Вышедший на российский рынок китайский ритейлер JD.com, ищет соинвестора для своих проектов на российском рынке. По сведениям РБК, представители этого онлайн-магазина вели переговоры со структурами Александра Мамута и Владимира Потанина, владеющих на паритетных началах «Рамблером».
РБК сообщает, что источник в холдинге Владимира Потанина «Интеррос» подтвердил обращение со стороны JD.com, однако, по его словам, это предложение «Интеррос» не заинтересовало. В свою очередь пресс-служба «Рамблера» не захотела комментировать свою потенциальную сделку с китайским ритейлером, ограничившись сухим комментарием, что «как уже обсуждалось ранее, [между компаниями] планируется коммерческое сотрудничество по ряду направлений».
РБК также обратилась в инвесткомпанию ANN, подконтрольную Александру Мамуту, где также подтвердили свои «отношения с JD.com», но комментировать детали категорически отказались. Александр Мамут и JD.com также отказались комментировать РБК свои планы, сообщает РБК.
JD.com — это второй по величине e-ритейлер Китая, который официально вышел на рынок России в июне 2015 года при поддержке QIWI и «Яндекс.Денег» (эквайринг), SPSR Express (доставка), Rambler&Co (медийное присутствие) и «Юлмарта» (выдача заказов).
Главный конкурент JD.com — китайская Alibaba Group официально пришла в Россию раньше, группа уже признала, что у e-commerce бизнеса в РФ есть специфика. Основатель Alibaba Джек Ма: объяснил её так: «Российская власть, возможно, волнуется, что мы выходим на рынок. Нужно пообщаться с ними: выслушать, о чем беспокоятся они, и рассказать, что волнует нас. Коммуникация в отношениях с властью очень важна».
Можно предположить, что речь идёт о неких неофициальных «гарантиях», о том, что у продавца не будет особенных препятствий во время работы в РФ. В последние годы в коридорах российской власти звучат идеи «защитить» отечественный e-commerce от богатых и могущественных глобальных конкурентов, а российских покупателей спасти от предельно дешёвых товаров из Китая.
В свете возможных ограничений для иностранцев, знакомство с российской элитой, политической и экономической, может иметь для китайцев не только экономический смысл, но и околополитический.
Технически основатель JD.com Лю Цяндун один из десяти крупнейших миллиардеров Китая, его состояние сопоставимо с состоянием Владимира Потанина и в разы больше состояния Александра Мамута (согласно рейтингам Forbes), прошлогоднее IPO JD.com было одним из самых масштабных в истории. Лю Цяндун — не тот человек, что невыносимо сильно нуждается в деньгах российских партнёров.
Интересно, что основатель Alibaba Джек Ма состоялся, как предприниматель лишь после того, как устроился работать чиновником министерства внешнеэкономических связей и внешней торговли Китая — там он познакомился с основателем Yahoo Джерри Янгом и «многое узнал о бизнесе в сети», а уже через год Goldman Sachs заплатил Alibaba $5 млн за 25% её акций.
Лю Цяндун не работал в китайских министерствах и отстаёт от Alibaba и в Китае, и от темпов проникновения Alibaba в российскую околовластную среду. Джек Ма уже попал на Петербургский международный экономический форум, его группа в «Сколково».
JD.com пока не сделала ни первого ни второго, а российский офис Alibaba замахнулся и на третий шаг — изменение российского законодательства, чтобы организовать торговлю из России:
Эта история еще более интересна, она завязана на определенные изменения, которые надо будет внести в российское законодательство […] есть поддержка внутри Министерства экономического развития, есть там очень грамотные люди, которые этим занимаются.
— раскрыл своих союзников во власти гендиректор Alibaba в России Марк Завадский в свежем интервью Александру Обровцу.