7 апреля 1994 года в России был зарегистрирован домен .ru, а сегодня Рунету исполняется 28 лет. Сотрудники Почтатеха поделились трогательными и забавными историями, как интернет появился в их жизни. Например, в то время Борис уже работал и создавал translate.ru для PROMT. Настя училась в школе, сидела на форумах и сочиняла стихи. А Саше были доступны все возможности Рунета: он играл в Counter-Strike 1.6 и был троллем в интернете.
Читайте их истории и делитесь своими — давайте ностальгировать вместе.
Настя Акимова
product owner HR-портала
Мой первый компьютер появился в 99 году, мне было 9 лет. Интернета на нём не было, и большую часть времени мы постигали мир игр для приставок через эмулятор.
Спустя полгода появился страшно дорогой и медленный интернет. Изначально мы использовали его только для получения почты, потом стали немножко смелеть и заходить на сайты. Вот тогда я открыла для себя интернет двухтысячных со всей его смешной версткой и супердизайном в виде разноцветных веб-страниц.
Когда расцвела эпоха форумов, я сидела в поэтическом разделе крупного портала, выросшего из FAQ по Sims. Писала чудовищные стихи, но под чутким руководством местных завсегдатаев росла в навыках, а в итоге даже стала модератором и судьей поэтических конкурсов. Страшно собой гордилась — это была чудесная отдушина вне школьной жизни. Из-за поминутной оплаты (совершаемой в отделении почты!) форумы тоже ели много денег, поэтому мы применяли лайфхак: открывали с подключенным интернетом, затем отключались от сети и читали. А любимые страницы скачивали в папочку.
После 2005–2006 годов появилось замечательное явление — «выделенка». Она была синонимом принадлежности к привилегированному классу: «ого, у него выделенка» было сравнимо с «ого, у него Бентли». К таким людям ходили в гости и приносили диски с просьбой что-нибудь скачать.
Полноценно пощупала «выделенку» я только в 2007 году после поступления в университет. В общежитии МГУ местные умельцы проводили собственный интернет, стоил он тогда 600 рублей в месяц — стипендия была почти такого же размера. Но противостоять соблазну было совершенно невозможно.
В общежитии было два корпуса и конкурировали две сети: ДАС-1 и ДАС-2. Атмосфера была, как в театре, где прима-балеринам подсыпают битое стекло в пуанты: «интернетчики» резали друг другу провода по ночам. В общем, использовали все возможные методы, чтобы вынудить клиента уйти от конкурента.
Именно тогда я начала понимать, что такое новый интернет, где есть скорость, можно пользоваться торрентами, смотреть видео и играть в игры без ограничений. У нас было огромное количество турниров и масштабных сражений по локалке в Worms или Heroes of Might and Magic III. Иногда, когда кто-то жульничал и не получалось решить спор в игровом чате, можно было вломиться в комнату обидчика и эмоционально побеседовать.
Там же, в локальной сети, было огромное хранилище, где люди выкладывали фильмы, инфу для курсовых, книги и музыку. И, конечно, там завязывалась дружба. Можно было в 3 часа ночи в локальном чате написать: «Ребят, очень хочется есть. У кого есть еда?» — и получить ответ: «Комната 1502, у нас курочка гриль. Приходи!». И отправиться к совершенно незнакомым людям делить курицу. Это было легко и прекрасно.
Интернет сильно повлиял на меня: сделал в чем-то смелее, сформировал мой взгляд на жизнь, мой юмор. Возможно, даже взрастил чувство зависти к людям, у которых есть особенная внутренняя тусовка: были люди, которые «делали интернет» той эпохи. Мне очень хотелось испытать чувство причастности к этому миру. Поэтому, когда появилась возможность перейти на работу в ИТ, я подумала: «О господи, я всё-таки окажусь там, куда меня всегда тянуло».
Борис Тихомиров
product owner Маркетплейса
В конце 90-х я работал в очень маленькой фирме, которая создавала программное обеспечение на заказ. Нам нужно было передавать данные из филиалов в центральный офис, а про интернет тогда вообще мало кто знал и понимал. Чаще всего такие процессы организовывали просто перевозя архивы на дискетах. Мы тогда придумали поставить модемы в разных офисах, и они созванивались напрямую и передавали друг другу пакеты с данными. Это был ещё не интернет, но уже какой-то шаг за пределы локальной сети. С появлением модемов пришло и знакомство с Netscape Navigator, и после уже всё закрутилось по-настоящему.
После кризиса в 1998 году фирма, в которой я работал, закрылась, и я пошёл искать новое место. Так совпало, что PROMT в тот момент, будучи уже известным в России производителем десктопного софта, собирался идти в интернет и нуждался в специалисте, который поможет развить это направление. Оказалось, что моих знаний и желания изучать всё новое было для этого достаточно. Тогда никто ничего подобного не делал — в мире был только один сервис машинного перевода Babel Fish от AltaVista, но он не поддерживал русский язык.
Так начался Translate.Ru: с одного сервера, который стоял у меня под столом и обрабатывал по началу не больше десятка запросов в день. Росло всё тогда само собой и бешеными темпами: через год-полтора мы уже входили в тройку самых посещаемых сервисов по версии Рамблера. Не обошлось и без болезней роста: нам не хватало оборудования, и архитектура не справлялась с нагрузкой. Но нас спасала невероятная эйфория от того, что создаёшь что-то уникальное.
Например, одной из наших задач было помочь поисковой системе «Апорт» сделать у себя перевод поисковых запросов. Рунет был совсем маленьким, а вся информация в сети была в основном на английском. Мы сделали так, чтобы люди могли искать информацию сразу на нескольких языках, вводя запросы на русском. Google потом повторил то же самое, создав свой переводчик для поиска спустя несколько лет.
А ещё мы первыми в мире сделали переводчик для мобильных телефонов с поддержкой WAP-протокола. Это было в 2000-м году, как только смогли раздобыть для тестирования одну из первых моделей Nokia с WAP-браузером. Я до сих пор храню у себя этот аппарат и помню, что именно из него потом выросло полноценное мобильное приложение PROMT.
Главная заслуга интернета для меня в том, что он дал мне занятие на всю жизнь и возможность изучать новое с точки зрения идей и технологий. За свою карьеру я пообщался с огромным количеством уникальных людей, с которыми мы обменивались опытом и делали много всего интересного, что теперь называют Рунетом. Кстати, над сайтом pochta.ru мне тоже приходилось работать, но только в середине 2000-х, когда домен ещё принадлежал РБК. Тогда мы встраивали к ним свой переводчик для имэйлов.
В целом этот опыт, делать что-то с самого начала, когда не у кого учиться, помог мне в дальнейшей карьере. Когда я пришел в Почту делать товарную витрину в мобильном приложении, то здесь тоже, по сути, нужно было всё начинать с нуля. Если бы я не делал этого раньше, наверное, мне было бы сложно.
Саша Восканов
главный специалист по продуктовым практикам
Самое раннее воспоминание с интернетом связано с достаточно комичной историей. Это произошло примерно в 2007 году, когда я был младшеклассником. Отец купил нам с сестрой «ЭВМ» и принтер со словами: «Дети, радуйтесь». Подруга сестры вызвалась нам помочь и, когда создавала мне электронную почту, решила посмеяться и записала её как alekskissman — в переводе «Саша — мужчина для поцелуев». До сих пор её использую и веду через неё деловую переписку. Никто пока не обнаружил подтекст у названия.
Потом я познакомился с онлайн-играми. С помощью друга скачал Counter-Strike 1.6 и открыл для себя новый мир. Игры нельзя было поставить на паузу, общение с людьми происходило в прямом эфире, и нужно было быстро на всё реагировать.
Чуть позже я зарегистрировался ВКонтакте. Активно добавлял друзей, заполнял профиль и создал группу — всё, чтобы повышать свой рейтинг в социальной сети. В своем сообществе постил страшные картинки и истории и даже набрал 50 подписчиков. Занимался этим целыми днями после школы.
В году 2011–2012 я уже хорошо разбирался в видеоиграх и изучал их функциональную и техническую часть. Искал в интернете, на каком движке они собирались, какие эффекты использовались, кто был в штате разработчиков и тому подобное. Через пару лет я уже считал себя «экспертом» в геймдеве и критиковал посты знакомого, который работал в российской компании — разработчике игр. Я ему так надоел, что он направил меня к своему начальнику. А тот выслушал моё мнение и позвал на собеседование. Я его прошел, хоть и с трудом, так как многие знания оказались поверхностными. Тем не менее зарекомендовал себя как инициативного человека, и меня наняли — тогда мне было 16 лет. С того времени вплоть до 2020 года занимался геймдевом, пока не ушёл в разработку. Успел подняться с должности ассистента гейм-дизайнера до проектного менеджера.
Для меня интернет — отдельный сегмент жизни. Он помогает в повседневности, отображает и продолжает мою реальность. У меня есть работа, отношения и хобби, и я уделяю им время как офлайн, так и онлайн.
Автор: Вера Ярина