В такой большой стране как Россия платежные привычки покупателей зависят в основном от размера населенного пункта и особенности географии. В других странах лидерами «зрительских симпатий» стали платежные инструменты, о которых мы и не слышали. Мы в процессинговой компании PayOnline подготовили материал, позволяющий узнать больше о платежных привычках европейских и азиатских пользователей
Пока европейский рынок электронной коммерции продолжает свой стремительный рост, все больше интереса проявляется к различиям в платежных привычках европейцев. Изучив европейский рынок, можно выделить три тренда.
А именно:
- В большинстве развитых стран Европы «альтернативные» способы оплаты более популярны, чем банковские карты, хотя и нет никаких ограничений для работы международных платежных систем.
- Европа характеризуется высокой концентрацией разноплановых платежных инструментов. Есть опасность потратить впустую время на подключения всех возможных платежных инструментов, которые при этом обеспечат низкий охват.
- Организация приема всех платежных инструментов достаточно сложна технически, а ряд платежных инструментов заметно отличается по схеме работы от привычных банковских карт всех типов и электронных кошельков.
Потребительские предпочтения и «альтернативные» инструменты оплаты
В 2015 году более двух третей онлайн платежей в Германии (втором по размерам рынке e-commerce в Европе) были совершены без использования банковской карты. Только 11% оплат в Интернете в этой стране совершается с помощью карт, и их доля постепенно уменьшается.
Потребители в Германии предпочитают активно использовать банковские переводы и прямое дебетование для покупок в сети интернет. Это не является следствием ограниченного доступа к картам. Наоборот, платежи в магазинах с помощью кредиток растут на 3% ежегодно (в Великобритании аналогичный показатель падает на 1% в год), на немецком рынке уже выпущено 38 миллионов карт. Подобная картина наблюдается и на других североевропейских рынках. Например, голландский платежный оператор iDeal в ответ на запросы потребителей позволил клиентам совершать оплаты напрямую с их банковского счета, вследствие чего занял практически 58% рынка.
Несмотря на то, что в целом в Европе карты все еще являются доминирующим платежным инструментом, на некоторых национальных рынках «альтернативные» инструменты приобрели статус «предпочитаемых». Эти предпочтения рациональны и очень стабильны, а значит, маловероятно, что жители Северной Европы готовы переключиться исключительно на карты. Вероятно, в скором времени мы увидим стандартизацию требований к обработке дополнительных способов оплаты для достижения их соответствия функциональности карты.
Финансовые привычки индийских пассажиров такси
А вот в Индии с развитием приложений такси, таких как Uber и Ola, популярность приобрели мобильные платежи. Но так как большинство клиентов платят либо через Uber-кошелек, либо через Ola-деньги (что в России соответствует понятию «привязка карты»), иногда водители под конец дня остаются совсем без наличных денег — им даже не на что заправить автомобиль. Таксисты избегают заказов до аэропорта — для них такие поездки оказываются не выгодными. Сегодня агрегаторы такси в Индии столкнулись с потоком жалоб от водителей.
Таксист, работающий через один из сервисов онлайн заказа такси, рассказал:
«В пятницу все мои пассажиры платили картами. Мне пришлось просить последнего пассажира расплатиться наличными, так как у меня не было денег даже на бензин. Многие водители из числа моих знакомых отказывают пассажиру, если тот указал банковскую карту как способ оплаты. Мы избегаем поездок в аэропорт, так как стоимость бензина изначально взимается с нас, и только потом возмещается компанией. Но на заправку нужны наличные деньги. «Благодаря» онлайн платежам, мы вынуждены ждать целую неделю, чтобы получить заработанные деньги на руки».
Индийские пассажиры, напротив, предпочитают платить картами вместо наличных, чтобы не держать при себе большие суммы. Один из пользователей приложения, живущий в пригороде, говорит:
«Онлайн платежи решают проблему сдачи — вместо того, чтобы искать размен, вы просто платите картой. К тому же приложения с возможностью автоматической онлайн оплаты помогают нам сэкономить время».
Пассажиры регулярно сталкиваются с тем, что водители заранее узнают, как будет произведена оплата, и только затем решают, брать заказ или нет.
В ответ на эти комментарии Uber заявляет:
«Мы не сталкивались с подобными жалобами. Это могут быть лишь единичные случаи. Но онлайн платежи в Uber — это, прежде всего, надежность. Мы перечисляем деньги водителям в течение семи рабочих дней».
Важно не столько разнообразие, сколько концентрация платежных инструментов на рынке
Даже если потребителям могут быть доступны 200+ различных способов совершить оплату, лучше определиться с их предпочтениями, которые имеют свою логику и границы.
Топ-10 платежных инструментов аккумулируют 99% объема онлайн платежей (исключая наличные при доставке) в Европе. Ни один инструмент, добавленный к Топ-10, не увеличит объем платежей больше 0,1% на европейском уровне, и не больше 2% на уровне страны. Этот анализ показывает: если вы предлагаете Топ-10 инструментов, вы покрываете 99% возможных доходов и даете возможность потребителю совершать оплаты с помощью предпочитаемых в стране и во всей Европе инструментов.
Карты остаются любимым европейскими потребителями способом оплаты онлайн, генерируя 58% оборота. Однако, как отмечалось выше, важно признать роль предпочитаемых схем оплаты в конкретных странах. Например, если продавец хочет вести торговлю в Нидерландах, ему следует воспользоваться платежным сервисом iDeal, потому что на него приходится большая доля онлайн платежей в стране. Прием кредитных переводов также позволяет торговцам обращаться к более широкому сегменту сообщества интернет-покупателей на таких рынках как Германия.
Принимать платежи с помощью местных платежных инструментов — это не то же самое, что принимать Visa и MasterCard
Можно сказать, что рынок онлайн платежей создали международные платежные системы. У них есть надежные решения для оценки рисков мерчантов, авторизации платежей, гарантийные фонды, механизмы управления фродом, урегулирования споров, а главное (с точки зрения потребителя) отработанные схемы чарджбеков.
Переход от карточных продуктов к альтернативным платежным инструментам требует значительных инвестиций в построение новых операционных стандартов и механизмов взаимодействия с сервис-провайдерами.
В то время как большинство платежных шлюзов упрощают процесс технической интеграции с множеством платежных инструментов через стандартные API, коммерческие процессы не всегда адаптируются так просто и удобно, как бы этого хотелось. Зачастую продавцам приходится адаптировать бизнес-процессы с подключением каждого нового платежного инструмента: настройка локальных банковских счетов в соответствии с местными требованиями, согласование отдельных коммерческих договоров, управление отдельными расчетными операциями и отработку новых процессов диспутов по спорным транзакциям. Помимо высоких издержек интеграции, возникают значительные операционные издержки в центрах поддержки клиентов, так как потребители генерируют новые нестандартные запросы, и бэк-офисы увеличивают расходы на обработку таких обращений.
Европейские платежные сервис-провайдеры признают эту проблему и все чаще предлагают сервисы по обработке транзакций, которые упрощают расчеты с мерчантами. Они делают это с помощью создания единых расчетных счетов мерчантов, в которые направляются все платежи, предварительно согласовывая договоры и создавая возможность отслеживания транзакций, которые позволяют фронт и бэк офисам обрабатывать местные платежные инструменты так же, как и карты.
Что в итоге?
Жители Северной Европы отдают предпочтение «местным» платежным инструментам и не воспринимают их как альтернативу банковским картам, и этот тренд устойчив и стабилен. Продавцам рекомендуется сфокусироваться на Топ-10 платежных инструментов и не беспокоиться об обработке инструментов, которые принесут малую долю оборотов. Наконец, продавцы должны учитывать, что техническая интеграция сопровождается адаптацией бизнес-процессов, позволяющей снизить нагрузку на фронт и бэк-офисы. Кроме того, как показывает пример финансовых привычек пассажиров индийских такси, большим платформам, таким как, например, UBER, необходимо также учитывать особенности финансовых взаимоотношений между заказчиками и исполнителями.
Автор: PayOnline