Венчурный Фонд Сбербанка SBT Venture Fund I инвестировал в Uber. Объём средств в фонде составлял $100 млн, но с момента создания в 2013 году он уже успел израсходовать $40-50 млн. Сумма инвестиций не разглашается, но, очевидно, они несравнимы с июньскими вливаниями от арабских инвесторов ($3,5 млрд) или с прошлогодними сентябрьскими инвестициями Baidu ($1,2 млрд). Вероятно, сам факт инвестиций Сбербанка, окологосударственной структуры, важнее, чем их объём.
Генеральный менеджер Uber в России Дмитрий Измайлов сказал, что они ценят сотрудничество со Сбербанком. То есть на инвестиции в руководстве компании обратили внимание. Это не первые небольшие русские деньги в Uber, а количество инвесторов — фонд Сбербанка станет пятьдесят восьмым вложившимся — приводит к тому, что всех своих акционеров не помнит в самом Uber.
Например, фонд дагестанского предпренимателя Зиявудина Магомедова Caspian VC вложил неназванную сумму в Uber год назад. Позже в комментарии журналу Forbes представители Uber затруднились подтвердить инвестиции Caspian VC. Управляющий партнёр фонда Vestor.in Partners Павел Черкашин тогда сказал, что проинвестировать в Uber можно и $50 000 через синдикаты. «Так многие фонды и поступают на старте, „покупая“ себе репутацию через участие в громких проектах, пусть и с мизерной доходностью».
Однако, это вряд ли похоже на нынешние вливания Сбербанка.
Сбербанк надеется наладить взаимодействия с Uber и в других сферах, говорится в пресс-релизе. Компания подчёркивает, что она заинтересована в качественном обслуживании своих клиентов, когда они пользуются популярными цифровыми сервисами, в том числе «сервисами по требованию». Подробнее о том, что это за другие сферы — не сообщается.
«Сбербанк обладает крупнейшей в России клиентской базой в мобильном банке и в сегменте банковских пластиковых карт, Uber является лидером в области цифровой on-demand экономики, что открывает возможности для самых разных форм сотрудничества в интересах наших клиентов», - цитируется старший вице-президент Сбербанка по развитию Цифрового бизнеса, Михаил Эренбург.
Известно, что глава Сбербанка Герман Греф лично встречался (на видео с 1:38:00) с CEO Uber Трэвисом Калаником этой весной. Инвестиции Сбербанка произошли в ходе раунда G весной-летом этого года — тогда же, когда в сервис вложился фонд национального благосостояния Саудовской Аравии.
Что Греф ждёт от банков будущего? Глава «Сбербанка» рассказал о поездке в Кремниевую долину
Uber рассматривает российский рынок всё серьёзнее. Компания обещает присутствовать во всех городах-миллионниках к концу года. Каланик приезжал в Москву и читал публичную лекцию. После Каланик писал колонку для РБК, где рекламировал сервис совместного использования автомобиля uberPOOL и делал комплименты администрации города: «Москва показывает пример того, как инновации и разумные политические решения делают город более удобным и помогают горожанам экономить время, деньги и нервы». Uber также (неудачно) изображал социальную активность, когда предлагал помощь в поиске пропавших детей. При этом к Uber регулярно возникают претензии по поводу водителей-нелегалов, а таксисты требуют от политиков ограничить работу сервиса и других похожих компаний тем или иным образом.
На фоне этого сотрудничество со Сбербанком выглядит логичным развитием GR-стратегии компании. Первое совместное появление компаний в медийном поле состоялось в феврале, когда «Сбербанк лизинг» предложил водителям Uber экспресс-схему покупки машины. Теперь фонд Сбербанка закрепился в статусе акционера Uber. SBT Venture Fund не нужен пиар, который получают молодые фонды вроде Caspian VC, вкладывая небольшие суммы в громкие стартапы. Инвестиции скорее нужны Uber — окологосударственные деньги придают политического веса стартапу, у которого регулярные проблемы с властями по всему миру.