После разработки и формализации методики управления рисками я решил дополнительно апробировать методику на «учебных примерах», чтобы посмотреть её применимость в принципе (так скажем, чтобы она прошла smoke-тест). Для этих целей необязательно брать какой-либо проект и тут же внедрять на нём методику, да это было бы и опасно. Сама неапробированная методика управления рисками могла стать серьёзным риском.
Так что тех, кому интересно узнать о том, какая область была выбрана, как была заполнена таблица рисков, а также какие выводы были сделаны, прошу читать далее. Однако сразу предупреждаю, что чтение нижеследующего текста может спровоцировать переход на политику, от чего я категорически предостерегаю читателей и комментаторов. Давайте обсудим методику и подход, а политика пусть останется за кадром.
Введение
Обдумывая вопрос о том, каким методом апробировать разработанную методику управления рисками, мне пришла в голову идея о том, что, собственно, методика вполне универсальна и может использоваться не только в проектной деятельности, но и для управления рисками вообще в произвольной области деятельности человека. Например, в такой непростой, как управление государством.
Поскольку наша многострадальная родина переживает сложные времена, я решил рассмотреть пять главных на мой взгляд национальных рисков России — что нам может угрожать в ближне- и среднесрочной перспективе. Конечно, я не претендую на полноту анализа, поскольку даже для того, чтобы взяться и провести подобный анализ, необходимо по моим оценкам, пару тысяч человеко-месяцев серьёзной аналитической работы. Однако целью работы было оценить, насколько разработанная методика вообще годится, насколько подходит руководителю проектов, можно ли же пользоваться.
Итак, поскольку методикой рекомендуется провести мозговой штурм для первичного выявления рисков, я провёл его в своём ЖЖ: Мозговой штурм: национальные риски России. Набралось множество интересных мнений, которые я присовокупил к собственным размышлениям на эту тему и, проранжировав полученный список, выделил пять наиболее значимых рисков. Вот они:
- Агрессия внешних сил
- Переход через точку невозврата в воспроизводстве населения
- Полная потеря интеллектуального слоя населения
- Полная продовольственная зависимость от импорта
- Этническая война в регионе или по всей стране
Далее каждый риск будет рассмотрен подробнее, для него будут приведены некоторые мои рассуждения и мысли, а также расписаны все свойства риска, регламентируемые методикой.
Риск R01: Агрессия внешних сил
Несмотря на то, что риск агрессии внешних сил (других государств или военных блоков) имеет низкую вероятность, отмахиваться от него было бы непредусмотрительным. Хоть большая часть территории России и находится в негодных для комфортного житья климатических условиях, но здесь всё ещё много природных богатств (не только нефть, но и так называемые «экологические ресурсы»), более или менее развитая инфраструктура и трудолюбивое население с высокими образовательными показателями. При ослаблении государства найдётся много желающих прибрать все эти богатства (ресурсы, инфраструктура, население) себе. А учитывая то, что в мире до сих пор наблюдается негативное отношение к населению России (долго проводилась политика так называемой «дегуманизации»), вторжение не будет сдерживаться какими-либо морально-этическими принципами.
Свойства риска таковы:
- Код и наименование: R01. Агрессия внешних сил
- Тип: Риск
- Вероятность: Низкая
- Степень воздействия: Высокая
- Класс: B
- Объекты воздействия: Система управления, инфраструктура, население
- Категория: Внешний
- Ответственная структура: Министерство обороны
- Причины: Ослабление России и системы управления, наличие огромных запасов неосвоенных ресурсов, продолжение негативного отношения к населению России в «цивилизованном мире»
- Критерии реализации: С объявлением войны: получение официальной ноты о начале военного вторжения; без объявления войны: фактическое начало военного вторжения или проведение одной или нескольких крупных диверсий на территории России
- Дата актуальности: Бессрочно
- Методы предупреждения: Содержание в полной боевой готовности сил сдерживания (ядерный щит и др.), проведение внешней политики по восстановлению реноме России и её населения, укрепление государства и проведение мер по развитию собственного населения для освоения ресурсов
- Стратегия реагирования: Принятие, ослабление
- Действия по реагированию: Мобилизация военнообязанных и приравненных к ним категорий населения, эвакуация объектов инфраструктуры, проведение мер по дегуманизации противника, в том числе и на международном уровне, нанесение гарантированного удара возмездия, в том числе и при помощи машины судного дня
Риск R02: Переход через точку невозврата в воспроизводстве населения
Ни для кого не является секретом, что население России уменьшается катастрофическими темпами. Начиная с 1991 года, когда проявился феномен, получивший кодовое наименование «Русский крест», коэффициент смертности стабильно превышает коэффициент рождаемости. В будущем может наступить момент, когда население России уже не сможет воспроизводиться в том количестве, которое необходимо для существования нации.
Свойства риска таковы:
- Код и наименование: R02. Переход через точку невозврата в воспроизводстве населения
- Тип: Риск
- Вероятность: Высокая
- Степень воздействия: Высокая
- Класс: A
- Объекты воздействия: Население
- Категория: Демографический
- Ответственная структура: Министерство здравоохранения и социального развития
- Причины: Превышение смертности населения над рождаемостью, нестабильные условия жизни, отсутствие перспектив в жизни, эмиграция населения
- Критерии реализации: Стабильное сокращение населения в течение трёх поколений
- Дата актуальности: До стабильного роста населения в течение трёх поколений
- Методы предупреждения: Стабилизация общества, материальная поддержка молодых и многодетных семей, пропаганда многодетности, предоставление возможности женщинам быть матерью без необходимости думать о хлебе насущном
- Стратегия реагирования: Принятие, ослабление
- Действия по реагированию: Привлечение населения из-за рубежа для восстановления демографического баланса без нарушения баланса этнического, искусственное увеличение рождаемости
Риск R03: Полная потеря интеллектуального слоя населения
Другой опасностью, которая подстерегает Россию и её народ на пути развития человеческой цивилизации, является потеря населением России собственного интеллектуального слоя. Это обозначает окончательную маргинализацию населения и превращение России в страну третьего мира да ещё и с вымирающим населением.
Свойства риска таковы:
- Код и наименование: R03. Полная потеря интеллектуального слоя населения
- Тип: Риск
- Вероятность: Высокая
- Степень воздействия: Средняя
- Класс: B
- Объекты воздействия: Население
- Категория: Демографический
- Ответственная структура: Министерство образования и науки
- Причины: «Утечка мозгов», отсутствие перспектив у учёных и инженеров в России, переформатирование системы образования, которая стала пестовать «грамотных потребителей»
- Критерии реализации: Снижение количества учёных в обществе до уровня, не обеспечивающего выполнения даже текущих планов НИОКР
- Дата актуальности: До получения автономного сообщества своих учёных, готовых взяться за любую научную проблему
- Методы предупреждения: Реформа системы образования для выращивания учёных и иненеров, а не потребителей, популяризация науки, технических дисциплин, безжалостный отсев тех, кто идёт в ВУЗ для получения «корочки»
- Стратегия реагирования: Принятие, ослабление
- Действия по реагированию: Привлечение высококвалифицированных кадров из-за рубежа для работы и воспитания своих специалистов, поощрение получения высшего образования с последующим трудоустройством по специальности для тех, кто действительно хочет заниматься наукой
Риск R04: Полная продовольственная зависимость от импорта
Следующим серьёзным риском (класс B) является риск впасть в полную продовольственную зависимость от импорта. Несмотря на то, что пока ещё в России выращивается достаточно продуктов питания как растительного, так и животного происхождения, однако доля импорта продовольствия год от года повышается, равно как и повышается степень деградации собственного сельского хозяйства. В конечном итоге это может привести к потере сначала продовольственной независимости, а потом и полного суверенитета.
Свойства риска таковы:
- Код и наименование: R04. Полная продовольственная зависимость от импорта
- Тип: Риск
- Вероятность: Низкая
- Степень воздействия: Высокая
- Класс: B
- Объекты воздействия: Население
- Категория: Социальный
- Ответственная структура: Министерство сельского хозяйства
- Причины: Странная политика в отношении крестьянских и фермерских хозяйств, наличие длинных цепочек перекупщиков продуктов питания, уничтожение сельского хозяйства как отрасли
- Критерии реализации: Снижение количества крестьянских и фермерских хозяйств до уровня, не позволяющего им кормить кого-либо, кроме самих себя
- Дата актуальности: До обеспечения полной автаркии в обеспечении продовольствием
- Методы предупреждения: Реформа сельского хозяйства, полная поддержка местного производителя, исключение перекупщиков из цепочек поставок продовольствия, изыскания на тему полной продовольственной автаркии
- Стратегия реагирования: Принятие, ослабление
- Действия по реагированию: Подготовка и выполнение программы по обеспечению продовольственной независимости, пропаганда поддержки местного производителя на всех уровнях
Риск R05: Этническая война в регионе или по всей стране
В связи с нарушением этнического баланса во многих регионах России, а также в связи с необузданной миграцией малограмотного населения, не желающего воспринимать законы и этическое нормы местного населения, из стран Средней Азии в центральные регионы России, растёт вероятность проявления риска вспыхивания полномасштабных межэтнических столкновений или даже этнической войны. Данный риск является серьёзным постольку, поскольку органы государственной власти заталкивают ситуацию в тупик, не желая никакого диалога на эту щепетильную тему.
Свойства риска таковы:
- Код и наименование: R05. Этническая война в регионе или по всей стране
- Тип: Риск
- Вероятность: Средняя
- Степень воздействия: Высокая
- Класс: B
- Объекты воздействия: Население, система управления
- Категория: Национальный
- Ответственная структура: ФСБ
- Причины: Безвизовый режим с проблемными странами Средней Азии и Закавказья, ничем не ограниченная миграция и внутренняя миграция необразованного населения из проблемных регионов, нежелание мигрантов соблюдать законы и нормы принявшей их стороны, обособление в диаспорах, ставших инструментом защиты этнического криминала от правоохранительных органов, фактическое попустительство правоохранительных органов в отношении этнической преступности, нарушение этнического баланса в областях традиционного проживания коренных народов России
- Критерии реализации: Переход этнического баланса через порог в 25 % в части наличия пришлого иноэтнического населения, не желающего ассимилироваться, катастрофическое увеличение количества тяжких преступлений, совершённых иноэтническим преступным элементом в отношении коренного населения России, открытое выступление лидеров диаспор (какой-либо из них) с объявлением боевых действий
- Дата актуальности: Бессрочно
- Методы предупреждения: Полная реформа миграционной политики: закрытие свободного перемещения населения с проблемными странами, привлечение на работы только высококвалифицированных иностранных работников (на работы, на которые не найдены специалисты из местного населения), репатриация людей, относящихся к коренному населению России, запрет деятельности диаспор (которые могут скрываться под вывеской так называемых «культурных автономий») на территории России, полное и непредвзятое расследование всех преступных действий диаспор без применения понятия «срок давности» и не обращая внимания на титулы и регалии
- Стратегия реагирования: Принятие, ослабление
- Действия по реагированию: Полное и безусловное интернирование всех лиц, входящих в состав диаспоры, начавшей этническую войну, а также диаспор-симпатизантов, беспощадное давление на государства (регионы), откуда родом развязавшая войну диаспора, применение любых методов усмирения и принуждения к миру
Заключение и некоторые выводы
В целом методика видится вполне годной. Если свести всю перечисленную информацию в таблицу (кстати, таблицу можно взять здесь), а саму таблицу использовать в соответствии с регламентом управления рисками как настольное средство для контроля, то у руководителя проекта или риск-менеджера всегда под рукой будет вся необходимая информация. Однако есть несколько нюансов, которые хотелось бы отметить. Все эти нюансы были выявлены на этапе составления таблицы. Вот они:
- Критичные риски — в методике нет ни слова о так называемых «критичных рисках», то есть таких рисках, реализация которых ставит крест на всё проекте в целом. Такие риски должны эскалироваться на спонсоров проекта, которые должны будут решить, принимать их или нет. Если такие риски принимаются, то они становятся ограничениями для руководителя проекта. Он не отслеживает их, но работает в тих ограничениях, воспринимая их как входную информацию для себя.
- Классификатор стратегий — в книге Томаса ДеМарко «Вальсируя с медведями» дан несколько нестандартный (для PMO) классификатор стратегий управления рисками, который содержит такие стратегии: сдерживание, ослабление, уворачивание. Рассматриваемая методика была бы более полной, если слить классификатор ДеМарко с используемым, либо внедрить их декартово произведение.
- База причин рисков — как оказывается, причины возникновения рисков в своём большинстве также можно идентифицировать, классифицировать и систематизировать, составив из них базу известных причин. Например, такая причина как «человек смертен» является основной для некоторых кадровых рисков, которые хоть и очень низковероятны, но могут иметь крайне высокое воздействие (в моей практике управления проектами был реальный случай, когда такая причина сыграла для человека, который был единственным исполнителем на критически важном проекте). Наличие базы причин рисков позволит руководителям проектов и риск-менеджерам ускорить процесс идентификации рисков.
- Цепочка причинно-следственных связей — из объектов дисциплины управления рисками можно выстроить цепочку причинно-следственных связей такого вида: причина -> риск -> проблема -> объект воздействия. И если нарисовать такие цепочки в виде диаграммы, то лицо, управляющее рисками, будет отчётливо видеть, в каком месте надо оказать воздействие в рамках исповедуемой стратегии управления, чтобы ослабить как можно большее количество риском как можно за меньшие расходы.
- Некоторые риски являются причинами других рисков — как ни странно, некоторые риски могут являться причинами других рисков, из чего получается диаграмма причинно следственных связей между самими рисками. Для крупных проектов она может быть очень разветвлённой, так что для визуализации можно пользоваться диаграммой Ишикавы.
- Иерархия между ответственными структурами — для очень крупных рисков, типа описанных в настоящей заметке, ответственным лицом может выступать целая организационная структура или даже несколько таких структур. В этом случае необходимо выстраивать иерархические связи для оптимизации управления: кто за какие аспекты риска и процесса отвечает, кто кому отчитывается по каким вопросам.
- Дата актуальности — это может быть не дата, а некоторое условие, при реализации которого мониторинг или другие действия в рамках риск-менеджмента можно прекращать. Чаще всего это значение равно дате окончания проекта, но бывает, что и нет.
Если вы хотите дополнительно отблагодарить автора, но не знаете как, то вам сюда.
Мои предыдущие статьи по теме управления проектами на Хаброхабре:
Автор: Darkus