В России создают реестр отечественного радиоэлектронного оборудования, с которым обяжут сверяться заказчиков

в 10:51, , рубрики: госзаказ, заказчики, Законодательство в IT, реестр оборудования, Россия, Сетевое оборудование

В России создают реестр отечественного радиоэлектронного оборудования, с которым обяжут сверяться заказчиков - 1

С 1 сентября в России будет создан реестр отечественного радиоэлектронного оборудования. В него войдут и телекоммуникационные устройства. Постановление о создании реестра уже подписано премьер-министром Дмитрием Медведевым.

Реестр будет включать такие виды устройств, как компьютерное оборудование, бытовая техника, оптоволокно, электродвигатели, осветительные приборы и другая радиоэлектроника. Решение о включении в реестр компаний и их продукции будет принимать Минпромторг. А государственные заказчики при закупках оборудования должны будут сверяться с реестром.

Так, если на конкурс будут поданы две заявки от поставщиков оборудования из реестра, то заказчик будет обязан отклонить все предложения иностранных производителей. Исключением в этом случае может быть лишь оборудование из реестра, которое не соответствует техническим, функциональным и эксплуатационным требованиям заказчика.

Продукция из реестра будет получать преференции в конкурсах государственных компаний. Ее стоимость будет оцениваться со скидкой в 30%, а контракт будет заключаться по полной цене.

Реестр создается по поручению вице-премьера Максима Акимова. В феврале Минпромторг опубликовал проект постановления о создании реестра. Тогда предполагалось, что государственные заказчики не смогут приобретать иностранное оборудование в том случае, если его аналоги есть в реестре. Вендорам должны были отказывать на конкурсе при наличии хотя бы одной заявки с оборудованием из реестра. Представитель Минпромторга объяснял, что правило отказывать иностранному поставщику при наличии двух заявок российских производителей действует с 2016 года. Но, как правило, второго отечественного технического решения просто нет, так что поставщикам из России приходится конкурировать с иностранным игроками.

По словам представителя Минпромторга, в итоге от этой схемы пришлось отказаться. Одна из причин отказа — замечание ФАС. Регулятор заявил, что механизм «второй лишний» мог привести к ограничению конкуренции и монополизации рынка, что помешало бы экономить бюджетные средства.

Постановление в такой редакции не поможет импортозамещению, считают игроки рынка. Заказчик сможет формировать требования под конкретное зарубежное оборудование таким образом, чтобы устройства из реестра этим требованиям не удовлетворяло. Так, можно прописать требования совместимости с уже используемым оборудованием, формируя техническое задание под устройства от Huawei. В этом случае любое отечественное оборудование отсекается еще до торгов. Ну а государственные заказчики, как правило, закупают телекоммуникационные услуги, так, что само оборудование остается на балансе исполнителя — значит, такие закупки не попадут под действие постановления.

«Мы видим множество примеров, когда конкурсная документация формируется под конкретное зарубежное оборудование при наличии российских аналогов», – заявил представитель «Ростеха».

Он также заявил, что в России сейчас создаются системы хранения данных. Отечественные производители занимают около 40% от внутреннего рынка по количеству поставленных единиц оборудования. В выручке их доля — всего около 10%. Это говорит о том, что основные потребители, в первую очередь государственные заказчики, приобретают более дорогие иностранные системы хранения данных.

Тем не менее, создание реестра отечественного оборудования вместе с точечными мерами по ограничению зарубежной продукции смогут помочь продвижению российских производителей. Тем не менее, нужны и другие меры, включая возможность отмены закупок на уровне комиссии по импортозамещению, квотирование российской продукции при государственных закупках, расширение полномочий ФАС.

Полностью аналогичный реестр, но для программного обеспечения с 2016 года ведет Минкомсвязи. Государственные органы должны закупать ПО из реестра. Если нужный софт отсутствует или не подходит по каким-то причинам, заказчик должен это обосновать. Тем не менее, очень часто такие обоснования пишутся с нарушениями. За предыдущие два года федеральные органы подготовили 656 обоснований, из них нарушения были допущены в 121 случае. К такому выводу пришли аудиторы Счетной палаты в феврале. Всего государственные органы купили программного обеспечения на 17,2 млрд рублей за этот период, и закупки на 3,3 млрд прошли с нарушениями. Проблема в том, что государственные органы пытались купить ПО, которое не было включено в реестр.

Автор: marks

Источник

* - обязательные к заполнению поля


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js