На днях стало известно, что Китай собрался создать национальную криптовалюту, за которую несёт ответственность государство. По мнению китайских чиновников, это главное достоинство криптоюаня. Ведь у биткоина и альткоинов нет привязки к каким-либо ценностям, здесь курс держится до тех пор, пока в криптомонеты кто-то верит.
Ну а собственная криптовалюта будет обеспечиваться государством практически так же, как и обычный фиатный юань. Что интересно, китайские чиновники считают, что собственная цифровая валюта стабилизирует и национальную фиатную валюту. Это, в свою очередь, должно улучшить финансовое положение страны.
Достоинством своей монеты китайцы считают то, что она не основана на блокчейн-платформе. Китай создаёт собственную инфраструктуру. Директор Института исследования цифровой валюты при Народном банке Китая Яо Цянь (Yao Qian) считает, что курс монеты вроде биткоина — чистой воды рыночная спекуляция. Реальной валютой его признать нельзя, поскольку у него нет привязки к каким-либо ценностям.
Цзянь заявил, что, по его мнению, работа со свободными криптовалютами не только не ускоряет, но даже тормозит развитие экономики. К примеру, одним из факторов такого торможения является ограниченная эмиссия того же биткоина.
Собственная же национальная криптовалюта, насколько можно понять, будет для Китая «локомотивом экономического развития». Во всяком случае, так считают чиновники этой страны.
А что в России?
На днях министр связи и массовых коммуникаций РФ Николай Никифоров заявил, что Россия собирается выпустить собственную криптовалюту — крипторубль. По словам министра, это решение принял президент РФ.
Идея создания национальной российской криптовалюты существует уже давно, тот же Никифоров озвучивал её ещё в начале сентября. Тогда он заявил, что биткоин вряд ли будет легализован в РФ, поскольку он основан на западных криптографических алгоритмах.
«Биткоин, эфир — это все криптовалюты, основанные на зарубежной криптографии. Россия обладает собственной школой криптографии. Я считаю, что мы вполне можем сделать криптоединицу, какой-то инструмент, основанный на технологии блокчейн, и чётко прописать набор правил, в рамках которых осуществляются операции», — сказал Никифоров.
Крипторубль, по его словам, будет запущен в ближайшее время. «Я так уверенно заявляю, что мы запустим крипторубль, по одной простой причине: если мы этого не сделаем, то через два месяца это сделают наши соседи по ЕврАзЭС», — сказал министр.
Но зачем России крипторубль?
Многие эксперты считают, что это — просто дань моде. «Когда подобные проекты запускаются в спешке, то оттуда как шило из мешка торчит стремление попасть в конъюнктуру. Нашему главному начальнику рассказали про криптовалюты, и он, «заболев цифровой экономикой», потребовал, чтобы у нас было не хуже, чем у них. В инициативе Никифорова мне видится просто бездумное стремление отрапортовать начальству, чтобы оно было довольно тем, как оперативно исполняются его пожелания», — заявил гендиректор компании Zecurion Алексей Раевский.
Странно, что Никифоров объясняет необходимость оперативного введения крипторубля тем, что соседские страны тоже могут ввести национальную криптовалюту. Как это может повлиять на Россию? Пока неясно.
Экономическая целесообразность введения крипторубля под вопросом. Главная привлекательность криптовалют в децентрализации, в том, что это свободные монеты с высокой степенью анонимности. При этом криптовалюты можно майнить. Никифоров же заявил, что майнинг крипторубля будет невозможен. Получается, что его эмиссия будет находиться под контролем государства.
Криптовалюта, по определению, должна быть анонимной и децентрализованной. Если же её будет выпускать государство, и все рычаги управления будут находиться у чиновников — ни децентрализованным, ни анонимным крипторубль не будет. Соответственно, его сложно назвать криптовалютой. Цифровыми деньгами — да, вполне. Но тогда неясно, зачем России ещё одна разновидность цифровых денег.
Проблема также в том, что обеспечивать национальную криптовалюту будет государство (Россия, Китай или любая другая страна). И здесь главный вопрос — будет ли население доверять подобным гарантиям. Ведь если политики можно свободно менять, то это, скорее всего, будет выполняться регулярно.
Ещё один момент — привязка к национальной валюте. Что цифровой юань, что цифровой рубль, скорее всего, будут жёстко привязаны к курсу фиатной валюты. И, вероятнее всего, этот курс будет составлять 1:1.
Так что «крипторубль», скорее, представляет собой просто безналичный рубль, что и вовсе не является чем-то необычным. Но если с фиатными валютами банки проводят операции, то что будет с «крипторублем»? Вероятно, правительство заставит банки разработать специальные технические инструменты для работы с новой монетой. И здесь ещё одна проблема: если даже рано или поздно в РФ можно будет начать работу с новой цифровой валютой, то расплатиться ею с представителем иного государства будет практически невозможно. Вот биток можно использовать для оплаты товаров или услуг хоть в РФ, хоть в Уругвае. Но «крипторубль»? Вряд ли это будет свободно конвертируемая валюта.
Вполне вероятно, что инициатива Министерства связи и коммуникаций РФ пока что представляет собой лишь чисто спортивный интерес для чиновников, которым хочется внедрить очередную инновацию, да побыстрее. Цифровых валют в РФ немало. Это и «Яндекс-деньги», и Webmoney, и Qiwi. Если к ним добавится ещё и «крипторубль», Россия ничего не получит и не потеряет.
А что с курсом? Скорее всего, он будет установлен искусственно. Кроме того, чиновникам придётся придумывать, где этот рубль можно использовать: при госзакупках, при расчётах в каких-то государственных структурах или где-то ещё. Добровольно его использовать вряд ли будут, поскольку достоинства этой валюты слишком неочевидны.
В общем, пока что чиновники — что России, что Китая — не слишком внятно объясняют, зачем странам национальные криптовалюты, которые, по сути, и криптовалютами не являются. Как уже говорилось выше, это дань моде и желание внедрить новомодную инициативу первыми. При реализации этих проектов (а в том, что они будут реализованы, сомнений уже почти нет) будут тратиться государственные фонды, надо думать, немалые, потребуются дополнительные технические и человеческие ресурсы. Нужно ли это? Ответить сложно.
Автор: HashFlare