В этой статье я расскажу одну довольно любопытную историю, которая приключилась со мной достаточно много лет назад, в результате чего я получил много новых скилов, освоил абсолютно новую для себя и очень интересную сферу — виндсёрфинг, а также стал в некотором смысле корабелом. Итак...
Предисловие
Произошла эта история в те времена, когда мне только-только стукнул 21 год и я ещё даже не закончил институт: сидел я как-то, смотрел передачу по телевизору, где показывали людей, катающихся на виндсёрферах — парусных досках, и почему-то я очень сильно зажёгся этой мыслью и решил раздобыть себе такой же.
Так как я на тот момент ещё был студентом, то, поискав в интернете, и, ознакомившись с актуальными ценами на виндсёрферы, я несколько приуныл (история происходила в 2001 году, и даже б/у виндсёрфер тогда стоил порядка 900-1000$, что было не подъёмно для студента, а ещё его надо было доставить, как правило, из весьма далёких мест).
Но, несколько поразмыслив, я решил пойти альтернативным путём: построить виндсёрфер самостоятельно.
После достаточно продолжительного изучения вопроса, мне удалось найти в интернете весьма подробные чертежи с пояснениями одной из досок, компании Windsurfing International.
В пояснениях к чертежам была подробно рассказана технология строительства каждого элемента, и сам материал, из которого предлагалось строить конструкцию, подходил мне как нельзя больше ввиду своей доступности: древесина.
В те времена не было в шаговой доступности Леруа Мерлен и прочих хозмагов подобного масштаба, поэтому на некоторое время, я стал практически постоянным клиентом местного «Лесхоза», — небольшой организации, занимавшейся распиловкой, подготовкой и продажей материалов из древесины (дело происходило в одном из маленьких городков, с населением менее 100 тыс. человек), тем не менее, окружённого более чем четырьмя большими водохранилищами/озёрами, разного размера, Так что, мест, где можно было бы реализовать катание на виндсёрфере, было с избытком.
Постройка виндсёрфера
▍ Доска
В качестве основного материала для строительства доски была взята 4 мм фанера; для скрепления компонентов между собой использовался эпоксидный клей, перемешанный с древесными опилками, для увеличения прочности (получается примерно как у железобетона — армированная жёсткими элементами масса).
Кроме того, в пояснениях к чертежам описывались некие медные гвозди, для скрепления элементов между собой. Там пояснялось, что, так как конструкция постоянно находится под воздействием неблагоприятных факторов, а именно воды, применение обычных ржавеющих скрепляющих элементов недопустимо, так как это приведёт к очень быстрому корродированию таких элементов, и, в результате, — разваливанию всей конструкции.
Пришлось изрядно поломать голову, где можно такое раздобыть, и в результате удалось найти замечательный вариант в мастерской по ремонту обуви, а именно, — латунные гвозди, которыми обувщики прибивают подошвы/каблуки:
Забегая вперёд, скажу, что построенная доска находится в полном здравии даже сейчас, спустя более чем 20 лет, и найденное тогда решение с латунными гвоздями оказалось идеальным — коррозии и разрушения конструкции не замечено нигде, за столько лет! Но, об этом всём будет ещё подробнее ниже…
Итак, что же представляет собой доска? В принципе, все подобные конструкции, где требуется создать некий объём, достаточной прочности (крыло самолёта, подводная лодка, доска для сёрфинга и т. д), строятся по одному и тому же принципу — изготавливается ряд «переборок» (нервюры — у самолётного крыла и т.д.) — поперечных каркасных пластин, задающих форму будущего объёма, которые затем обшиваются внешним каркасом. Таким образом, эти пластины служат в качестве средства создания объёма и сохранения жёсткости, то есть своеобразным каркасом, поддерживающим форму внешней обшивки.
Не является исключением и доска для сёрфинга, однако, тут имеются свои особенности: днище доски снабжено (у доски, конкретно этой конструкции, у других досок, других конструкций, — всё может быть устроено иначе, согласно задумке их конструкторов) двумя плавниками — серединным и кормовым, помогающими удерживать курс и бороться со сносящим вбок действием ветра. Если бы их не было, то доска, вместо того чтобы двигаться вперёд, всей плоскостью двигалась бы вбок, — что явно не является целью существования этой конструкции:-)
У конкретно моей доски, серединный плавник является съёмным. Насколько я понимаю эту задумку конструкторов, это сделано для более спокойного движения в «крейсерском» режиме — то есть, когда требуется перемещаться на значительные расстояния более-менее прямолинейно, без особых выкрутасов, серединный плавник очень существенно будет помогать в борьбе со сносящим действием ветра, экономя силы наездника.
В случае же если требуется более «фристайловый», скоростной стиль езды, с резкими изменениями направления движения, — серединный плавник вынимается из своей шахты и оставляется на берегу. В этом случае работает только кормовой плавник. Кстати говоря, этот серединный плавник называется «шверт»:
Для того чтобы обеспечить крепление двух плавников, конструкции доски требуется, кроме переборок, ещё и некий срединный остов.
Таким образом, если мысленно разобрать доску, её центральный каркас представляет собой нечто, напоминающее скелет рыбы:
Как можно видеть, на картинке выше показаны переборки, в которых пропилены отверстия, для уменьшения их веса, а также особые отверстия, расположенные впритык с обшивкой корпуса и служащие для слива проникшей внутрь воды: как заявляли сами конструкторы этой доски, — ни одна доска не является абсолютно герметичной и избежать попадания воды внутрь практически невозможно. Поэтому, нужно заранее предусмотреть возможность её слива.
Кроме этих отверстий для слива в каждой переборке, в кормовой части доски имеется специальная закручивающаяся крышка, которая открывается, когда требуется слить воду; при этом доска ставится вертикально, кормовой частью вниз, к земле:
Также каждая переборка была снабжена прибитыми к ней рейками, которые были предварительно промазаны эпоксидным клеем и прибиты уже рассмотренными выше латунными гвоздями. Назначение этих реек — к ним в последующем будет прибиваться обшивка корпуса.
Кроме переборок, как мы уже говорили выше, имеется серединная полоса, так называемый «киль», проходящий продольно через всю доску, в задней части которого укреплён, в небольшой глухой шахте, с применением вклеивания на эпоксидный клей — маленький хвостовой плавник (сам плавник выпилен из фанеры, толщиной 10 мм).
В серединной же части киля имеется сквозная шахта, куда вставляется серединный плавник — шверт.
Кроме того, киль содержит глухую шахту для крепления в ней мачты с парусом (об этом будет ниже). В целом, весь киль изготовлен из сосновой доски толщиной 20 мм.
В носовой части, киль вставляется в специальный вырез носовой части доски — представляющей собой бобышку из той же доски в 20 мм толщиной, а в кормовой части – к килю прибивается кормовая доска (с крышкой для слива воды).
Теперь, когда мы более-менее изучили внутреннюю конструкцию, рассмотрим, как производилась сборка:
- Сначала был собран киль, после чего он был установлен на лист фанеры, и на этой плоской ровной поверхности к нему уже были прикреплены (также с помощью промазывания клеем и прибивания) — переборки;
- После этой сборки срединного каркаса, он был поднят, нижняя часть его была промазана эпоксидным клеем, после чего он был снова уложен на фанеру и прибит к ней (прибивание производилось со стороны фанеры, то есть, с внешней части доски);
- Далее, были установлены бортовые части, изготовленные также из доски в 10 мм толщиной;
- Установлена кормовая доска, в которой было проделано отверстие, куда, также с применением эпоксидного клея была вклеена верхняя часть горловины с крышкой, отрезанная от 1,5л. бутылки газировки.
Таким образом, на этом промежуточном этапе сборки, мы имеем практически полностью собранную доску, только без установленных панелей днища.
Для того чтобы защитить внутреннюю часть доски от гниения, она была обильно покрыта олифой, после чего на эту олифу уложена марля, выступающая здесь в качестве армирующей сетки, и сверху это марля была замазана наглухо смесью олифы и мела (такая самодельная шпаклёвка). Таким образом, на выходе мы получили гладкие внутренние поверхности, надёжно защищённые от негативного воздействия воды.
Но, как мы уже говорили выше, невозможно создать полностью герметичную доску, и эти внутренние полости потенциально являются ёмкостями для воды, что, понятное дело, никак позитивно не скажется на её плавучести.
Поэтому для избежания заполнения их водой, был куплен большой лист пенопласта толщиной порядка 150 мм, и все внутренние полости были заполнены этим пенопластом, предварительно тщательно размеченным.
Теперь осталось установить только обшивку днища, которая состояла в оригинале из трёх частей (мне пришлось делать из четырёх, так как не нашлось такого длинного куска фанеры для задней части). Чтобы понять, для чего это было сделано, необходимо обратиться к форме доски:
Как можно видеть по картинке выше, если посмотреть на доску сверху, она представляет собой подобие листа дерева, например, ивы.
Если посмотреть на неё в профиль — то хорошо видно, что задняя часть доски (примерно 1/3) является плоской, а передняя часть (примерно на 2/3 длины) несколько «задрана» вверх и имеет ярко выраженный киль.
Это сделано не просто так: такая особенность конструкции предназначена для облегчения выхода на глиссирование и облегчение удержания курса (из-за ярко выраженного киля).
Под глиссированием здесь понимается «выпрыгивание» на поверхность воды и скольжение по ней (примерно так же, как это делает плоский камешек, который дети бросают по поверхности воды).
Таким образом, мы видим, что в задней части доски, для удержания курса служит плавник, а в передней части — киль (при этом система становится ещё более стабильной, если в свою шахту вставляется серединный плавник-шверт).
Итак, после всего, устанавливаются три панели днища, также приклеиваемые и прибиваемые одновременно, после чего вся внешняя поверхность доски также промазывается олифой, оклеивается марлей и марля сверху зашпаклёвывается смесью олифы и мела.
После всех проделанных манипуляций и высыхания шпаклёвки доска декоративно окрашивается.
Общая длина доски, насколько я помню, составила 3660 мм.
▍ Мачта
Виндсёрфер не был бы виндсёрфером, если бы у него не было паруса, — а для удержания паруса необходимо мачта. Мачта была изготовлена из двух 30 мм пластин древесины, промазанных эпоксидкой и склеенных вместе, большой длины — общая высота мачты составила 4600 мм.
Пластины для мачты были изготовлены на заказ, на лесопилке, где на станке, который производит распиловку брёвен на доски, — продольно распилили брусок квадратного сечения по моей просьбе.
Почему так сложно, а не из единого бруска дерева: клееная конструкция обладает большой прочностью, — в чём легко убедиться, если вспомнить прочность фанеры.
После склеивания всех пластин воедино и высыхания, получившийся клееный брусок был обработан с помощью рубанка и доведён до «примерно круглого» сечения.
Для крепления мачты к доске была изготовлена быстросъёмная конструкция, показанная ниже:
Как можно видеть на фото выше, для того чтобы мачта могла вращаться во всех направлениях, наверху установлен шарнир, изготовленный из стального кубика.
Ниже шарнира можно видеть диск из стеклотекстолита, который является ограничителем (чтобы мачта слишком глубоко не проваливалась в свою шахту, в доске, так как выяснилось, что шахту я сделал несколько глубже, чем нужно).
Ниже диска можно видеть толстую пластину, толщиной примерно 20 мм, изготовленную из стеклотекстолита и стянутую болтами — она служит своеобразной «вилкой» которая и втыкается в доску.
На одной из пластин, которая прикручена к мачте, можно видеть, казалось бы, странную вещь, — петлю от шпингалета:-) Однако, она служит вполне нужным целям: к этой петле, с помощью шнуровки крепится парус, когда он надет на мачту своим карманом для мачты.
▍ Гик
Многие, наверное, видели, что на виндсёрферах имеется своеобразная каплевидная балка, расположенная параллельно поверхности воды, за которую держится руками ездок во время катания. Это балка называется «гик», в некоторых источниках называемая «fishbone».
Само английское название вполне прозрачно намекает на форму этой балки, которая действительно напоминает по внешнему виду рыбью кость. Эта балка состоит из двух отдельных частей, и идёт вокруг паруса с двух сторон (специально постарался подвесить на стену обе части, чтобы было видно общую форму):
Расположение балки с двух сторон паруса необходимо для того, чтобы можно было перехватить парус с другой стороны, при движении другим галсом.
В моём случае гик был изготовлен следующим образом: был напилен пакет тонких пластин из сосновой доски, толщина каждой пластины порядка 5 мм и шириной 50 мм. Каждый пакет содержал по 10 пластин.
Далее на плоской доске были набиты гвозди, по своему расположению обрисовывающие контуры будущего гика.
Затем все пластины этого пакета были промазаны эпоксидным клеем, соединены друг с другом и уложены между гвоздями этой доски.
После застывания эпоксидного клея будущий гик был снят с доски, обработан рубанком, чтобы придать более-менее круглое сечение.
Готовый гик был тщательно пропитан олифой, для избежания порчи в воде.
Далее была взята синтетическая лента шириной порядка 20 мм, купленная в магазине для швей, этой лентой плотно была обмотана каждая часть из двух половинок гика, после чего лента была покрашена нитрокраской – это было сделано для увеличения долговечности.
В передней части гика были прибиты две стальные пластины, изогнутые вокруг его концов, с отверстием для продевания шнура для крепления к мачте, а само отверстие в пластинах было отделано металлическим люверсом из того же магазина для швей, — чтобы избежать перетирания шнура.
В каждом из концов гика были прикреплены обычными калёными саморезами (тут грешен, не смог раздобыть нечто нержавеющее) алюминиевые куски трубок, имеющие с одного конца V-образную прорезь.
Для чего нужны эти трубки: для заматывания в них и быстрого зажимания в этой V-образной прорези концов шнура, где с одной стороны гика этим шнуром гик крепился к мачте, а с другой стороны гика этот шнур служил для связывания двух концов гика друг с другом и продевания шнура сквозь одну из вершин треугольного паруса.
▍ Парус
В качестве материала паруса была взята обычная плащовка, нескольких цветов (к сожалению, сам парус лежит где-то глубоко запрятанный, поэтому не смогу его показать в этой статье — не смог его найти). Схема паруса показана ниже:
Как можно видеть по картинке выше, парус имеет треугольную форму, вдоль одной из сторон треугольника имеет длинный карман, которым он надевается на мачту. Также, парус содержит ряд глухих карманов, закрывающиеся на клапан с липучками, в которые вставляются деревянные рейки, шириной порядка 40 мм и длиной, у самой длинной рейки, порядка 600 мм. Их назначение — удержание формы паруса.
Для крепления паруса на своём месте используются проделанные в нём отверстия, отделанные металлическими люверсами с отверстием в 10 мм (люверсы были куплены там же, в магазине для швей). Назначение люверсов — предохранение ткани от изнашивания и разрывов, при взаимодействии со шнуром.
В идеале парус должен содержать ещё и окно из прозрачной плёнки, находящееся на высоте лица человека, или, должен быть полностью прозрачным (чтобы понимать, в какую сторону, собственно говоря, ты едешь. Но у меня таких изысков, на тот момент, не было.
Вот так выглядит готовая доска:
Тестирование
Это совершенно незабываемый момент, когда ты встаёшь на доску, и начинаешь тянуть из воды, лежащий на ней парус, используя стартовый фал (шнур с узелками (чтобы не скользил в руках), привязанный к середине мачты, за который поднимается парус, лежащий в воде).
Ты всё выше и выше поднимаешь мачту. Из тяжеленного из-за воды паруса всё больше и больше выливается вода, он становится всё легче, и вот, наконец, мачта встала вертикально, колеблясь пока на ветру как флюгер. Сердце бешено колотится, потому что ты знаешь, что сейчас будет…
Осторожно берёшься за гик руками и чуть-чуть разворачиваешь его, чтобы парус поймал ветер. Парус делает первый осторожный вдох, следует резкий рывок, и ты моментально начинаешь набирать скорость, разворачиваешь парус ещё сильнее по ветру — и вот вы уже летите, выпрыгивая из воды, навстречу приключениям…
Если у вас был до этого опыт взаимодействия только с лодками, например, надувными, или даже плоскодонными (алюминиевыми, рыбацкими) — то поведение виндсёрфера на воде разительно отличается от всего этого.
Благодаря своей форме, лёгкому выходу на глиссирование, он почти мгновенно набирает скорость и несётся так легко, что возникает ощущение полёта! Насколько вся эта конструкция кажется, на первый взгляд, тяжёлой и громоздкой на суше, настолько же она является стремительной и лёгкой на воде!
Всё это занятие весьма затягивает и, на профильных форумах приходилось даже видеть откровения плотно сидящих на этой теме людей, что многие из них неоднократно разворачивались и ехали обратно, по пути на работу, если по радио передавали в этот момент, что сегодня ожидается хороший свежий ветер…
Послесловие
Как я говорил в самом начале, вся эта история произошла в 2001 году, и если бы я собирал нечто подобное сейчас, в наше время, то внёс бы ряд изменений в конструкцию, так как весь этот опыт натолкнул на ряд мыслей. Если попытаться суммировать все изменения, то они направлены на облегчение и ускорение создания такой конструкции, с одновременным увеличением надёжности.
Во-первых, как мы могли убедиться выше, очень много трудов было потрачено на создание доски. В наше время все эти труды можно исключить.
Например, чтобы не тратить такое количество усилий на предохранение древесины от гниения, использовать вместо древесины, в качестве листовых конструкционных материалов доски, — пластиковые листы, имеющиеся в изобилии, в любой компании, поставляющей расходные материалы для рекламной индустрии: ПВХ, текстолит, полиэтилен, полистирол и т.д. и т.п.
Соответственно, переборки изготавливаются также из пластика. Наполнение пенопластом можно оставить, хотя, иногда возникали у меня мысли использовать для этого «запенивание» монтажной пеной. Но не думаю, что это хороший вариант, так как подобная пена, в своих изгибах, полагаю, будет удерживать много воды, которая, застаиваясь, будет неизбежно гнить, и всё это будет не очень хорошо.
Парус в наше время лучше сразу изготавливать из листовых прозрачных материалов, которые имеются в изобилии. Следует только изучить этот вопрос более подробно, тут я ничего не могу посоветовать, так как у меня у самого парус был непрозрачным.
Мачту в настоящее время я бы изготовил по тому же самому принципу, по которому создана Останкинская телебашня (если не удастся раздобыть профессиональные материалы для создания мачты): можно взять условно простую, дешёвую трубу, внутри которой натянуть стальные тросы, не дающие ей ломаться.
Гик в наше время тоже лучше изготовить из пластиковых труб.
Ну и широкое распространение инженерных программ для компьютерного проектирования конструкций (CAD) существенно облегчит весь процесс, позволив спроектировать любому свою собственную доску, после чего все компоненты доски отправить на лазерную резку. Таким образом, конструкция будет изготовлена за весьма скромные деньги и быстро.
Кстати, о деньгах: себестоимость построенного виндсёрфера на 2001 год составила порядка 4000 руб. Как нам подсказывает интернет, курс доллара в том году составлял в пределах от 28 до 30 руб за доллар.
Соответственно, в ценах 2024 года подобный виндсёрфер, при условии его постройки самостоятельно, обошёлся бы… в безумные 12000 руб:-). Ну хорошо, пускай даже 25-30 тыс. руб. В любом случае это будет существенно дешевле, чем любой доступный покупной виндсёрфер, даже б/у.
Кроме того, здесь можно поэкспериментировать и проявить свои конструкторские качества, спроектировав и собрав своего «покорителя волны», так что здесь открывается широкое поле для всех желающих…
Не могу не сказать и ещё об одном интересном моменте… После постройки виндсёрфера и целого лета испытаний мне на глаза попалась информация, что многие, на тот момент звёзды виндсёрфинга, начинают уходить из него, в частности, известная звезда Робби Нейш (Robbie Naish).
Причина — всё-таки виндсёрфинг подразумевает некоторые сложности, где дороговизна снаряжения — только одна из частей проблемы, так как оборудование для виндсёрфинга ещё надо каким-то образом транспортировать с места на место, что довольно большая проблема, ввиду его достаточно габаритных размеров.
Кроме того, появление приблизительно в 1995 году (несмотря на то, что воздушные змеи известны человечеству не первую тысячу лет) и всё больший взлёт нового занятия — кайтсёрфинга, который начинает перетягивать на себя всё больше и больше профессионалов виндсёрфинга.
Простота транспортировки, когда огромное крыло с огромной тягой, весит не более 3 кг и помещается в небольшой рюкзачок, дали кайтам по праву носить своё негласное название «яхта в рюкзаке».
Большая скорость, лёгкость транспортировки, огромные прыжки — всё это привлекло в кайтинг большое количество народа. Проблемой является та же самая, что и в виндсёрфинге — оборудование для кайтинга достаточно недешёвое и, кроме того, проблема усугубляется ещё и тем, что для разного диапазона ветров необходимы воздушные змеи разного размера, выбираемые по принципу: чем слабее ветер, тем больше по площади нужен змей и наоборот.
К слову, насколько я понимаю, упомянутый выше Робби Нейш сейчас достаточно плотно обосновался в кайтсёрфинге и является крупным производителем кайтов марки NAISH.
Таким образом, получалось, что в среднем, профессионалы кайтинга должны иметь как минимум три змея разных площадей, где при стоимости одного змея примерно от 1000$ (плюс-минус), — ну, сами понимаете… Кроме того, змей при падении с высоты очень легко разбить/намотать на деревья/и т.д. и т.п. — этого змея может не хватить даже на один сезон!
Мало того – сухопутные и водные кайты – это устройства абсолютно разных конструкций и, получается, на круглогодичный сезон надо где-то 6! кайтов…
Осознав всё это, мы с другом зажглись и таки построили свой кайт типа «парафойл» (как нибудь соберусь с духом и расскажу и про это).
Как ни странно, он хорошо полетел с первого раза, чего мы совершенно не ожидали! Кайт такой конструкции держал свою форму за счёт заполнения ячеек набегающим потоком воздуха (примерно как у параплана). Чертежи такого кайта были найдены в свободном доступе в интернете, и имел он площадь порядка 11 м². Другими словами, кайт такой конструкции предназначен только для использования на суше, так как при падении в воду он заполнится водой и утонет.
Для использования на воде индустрией кайтсёрфинга были придуманы кайты другого типа — так называемые «флексифойлы», которые содержат вделанный в переднюю кромку надувной баллон с воздухом, а также надувные рёбра, идущие поперёк кайта:
Подобная конструкция даёт возможность легко поднять крыло, даже упавшее в воду, так как кайт не тонет и сохраняет свою форму, что позволяет его поставить поперёк ветра и позволить ему взлететь прямо из воды.
Тем не менее есть и гибридные варианты (их частенько выбирают экономные кайтсёрферы): парафойл с клапанами. Он надувается набегающим потоком воздуха, клапаны ячеек закрываются, и он некоторое время держит форму, даже при падении в воду. Таким образом, клапанные парафойлы годятся и для катания по воде и по суше (но, конечно, специализированные, водные кайты для воды лучше):
Гораздо позже, достаточно плотно войдя в тему кайтинга и изучив всю возможную и невозможную инженерную информацию по разным конструкциям кайтов и их элементов, удалось наткнуться на совершенно замечательную программу Surfplan, которая позволяет любому желающему спроектировать свой собственный кайт и сшить его самостоятельно (кликабельно):
То есть, вы можете взять обычную плащевую ткань из магазина тканей, спроектировать свой кайт с использованием этой программы и получить компактный аппарат, за весьма скромные деньги, но с весьма нескромными возможностями!
При возможности для постройки кайта следует искать особо прочные ткани, так называемой "структуры рип стоп" — то есть содержащие вплетённые в ткань особо прочные волокна, противодействующие разрыву. На видео выше, где рассказывается про кайт типа «флексифойл» — показана сблизи структура ткани кайта, где очень хорошо видна эта сетчатая структура:
Картинка: podushka.net
Для кайтов (тут мы не рассматриваем всякие «крутые» ткани, которые производители кайтов ткут для себя сами, а только доступные в продаже) следует использовать ткани типа дакрон, нейлон (обе — структуры рип стоп).
Единственной проблемой будут стропы, идущие от ездока к крылу — они должны быть с минимальным коэффициентом растяжения, и обычные верёвки не пойдут (иначе будет так — вы тяните за стропу, чтобы повернуть, а управление не слушается совсем), поэтому их придётся купить.
Например, у меня, как я писал выше, у собранного с другом кайта типа парафойл – стропы были из обычных верёвок, и это было реально тяжко:-) – управление крайне тормозное…Насколько удалось тогда выяснить, для кайтов используют стропы из кевларового волокна, так как они очень мало тянутся и только с ними возможно какое то более менее адекватное управление (может, сейчас и ещё что то появилось, не знаю, надо глубже изучать вопрос).
Кроме того, если вы освоите такую технологию создания кайтов, то присутствие в этом виде спорта для вас будет весьма доступным и недорогим, а вы не будете дрожать каждый раз, опасаясь разбить кайт! И даже водный кайт может быть собран легко и просто, где его надувные баллоны могут быть склеены самостоятельно, из множества гибких полимерных плёнок, имеющихся в продаже, а показанная выше программа для проектирования кайтов делает этот процесс довольно простым и даёт на выходе готовые выкройки элементов, которые останется только сшить друг с другом.
Таким образом, если вы заинтересовались темой различных видов сёрфинга, то у вас есть возможность пойти поболее интересному и простому варианту, создав свой собственный кайт (или даже линейку кайтов, под разные ветры), что позволит вам получить недорогой доступ к очень интересному виду спорта!
Эта статья не охватывает все возможные виды конструкций виндсёрферов, а только одну из них, построенную лично мной. Виндсёрфер и по настоящее время находится в отличном состоянии, пережил несколько сезонов и лежит в родительской квартире. Желающие, вполне могут задуматься, при желании, о повторении пройденного мной пути. Тем не менее я рекомендую присмотреться к кайтам, которые условно можно назвать «более транспортабельной версией виндсёрфера», а освоение создания кайтов — полностью развязывает руки и делает доступным очень интересное занятие.
P.S. И напоследок, — кайты годятся не только для катания, кое кто даже пытается проектировать основанные на них электростанции:
Автор:
DAN_SEA