«Союз-5» на пути к созданию

в 15:04, , рубрики: космонавтика, космос, Научно-популярное, Ракета-носители, Россия

Вячеслав Ермолин, 21 ноября 2020 г.

«Союз-5» на пути к созданию - 1

В течение 2020 года РКЦ «Прогресс», разработчик семейства ракет «Союз», расположенный в городе Самара, продолжал создавать производственную линию для новой ракеты-носителя среднего размера «Союз-5», также известной как «Иртыш», несмотря на некоторые сомнения в отношении её технической перспективы и коммерческой конкурентоспособности.
(По материалам Анатолия Зака — russianspaceweb)

Роскосмос планирует создать новую ракету, на замену ушедшего «Зенита». Проект находится в стадии предварительной проработки характеристик уже несколько лет.

Инфографика ракеты-носителя «Союз-5».
Инфографика ракеты-носителя «Союз-5».

Высокое разрешение

Общие соображения

Очевидно, что разработчики в качестве образца ориентируются на ракету-носитель Falcon 9, коммерчески (летающего) и технически (без аварий) успешного проекта SpaceX. В качестве базового выбран уже закрытый проект РН «Зенит». Подобное «копирование» является рискованным в коммерческом плане, а в техническом аспекте не является повторением американского проекта.

Общее в этих проектах:

— Использование современных технологий проектирования, минимизация количества ступеней (частично), сварка трением, применение более легких и дешевых сплавов, использование совмещенных баков горючего и окислителя (на второй ступени), горизонтальная интеграция, автоматизированная подготовка старта, использование современных систем управления, грузоподъемность с упором на вывод полезных нагрузок до 5 тонн на ГПО, широкий выбор целевых орбит. Обтекатель полезной нагрузки диаметром 5.2 метра.

и различия:

— Широкая кооперация. Двигатели НПО «Энергия» и КБ КБХА из Воронежа, конструкция ракеты-носителя и интеграция РКЦ «Прогресс» в Самаре, разгонный блок «Фрегат» от НПО Лавочкина, наземная инфраструктура и старты от ЦЭНКИ… Это повышает стоимость проекта, а в организационном и техническом плане делает его более сложным.
Также отсутствуют элементы многоразового использования.

риски:

— узкий коммерческий международный рынок. Условно, в классе РН «Союз-5» (5 тонн на ГПО) существует 10-15 коммерческих нагрузок в год. На этом рынке лидером является Arianespace с Ariane 5 (новой Ariane 6). Spacex на американском рынке с Falcon 9 и новые Vulcan и New Glenn. Плюс Индия и Китай.— вероятность введения международных санкций по образцу китайских.— возможная ограниченность государственных и военных полезных нагрузок внутри России.

Состояние проекта.

Разработка технического проекта перенесена на 2021 год. Идет уточнение окончательного варианта (по весу и грузоподъемности). Состав и общая компоновка ракеты-носителя «Союз-5» уже определены. Заключен договор с Казахстаном по созданию стартового комплекса «Байтерек». Финансирование проекта есть.

Создание производства

РКЦ «Прогресс» показывает относительно быстрые темпы превращения проекта «Союз-5» в металл. Параллельно с созданием компонентов ракеты для испытаний строится новая производственная линия для «Союз-5», в которой используются передовые методы сварки и новые сплавы.

Ранние компоненты ракеты "Союз-5".
Ранние компоненты ракеты "Союз-5".

В конце июня 2020 года ЗАО «Сеспель» в городе Чебоксары (компания специализируется на изготовлении автоцистерн) провел первый этап испытаний нового сварочного оборудования для ракеты «Союз-5». Компания получила контракт на создание роботизированной машины для сварки трением.

На новом сварочном аппарате производился качественный шов между деталями из алюминиевого сплава Р-1580, предназначенного для «Союз-5».

Сварка продольного шва на сегменте бака ракеты «Союз-5» во время испытаний сварочной оснастки на заводе ЗАО "Сеспель" в Чебоксарах в начале августа 2020 года.
Сварка продольного шва на сегменте бака ракеты «Союз-5» во время испытаний сварочной оснастки на заводе ЗАО "Сеспель" в Чебоксарах в начале августа 2020 года.

На своей площадке РКЦ «Прогресс» выкопал и уложил бетон на трех фундаментах для установки сварочного комплекса в цехе № 2233 в Самаре.

По состоянию на середину 2020 года сварочный комплекс планировался к сдаче на «РКЦ Прогресс» в конце 3 квартала этого года. 15 октября Роскосмос сообщил, что в Самару прибыли первые грузы с компонентами карусельных пластин и другим оборудованием для автоматизированного центра сварки трением.

РКЦ «Прогресс» планирует начать производство компонентов для первой летной ракеты уже в середине 2021 года.

Работы по закладке фундамента сварочного центра по производству танковой части ракеты Союз в цехе № 2233 РКЦ «Прогресс» в начале октября 2020 года.
Работы по закладке фундамента сварочного центра по производству танковой части ракеты Союз в цехе № 2233 РКЦ «Прогресс» в начале октября 2020 года.
Испытания сварочного оборудования для ракеты Союз-5 в ЗАО "Сеспел" в 2020 году.
Испытания сварочного оборудования для ракеты Союз-5 в ЗАО "Сеспел" в 2020 году.
Комплекс сварки трением для изготовления топливных баков для ракеты-носителя "Союз-5" на РКЦ "Прогресс" в Самаре.
Комплекс сварки трением для изготовления топливных баков для ракеты-носителя "Союз-5" на РКЦ "Прогресс" в Самаре.

Вывод:

Проект новой ракеты-носителя «Союз-5» выглядит вполне жизнеспособным. Средняя ракета-носитель подобного класса не будет лишней — современная и своя. Учитывая американскую страсть к дублированию проектов (ракет и кораблей) и для русских военных эта ракета будет резервным вариантом для «Ангары». Подойдет и для пилотируемой программы (околоземной) и для запуска национальных нагрузок. Возможно что-то «откусит» и на международном коммерческом рынке.

История. Ракета-носитель "Зенит".
История. Ракета-носитель "Зенит".

Автор: Вячеслав Ермолин

Источник

* - обязательные к заполнению поля


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js