Коллегия Счетной палаты рассмотрела расходование средств на «электронное правительство» исполнителем госпроекта – «Ростелекомом», и координатором работ — Минкомсвязи, сообщил CNews. Счётная палата выявила, что Минкомсвязи не включило в 2014 году два показателя эффективности работы «электронного правительства» в новую редакцию программы «Информационное общество». Исчезли упоминания проваленных или затянутых проектов.
О том, как Минкомсвязи переписало госпрограмму Путина, Roem.ru сообщал в апреле 2014 года
Спустя 2 года, аудитор Счетной палаты Вера Чистова, проводившая проверку, сочла, что Минкомсвязи: «использует средства федерального бюджета без достижения запланированного государственной программой «Информационное общество» результата». Весь бюджет программы в 2,8 млрд. рублей в 2014 г. Минкомсвязи полностью израсходовало.
2—3 года назад Минкомсвязи открыто просило уничтожить лишние индикаторы выполнения госпрограммы «Информационное общество 2011-2020 годы». Не было секретом, что речь идёт, в частности о индикаторе с неприличным числом «250». Столько электронных госуслуг было готово, из 30 тысяч требующихся тогда по плану. Заместитель директора Департамента развития электронного правительства в Минкомсвязи РФ Сергей Мартынов объяснял, что в огромном числе госуслуг нужны приоритеты: «не все услуги одинаково полезны, и планы перевести все услуги в электронный вид разом — ошибочны», поэтому индикатор не нужен.
В 2014 году Минкомсвязи удалило из своего черновика переделанной госпрограммы требование выдавать для 100% федеральных и региональных госуслуг результаты выполнения в электронном, а не в бумажном виде. Дополнительно министерство предлагало отказаться от учёта: доли активных интернет-пользователей в общей численности населения; доли телефонизированных населенных пунктов в сельской местности; доли населения, использующего сеть Интернет для заказа товаров и услуг.
Выполнение госпрограммы рассчитывается, как соотношение фактического и планового значений отдельно для каждого целевого индикатора. Средняя степень выполнения всех мероприятий — как сумма взвешенных по значимости степеней достижения. Без учёта индикаторов с «провальными» значениями выше степень выполнения госпрограммы. Счетная палата не занимается информатизацией России, а лишь контролирует исполнение федерального бюджета. По официальной версии госпрограммы, с большим числом индикаторов, получается, что деньги по расходным статьям (например переводу госуслуг с бумаги в электронный вид) истрачены, но целевое значение на индикаторе не достигнуто. По сокращённой версии госпрограммы, предложенной Минкомсвязи, расходных статей стало меньше, значит какие-то бюджетные средства должны были остаться не израсходованными (так как те же услуги в электронный вид не переводились). Однако палата установила, что денег не осталось. Поэтому любая редакция «Информационного общества» выглядит не исполненной в глазах государственного контролёра.
Происходящее может объясняться, тем, что в Минкомсвязи не всегда придерживаются планов. Месяц назад, в июне 2016 года, Счётная палата выявила, что в 2015 году Минкомсвязи и её органы, до утверждения планов, либо по планам с нарушениями сроков, заключило госконтрактов в сумме на 1,3 млрд рублей. Для министра связи Николая Никифорова это было вторым столкновением с контролёрами за год. В марте 2016 года Счетная палата сообщила генпрокурору Юрию Чайке, что в татарстанском (действующий министр связи РФ — из Татарстана) технопарке «Иннополис» есть «конфликт интересов» и «коррупционные риски».