Наш давний партнер — «Связьстройдеталь», пригласила нас на экскурсию по своему производству. Мы прошлись по цехам, познакомились с оборудованием, рассмотрели экспозицию и узнали, почему компании не страшны китайцы и как ей живется в реальности «канбан» и «6 сигма».
В первой части мы поговорим о продуктах. Точнее, о том, с чего все начиналось и как должны выглядеть современные комплектующие для сетей связи.
Не только пользователи, но и профессионалы отрасли зачастую не осознают, насколько сложные технологии и большой объем труда стоят за вещами, которые кажутся нам такими простыми и естественными. В первую очередь речь идет о вспомогательных компонентах инфраструктуры, например, о тех же бетонных колодцах для кабельной канализации. Ведь казалось бы, что может быть проще?
Поэтому мы решили познакомить вас с нашим партнером и его ключевым активом. В нашем блоге экскурсия на завод компании «Связьстройдеталь» — производителя кабелей, пластиковых муфт, металлических коммуникационных шкафов и многих других компонентов для сетей связи.
Не просто поставщик
«Связьстройдеталь» (ССД) и «Ростелеком» — не просто поставщик и заказчик. В свое время, когда «Ростелеком Северо-Запад» только начинал развивать технологию GPON, приходилось идти по целине. Не было никакой базы, нечего было взять за основу, а зарубежный опыт для России не подходил, поскольку в азиатских странах другие условия эксплуатации, нормативные требования и совершенно иной климат. Специалистам ССД совместно с командой «Ростелеком Северо-Запад» пришлось самостоятельно придумывать, как адаптировать технологии к нашим сетям, совместно проводить исследования, испытывать новые образцы изделий и устранять недоработки. Компании столкнулись с множеством нетривиальных проблем (например, по поиску нужного пластика), но постепенно наработали необходимый опыт и смогли добиться эффективного построения сетей. Это стало началом большой дружбы: в «Ростелекоме» высоко оценили то, что ССД готова работать на перспективу и принимать участие в исследовательской работе.
Алексей Никитин, технический директор «Ростелеком Северо-Запад», который также присутствовал на экскурсии, отметил технологичность ССД, стремление использовать самые передовые технологии, внедрять современные материалы и оборудование, повышать эффективность рабочих процессов. Вдобавок он высоко оценил использование современных методик управления, способных существенно оптимизировать работу предприятия и поднять ее эффективность — японской «канбан», «6 сигма» и ряда других.
Цех литья пластмасс. Фото: «Связьстройдеталь»
Компании объединяют не только рабочие связи, но и интерес к сфере образования. «Ростелеком» имеет профильную кафедру в университете им. Бонч-Бруевича, сотрудничает с учебными заведениями в Архангельске и Вологде. В частности, там развернуты опытные лаборатории, где студенты могут изучить особенности построения и работы современных оптических сетей связи или смоделировать различные неисправности и способы их устранения. «Связьстройдеталь» также имеет учебные программы в нескольких вузах и сотрудничает с World Skills Russia.
В 2017 году сотрудничество будет активно развиваться. Среди приоритетов «Ростелекома» на 2017 год — развитие интернета в коттеджных поселках, развертывание сетей связи в районах новой застройки и разработка проектов по подключению производственных и офисных объектов с построением оптических сетей «точка-точка». Все эти направления предполагают большой объем работы по созданию новых сетей, так что тут видятся хорошие перспективы сотрудничества.
От подсобного предприятия до масштабного производства
История завода началась в 1974 году. Во времена СССР он являлся подсобным производственным предприятием треста «Мостелефонстрой». Основным направлением деятельности было производство железобетонных конструкций, хотя делать приходилось все, включая деревянные ограждения мест работ.
Создание конструкторского бюро, 1978 г. Фото из архива «Связьстройдеталь»
В 90-е на базе завода был создан кооператив, который начал работать с коммерческими клиентами. Благодаря этому завод сумел пережить исчезновение главного заказчика в лице родительской компании и сохранить основные направления работы даже в сложных условиях «турбулентности 90-х». Показателен тот факт, что нынешний генеральный директор ССД Николай Ющенко пришел на этот завод еще в 1974 г. на должность механика бетонного цеха и прошел весь путь до руководителя. Коммерческий директор Алексей Анисимов, который проводил экскурсию, работает на предприятии уже 17 лет и 10 из них — на текущей должности.
Производственная площадка компании расположена, по современным меркам, практически в центре Москвы — в промзоне в районе Южного порта, недалеко от метро «Кожуховская». Завод занимает около трех гектаров, на которых располагаются несколько цехов, административный корпус, склад готовой продукции, хранилища компонентов для производства железобетонных изделий, в том числе песка и цемента. А открытые пространства зачастую используются для хранения готовых изделий.
Металлический календарь — это стильно!
Первоначально на предприятии работали около 100 человек. Сейчас у ССД 600—700 сотрудников. Ежегодный оборот составляет, по словам руководства, «между двумя и тремя млрд рублей». 60% ассортимента компании — продукция собственного производства, остальные 40% закупаются на стороне с целью обеспечения комплексности поставок по проектам. В эти 40% может попадать и дорогостоящий инструмент (например, японский сварочный аппарат стоимостью 10 000 долларов).
«Ростелеком» является одним из крупнейших клиентов ССД, однако его доля в обороте — всего около 10%. Готовые изделия и комплектующие на завод поставляют порядка 100 предприятий, которые расположены в разных странах и зачастую являются ведущими игроками рынка. Один из ключевых партнеров — компания 3М.
Есть у ССД и свой транспортный цех, куда входят около 30 машин восемь фур, самосвалы и другая техника. Автопарк компании используется для доставки продукции заказчикам и для централизованного перемещения заказов на склады за МКАД — чтобы не создавать клиентам сложностей с пропусками в город. При желании можно забрать заказ и с территории предприятия. Для доставки товаров по всему миру ССД сотрудничает с транспортными компаниями, при этом продукцию на их базы оно также привозит на своих машинах.
Как строится связь
У ССД три основных направления деятельности: производство продукции из пластика (муфты, соединения), из металла (шкафы, стойки) и из железобетона (например, коммуникационные колодцы). Всего в ассортименте предприятия порядка 6 000 наименований.
Сбытом занимается отдел продаж. Ежедневно он обрабатывает 200-300 заявок. Это очень хороший показатель — для обычного производственного предприятия характерно порядка 30 заявок в день.
Помещение отдела продаж
Рядом с отделом продаж на стенде представлены образцы продукции. Это позволяет менеджерам сразу продемонстрировать товар заказчикам, а клиентам — легко сориентироваться в нем.
Полиэтиленовые муфты, входные части
ССД производит все, что необходимо для прокладки кабеля, кроме некоторых простейших пластиковых деталей и специфических изделий типа чугунных люков. Эти сопутствующие компоненты компания закупает у сторонних поставщиков и всегда держит на складе — чтобы клиенты могли приобрести все необходимое в одном месте.
На заводе налажено производство типовой продукции, но компания принимает индивидуальные заказы на изготовление модифицированных товаров, подходящих под нужды конкретных заказчиков.
Часть ассортимента муфт и распределителей
Первую муфту МТОК-96 компания выпустила в 1996 году, в то время, когда продукции такого типа еще не было и было непонятно, как именно она должна выглядеть.
Открытая муфта. Хорошо видны провода и коннекторы. В рабочем состоянии муфта закрывается сверху крышкой. Большинство муфт герметичны
С тех пор конструкция изделия постоянно совершенствовалась, но основные черты самой первой муфты сохранились по сей день.
В линейке довольно много моделей муфт для разных сфер применения: внутреннего, наружного, промышленного, где предъявляются особые требования к пыле- и влагозащите, магистральных кабелей с размещением в коллекторах или на открытом воздухе
Муфты, выпускаемые компанией в 90-е годы, были заточены под традиционные, медные соединения. Сейчас практически все каналы связи строятся на оптике — медь осталась в старых линиях или на объектах с повышенными требованиями к надежности и защищенности — военных, в структурах госбезопасности.
Несмотря на возможность сэкономить за счет отказа от устаревших товаров, «Связьстройдеталь»
продолжает производить ассортимент комплектующих для медных соединений. Это позволяет предприятию поддерживать репутацию надежного партнера — при повреждении или необходимости замены медного кабеля клиенты по-прежнему могут обращаться в ССД и не столкнутся с отсутствием запчастей.
Впрочем, производит ССД не только муфты, но большое количество других компонентов, необходимых для построения сетей связи.
Предприятие активно сотрудничает с «Ростелекомом» в рамках проектов по предоставлению доступа в интернет конечным пользователям через сети GPON. На стендах в офисе ССД можно увидеть четыре схемы распределения каналов связи конечных клиентов, которые реализованы оператором. Например, на фото ниже — первая схема, которая строилась «Ростелеком Северо-Запад».
Второй пример — сеть, развернутая «Ростелекомом» на Урале. Представлены и обе московских сети — старая и новая.
Построение сети постоянно совершенствуется. Например, недавно разработали новый тип кабеля, у которого внутри жесткой изоляции провода идут свободно. Это дает возможность срезать часть кабеля сбоку и вытащить только нужные провода, которые уже пойдут к клиенту. С обычным кабелем такой фокус не пройдет, поскольку провода там уложены очень тесно и перевиты между собой.
Это позволяет не делать огромные запасы кабеля для каждого подключения, а использовать один общий кабель для нескольких клиентов.
В ассортименте продукции присутствуют также много вспомогательных мелочей, в том числе стороннего производства.
И инструментов.
Немного об импортозамещении и борьбе с китайскими производителями
В общении с любыми представителями российских производств журналисты всегда стараются узнать — а как им удается бороться с экспансией китайских компаний? С недавних пор к этому вопросу добавился еще один — как в промышленности обстоят дела с импортозамещением?
Если говорить о поставщиках, то у «Связьстройдеталь» есть много надежных партнеров среди российских предприятий. Например, металл поставляет Новолипецкий комбинат. Есть отечественные поставщики пластиков и других компонентов. С другой стороны, несколько раз в процессе экскурсии Алексей оговаривался, что то или иное направление компания была вынуждена развивать самостоятельно, т.к. партнеры либо подводили, либо не могли обеспечить нужных параметров, сроков и качества.
Но если производство массового сырья в России налажено хорошо, с более специфическими товарами возникают сложности. Например, металл для производства у нас есть, а металл для пресс-форм (он должен быть более высокого качества, прочности и с другими свойствами) завод вынужден покупать в Швеции: в России его не делают по причине низкого спроса. Некоторые качественные пластики приходится заказывать у зарубежных производителей. Многие простые, стандартные изделия (провода, гребенки) поставляет Китай: там настолько оптимизировали технологии и производство и добились столь высоких объемов продаж, что конкурировать с ними бессмысленно.
Несмотря на поток китайских товаров, на продукцию компании «Связьстройдеталь» есть и всегда был устойчивый спрос — предприятие часто работает в две, а отдельные участки и в три смены. Компания уверенно чувствует себя на рынке, а ее продукция была конкурентоспособной и до девальвации рубля. После девальвации стало проще: из конкурсов на поставки выбыли многочисленные компании-посредники без собственных ресурсов, которые продавали китайское оборудование.
В пользу ССД играют и высокий уровень качества продукции (включая соответствие жестким российским требованиям по температурным режимам работы — до -60С), и расположение производства в России (проще логистика, короче сроки поставки, нет задержек и сложностей с таможней), и гибкость в работе с заказчиком (возможность учитывать его пожелания, модифицировать продукцию под конкретные требования и спецификации).
Производство высококачественной продукции нуждается в высокотехнологичном оборудовании. Но отсталость отрасли станкостроения — бич современной России: некоторые автоматы полностью исчезли, а другие представляют собой станки времен СССР с минимальными переделками — например, с приделанными датчиками и электронными системами управления.
Еще одна российская проблема — безответственность поставщиков. ССД не раз сталкивалась со срывом сроков со стороны партнеров. Поэтому многие направления, где раньше можно было обойтись готовой продукцией, теперь компании приходится закрывать самостоятельно. Например, кольцо из авиационного силикона, которое герметизирует муфту при запирании, сначала закупали на стороне, однако поставщик однажды серьезно подвел с поставкой: крупная партия муфт в итоге надолго зависла на складе, заказ был сорван, а клиент — недоволен. Поэтому решение о самостоятельном производстве — это не столько способ повысить прибыльность, сколько возможность обеспечить контроль за производством и надежность поставок.
Особые требования
В России к оборудованию предъявляются свои, особые требования, которые во многих случаях надежно защищают местного производителя от конкурентов. Самый простой пример — температура. В Европе изделия типа соединительных муфт традиционно должны выдерживать работу при температурах до -40С. В России этого недостаточно, такая температура во многих регионах даже не считается особо экстремальной — ну так, холодновато, но ничего страшного. Изделия, используемые у нас, должны выдерживать до -60С, причем на открытой местности, при морозе и на ветру их температура реально может доходить до этой отметки. А летом черная муфта в южных регионах вполне может прогреваться до +70С.
Все муфты должны выдерживать экстремальные условия эксплуатации
Это предъявляет очень жесткие требования и к пластику, и к конструкции. Чтобы удовлетворять им, ССД пришлось искать новые виды пластиков, дорабатывать их под свои задачи, проводить научно-исследовательские разработки, лабораторные и реальные тестирования.
Второе требование — прочность. Согласно российским нормативам, муфта должна выдерживать 20% от усилия на разрыв кабеля. Такой запас необходим в разных ситуациях — где-то могут зацепить и дернуть кабель, где-то провода обмерзают и провисают зимой, создавая огромные усилия на излом. На западе таких требований нет — в т.ч. потому, что там используют более тонкие кабели, которые укладывают в кабельную канализацию, а у нас зачастую кладут кабель прямо в грунт.
На самом деле, 20% — это очень много. Ведь кабель — это витые многожильные соединения (часто — еще и в броне), имеющие огромную прочность. Добиться того, чтобы муфта выдерживала такое усилие, очень сложно. Для этого нужны металлические вводные части и особая конструкция.
Кабель в разрезе. Представляете, насколько он прочный?
Интересно, что при тестировании надежности при замерзании (тестовый сценарий предполагает прорыв трубы с кипятком в коллекторе, после которого вода замерзает), если муфта стоит вертикально, замерзшая вода в любом случае раздавит ее. А вот если ставить муфту горизонтально, она останется целой и герметичной. Поэтому производитель рекомендует устанавливать муфты в коллекторах горизонтально. Российские муфты, в отличие от западных, кстати, могут устанавливаться без специального крепежа.
Отдельное требование — долговечность. Расчетный срок эксплуатации муфты составляет 25 лет. В течение всего срока изделие должно сохранять свои рабочие свойства. Причем это относится ко всем компонентам — пластиковым и металлическим деталям, прокладкам, герметикам. Интересно, что черный цвет, несмотря на больший нагрев летом, является наиболее светоустойчивым — именно поэтому все муфты черные.
Большая часть муфт, особенно предназначенные для работы на открытом воздухе, в промышленных помещениях с высоким уровнем грязи и пыли, а также в других местах с большим скоплением влаги и пыли, подлежат герметизации.
Пример герметичных муфт
Достигается это по-разному. В одних случаях используется компаунд, в том числе двухкомпонентный, который заливается при монтаже. При этом сам монтаж может производиться в сложных условиях, поэтому нужно суметь обеспечить максимально простое приготовление и заливку состава. В других ситуациях используется конструкция с мягкой прокладкой и запорным кольцом, которое сдавливает части муфты и прокладку, обеспечивая герметичность муфты.
Алексей Анисимов демонстрирует запорное кольцо муфты
В некоторых муфтах используются прокладки из авиационного силикона, которые при сжатии превращаются практически в плоские ленты. В течение всего срока службы они должны сохранять свои свойства: расправляться при открывании муфты, а потом снова сжиматься при закрывании, надежно загерметизировав соединение.
Прокладка должна остаться мягкой и через 25 лет, которые она проведет под давлением в корпусе муфты
Наконец, в некоторых ситуациях применяется полумягкий гель, который прилипает к закрытой крышке, герметизируя коробку или муфту при закрытии.
Муфта с герметизацией крышки полумягким гелем. Герметизируется не только крышка, но и кабельные вводы
Решение удобное, но представьте, сколько сил ушло на то, чтобы создать такой гель и добиться того, чтобы он сохранял свои свойства в течение срока службы, то есть минимум 25 лет.
Слева — муфта, открывающаяся крышка которой герметизируется специальным гелем, справа — традиционная, под зажимное кольцо.
У ССД есть собственная лаборатория, которая использует методики ускоренного старения для того, чтобы выяснить, сумеет ли продукция компании выдержать работу в течение 25 лет в жестких условиях. Специалисты компании проверяют воздействие температур (и перепадов), влажности (и ее перепадов), воздействие жидкостей, в том числе агрессивных, пыли, влияние работы в промышленных условиях с воздействием пыли и вибраций, агрессивных жидкостей и газов и моделируют прочие критические ситуации.
Мы увидели, из каких компонентов собирают современные линии связи. Пора прогуляться в святая святых завода — туда, где эти детали производят. Об этом будет наш следующий материал.
Автор: Ростелеком