Эфиопия — фотография из приключения, где вам нужно немного пожить с племенем, чтобы пройти по их землям.
15 лет назад мы начали с самого точного расписания электричек. Потом мы продолжали делать сервис, где можно получить всю информацию о путешествиях. И вот пришла пора тех приключений, которые не экскурсии и не организованные туры.
Например, вы знали, что около Грозного есть Российский университет спецназа, и можно поехать туда учиться базовой стрелковой подготовке, вождению внедорожного багги и просто пробовать местную кухню? Но строго без алкоголя. Или вот что можно отправить ребёнка на Северный полюс в пешей экспедиции, которые уже больше 10 лет водит полярник Матвей Шпаро? Или что можно поехать в Москву, попасть на секретный уровень Сокольников и пообниматься там в питомнике с хаски, которые катали иностранцев на нартах к Чемпионату мира? Поспасать манекен в горах со спасателями?
Проблема с этим рынком в том, что он частично теневой. В смысле это чаще всего физлица, которые делают туры без правильного оформления. Но есть и те же необычные детские лагеря. И вообще рынок постепенно цивилизуется. Тем не менее найти всех подряд довольно сложно.
И мы сделали сервис, где начали собирать их всех.
Те самые багги для спецназа.
Что было на рынке в 2018 году?
Представьте, что вы круто знаете что-то особенное про свой город. Например, можете отлично рассказать про Городок чекистов в Екатеринбурге, всё показать про конструктивизм, а потом провести в квартиру и рассказать, как эти дома устроены изнутри. Это прекрасная экскурсия, которую можно взять на порталах с экскурсиями. Теперь представьте, что вы знаете чуть больше и можете собрать целое приключение на несколько дней. Например, вывести людей с экостанции в лес, поставить палатку и посмотреть пролёт птиц во время их миграции. Или можете завести людей в большую пещеру с парой ночёвок. Такие вещи тоже постепенно оформлялись как экскурсии с выездом или «многодневные экскурсии», но уже были на грани понятности в сервисах подбора приключений на сегодня.
В 2015–2018 гг. выделились группы людей, которые собирали большие туры, к примеру, на Байкал, в Териберку, в разные заповедники на несколько дней. Появились гастротуры: это когда блогер категории «еда» понимал, что может вывезти людей в ту же Грузию, провести по всем нужным местами и хорошенько всех накормить деликатесами.
Такие люди существовали по модели инклюзивных сообществ: обычно это начиналось с аудитории одного блогера или группы ВКонтакте (аккаунта в Инстаграме), проводились первые выезды, а затем работало сарафанное радио. Просто пересчитать их — уже проблема. Наружу они не рекламировались и никуда не вылезали.
В этих условиях мы решили собрать информацию обо всех таких необычных приключениях
Первая задача — просто найти тех, кто водит такие необычные туры. Краткое расследование показало, что рынок начался пять лет назад с фотографов. Условно говоря, фотографу хочется поехать поснимать что-то в Париже. Он закладывает туда свою маржу, вывозит людей, учит их и сам едет бесплатно. Эта модель быстро развилась. Гнездо запросов «фототур» было легко вычислить, мы получили всех фотографов, вывозящих своих людей в туры. Есть даже ню-туры, когда группа людей раздевает группу других людей в другой стране и фотографирует это. Но чаще речь идёт про поездки в экзотические места с красивой природой. Единого стандарта нет: кто-то даёт задания и выпускает людей по Стамбулу, кто-то водит людей толпой и читает лекции, кто-то просто обеспечивает маршрут по красивым местам.
Глядя на фотографов, подключились другие умельцы. Первыми были фитнес-тренеры. Точнее, фитнес-коучи (инструкторы). Это йога в разных местах мира. Модель уже масштабируется, потому что, если для тура фотографа нужен сам фотограф (а он выгорает за несколько лет), то для фитнес-тура подходит любой инструктор, в том числе местный. И важно собрать людей. Ещё одно гнездо запросов — про фитнес-туры, йогу и поиск по хештегам в Инстаграме, и у нас есть список таких туров.
Глядя на фитнес-тренеров и фотографов, тревел-блогеры внезапно поняли, что они эксперты по каким-то регионам. И люди за эту экспертность готовы платить. И понеслось. Появились гастротуры. Появились джип-туры. Появились иммерсивные путешествия с театром — это как будто вы герой «Игры престолов», но в Армении, и в конце выживете.
Из иммерсивного приключения в Армении. 40 актёров, костюмы, три дня, сюжет, как в CRPG, и много веток сюжета.
В этом туре есть приключение, смоделированное под каждого путешественника по психологическому профилю. Условно говоря, в ответственный момент уводят гостя и дарят что-то специальное или делают что-то ещё волшебное. Кому-то вот стихотворение читают. Или монаха выводят, чтобы он всё разрулил. Или все идут в бар, а гостя ведут в другой бар, где он полностью свой. В общем, катарсис, слёзы — вот это всё.
Появились арт-туры, когда вы идёте не просто в европейскую галерею, а с правильным человеком, который может про всё рассказать так, что вы мгновенно начнёте понимать, что же хотел сказать художник. Даже если он ничего не хотел сказать. Появились шопинг-туры, но не те, как раньше для челноков в духе «приехали в Афины, купили шубы, уехали полные», а такие, что с вами ходит гид или стилист и помогает подбирать что-то на европейских распродажах, например. Есть маршруты по аутлетам. Можно просто в Прованс в лавандовые поля, а можно покупать мёд, лаванду, посещать заводы благовоний.
Есть туры-девичники: это когда перед свадьбой есть последний шанс погулять в девичьей компании. Хотя в последнее время тренд такой: свадьба тут совершенно ни при чем! Такие туры стали «просто девочковыми» с программой, рассчитанной на женские увлечения.
Этнотуры: это когда вы живёте с каким-то малым народом (есть по Африке) или погружаетесь в быт другой культуры.
Есть конные туры, когда вы двигаетесь на конях.
Из четырёхдневного конного тура за пять тысяч рублей.
Как искали людей
В общей сложности по России нашлось около пяти тысяч человек (точнее, авторов туров или авторских групп), которые проводят такие туры.
С фототурами было относительно просто: это банальное расширение семантического ядра запросов в поиск с отбраковкой по стоп-словам. Для всего остального мы использовали следующие стратегии:
- Просто переписывали известных блогеров по теме (например, гастроблогеров или тревел-блогеров) и проверяли, проводят ли они туры.
- Следили за хештегами в Инстаграме и мониторили отчёты из путешествий с нетипичными тегами (типа #russiantravelgeek).
- Выделяли в Инстаграме часто путешествующих людей и смотрели, какие аккаунты они лайкают. Из них тоже выделяли путешественников. Если 5–6 путешественников лайкают один и тот же аккаунт — скорее всего, там туры. А если там туры, то внутри — ещё путешественники. Большую часть инклюзивных сообществ Инстаграма мы «размотали» именно через такой социальный граф. Там реально длинный хвост.
Потом начали связываться с этими людьми и спрашивать, живы ли они ещё. Многие уже перестали водить, многие водят по одному-два раза в год «для души», но кто-то работает стабильно. Мы позвали их.
Потом позвали тех туроператоров, кто делает нестандартные вещи вроде путешествия на полюс на атомном ледоколе.
В итоге у нас получились Туту Приключения.
Модель работы
Мы работаем как платная доска объявлений. Заявку вы оставляете прямо автору тура. Никаких денежных взаимоотношений между нами и путешественником. В конце каждого месяца считаем заявки и выставляем небольшой процент комиссии (очень небольшой). Если автор хочет оставаться на площадке Приключений — оплачивает. Если нет — мы его отключаем (то есть триальный месяц есть у всех).
Если человек заявился, но не поехал, это считается заявкой. Именно поэтому комиссия с заявки в разы ниже (она составляет 1 %), чем комиссия с заказа в обычном турагентстве. Мы продаем горячих лидов, но не гарантированные заказы. Можно оспорить спам-заявки, проказы конкурентов (мы храним все тексты заявок, видим подозрительные активности, когда один и тот же человек шлёт непомерное количество заявок и так далее), но если человек оставил заявку, а потом сорвался по мере выяснения деталей,— нет, это лид, которого потом не удалось довести до заказа.
Доходов организаторов мы никому не раскрываем.
Сейчас можно войти в сервис на полгода бесплатного размещения после прохождения простого фильтра: наши безопасники проверят юрлицо или ИП на судебные инциденты и учредителя (или автора тура) — на то же самое. Плюс будет репутационный анализ по отзывам. Пока никого из авторов не отклоняли, а вот одного туроператора — да. По юридической причине. Ещё на входе проверяются задолженности, разрешения на виды деятельности.
Итог: если вы не знаете, чем заняться на выходных, или ищете вариант поехать с Фёдором Конюховым, — мы собрали базу данных, сделали рабочий поиск по ней (точнее, сейчас он уже захлёбывается в классификаторе, и мы его переделываем на более юзабельный) и показываем всё и сразу в одном месте. Если раньше нельзя было просто взять и найти восемь вариантов девичников в Стамбуле из-за инклюзивности сообществ, то сейчас они все есть на площадке условно. Один стоит 50 тысяч, другой — 150, третий — 60. И можно посмотреть, что в каждый входит, сравнить и решить. Раньше были случаи неравномерного ценообразования из-за того, что у путешественников не было возможности сравнить. Сейчас цены стали прозрачнее.
Первые заявки прошли в марте. В марте же мы проводили опрос про то, кто и как ездит в авторские туры, и оказалось, что 68 % людей даже не знают, что так в принципе можно. Мы сейчас говорим про основную аудиторию тех, кто покупает железнодорожные билеты в России: всё же в большинстве это не гики и не самые обеспеченные люди.
В будущем мы хотим сделать платформу поиска и сравнения. Входной контроль от совсем ненадёжных организаторов. Потом — чтобы отзывы давали реалистичную информацию о качестве. Возможность оставлять отзывы означает возможность контроля, иначе турист становится неинтересен оператору сразу после получения денег. Организатору тоже удобно сотрудничать с нами: он получает поток заявок.
Сейчас к нам приходят все, в том числе — лидеры рынка. Доверие к бренду тут такое, что они часто хотят ассоциироваться с нами, потому что это один из немногих способов доказать свою репутацию.
Вот ещё немного идей напоследок:
Сап-тур на досках по Словении.
Из приключения кайтсёрфинга А-трипа. Бывшие КВНщики делают автобусные туры в Европу и на Кавказ. Пять лет опыта в случайных знакомствах и перемешивании коллектива.
Выходные в команде спасателей.
Всё, приходите в каталог смотреть, что ещё бывает. Или присоединяйтесь, если это ваш бизнес. Но вот визита на МКС ещё нет.
Автор: Анастасия Штриплинг