нибудь широкое центральное отверстие и прорезав отверстие поменьше — в остальном эти диски были совершенно одинаковыми.
При схожих габаритных размерах (290 х 215 х 63 мм) этот диктофон был тяжелее — он весил 2,8 кг. Микрофон, так же, как и у Telefunken, мог работать динамиком и пультом дистанционного управления. Он имел кнопки воспроизведения-записи и вращающееся колёсико для включения и выключения устройства. Кроме того, у Assmann TS 10 имелось два режима чувствительности микрофона: стандартный и пониженный, для шумных помещений.
Если в режиме воспроизведения нажать и удерживать зелёную кнопку на микрофоне, диск начинал вращаться в обратную сторону — это позволяло быстро отмотать запись чуть назад и прослушать заинтересовавший фрагмент снова. При этом в верхней части корпуса самого диктофона имеется ещё один отключаемый динамик — переключение режима вывода звука (на микрофон или основной громкоговоритель) осуществляется специальным тумблером, расположенным в задней части девайса.
Диск на этом устройстве загружался также — через щель в передней части. В центре передней панели диктофона располагается шкала длительности записи в минутах, по которой перемещается стрелка, указывающая текущее положение магнитной головки. Ниже смонтирован ещё один индикатор, имеющий деления от 1 до 30 и демонстрирующий интервалы по 2 секунды — он связан с двигателем, вращающим опорный диск, и подсвечивается изнутри при включении устройства, то есть, одновременно работает индикатором питания. При приближении головки к внутренней части диска замыкались штырьковые контакты, расположенные в районе центрального отверстия, и из динамика раздавался прерывистый звуковой сигнал.
Справа располагается рычаг, с помощью которого можно перемещать головку над диском, слегка надавив на него. При нажатии на рычаг головка приподнималась над канавками и могла свободно двигаться по горизонтали — стрелка на шкале длительности записи будет перемещаться синхронно. Если перевести рычаг в крайнее правое положение и отжать вверх, прижимной фиксатор поднимется, после чего можно извлечь диск из устройства. Если нажать на этот рычаг в процессе записи, магнитофон переходит в режим воспроизведения. Скорость вращения диска можно плавно менять с помощью специального регулятора на боковой части корпуса. Так же, как и в Olympia, здесь имеется механизм быстрого стирания записи при помощи постоянного магнита, а также возможность записи с телефонной линии.
Такие диктофоны использовали не только журналисты — их часто можно было встретить в европейских офисах. Руководители надиктовывали на них задания или тексты писем, а затем передавали на дисках машинисткам, которые набирали эти «голосовухи» на пишущих машинках — персональные компьютеры в конце 60-х ещё не изобрели. А возможность подключения к телефонной линии позволяла боссам транслировать ценные указания, находясь «на удалёнке». Кроме того, к Assmann TS 10 можно было подключить внешние колонки и другой источник звука для записи через линейный вход, выполненный в виде стандартного пятиштырькового разъёма.
Большинство таких «голосовух» как раз укладывались в 10 минут, а возможность быстро переключиться с одной фразы на другую без необходимости перематывать плёнку, а затем буквально за секунду очистить диск и использовать его заново, стали для секретарей неоспоримым преимуществом дисковых диктофонов перед неуклюжими «бобинниками». Кроме того, гибкий и лёгкий диск можно было при необходимости отправить по почте в обычном бумажном конверте, чего не сделаешь с тяжёлой катушкой магнитофонной плёнки, для которой потребуется бандероль. Поэтому дисковые диктофоны окончательно ушли в историю только с появлением дешёвых и компактных устройств на аудиокассетах.
▍ Сделано в СССР
Удивительно, но в Советском Союзе тоже был свой дисковый магнитофон, причём появился он даже раньше диктофона от Telefunken — в 1957 году. Встречайте: МАГ-Д1!
Если германские дисковые магнитофоны использовали для установки и извлечения носителя высокотехнологичную щель, то этот аппарат, разработанный Всесоюзным научно-исследовательским институтом звукозаписи (ВНАИЗ), напоминал обычный проигрыватель граммофонных пластинок, разве что звукосниматель тут был с магнитной головкой. Диски тоже были другими: на жёсткой текстолитовой основе, но с ферромагнитным покрытием и направляющей спиральной канавкой. Время записи на такой диск составляло всего 5 минут при скорости вращения диска 35 оборотов в минуту. Причём тонарм имел лишь две магнитные головки: воспроизводящую и записывающую, а размагничивание диска выполнялось в отдельном специальном устройстве.
Было и ещё одно важное отличие — функциональное. Целевой аудиторией германских дисковых магнитофонов были в основном офисные секретарши, а суровые советские конторские работницы прекрасно обходились без подобных буржуазных излишеств. МАГ-Д1 предназначался для записи радиотелеграфных сигналов, передаваемых в эфир азбукой Морзе. В военных, понятное дело, целях.
Магнитофон был оснащён механизмом автоматической остановки двигателя при окончании воспроизведения/записи и регулятором скорости вращения диска (максимальная составляла 100 об/мин). На корпусе имелось несколько регуляторов уровня записи и громкости воспроизведения… да, собственно, и всё. Зато в конструкции аппарата был предусмотрен низкочастотный узкополосный фильтр, позволявший при воспроизведении записи выделить даже очень слабый сигнал на фоне радиопомех и шумов. Именно то, что нужно военным.
В нашей стране дисковые магнитофоны не прижились, потому практически неизвестны — редкие экземпляры можно отыскать разве что у коллекционеров. Зато в Западной Европе они пользовались большой популярностью — они и сейчас попадаются не только в музеях, но и в некоторых магазинах, торгующих подержанной электроникой и офисной техникой.
Автор: Валентин Холмогоров