Крупнейший негосударственный радиохолдинг «Европейская медиагруппа» (ЕМГ) в октябре 2015 поместил все свои эфирные наземные радиостанции (и несколько новых, чисто интернет-станций) под зонтичный бренд Chameleon.fm на турецкой платформе Karnaval (собственность турецкого фонда Actera Group). Президент ЕМГ Екатерина Тихомирова тогда объяснила, что выбор вещательной платформы турецкой компании позволит ЕМГ сэкономить 2 года.
В процессе формирования нашей digital-стратегии мы обратились к международному опыту, искали пример успешной реализации digital-стратегии именно радиохолдингом. В результате, мы приняли решение заключить стратегическое партнерство с турецкой компанией Karnaval, потому как их модель, по нашему мнению, имеет бОльший потенциал успеха на российском рынке. Почему мы решили не скопировать, а заключить долгосрочный лицензионный договор? Реализация такого проекта с нуля своими силами, по нашим подсчетам, заняла бы около 2 лет. А сотрудничество с Karnaval дало нам возможность использовать опыт и получить готовую технологическую платформу, — объявила в октябре «Европейская медиагруппа», объединяющая «Европу Плюс», «Дорожное радио», Ретро FM, «Радио 7 на семи холмах» и другие станции.
Тактически выбор Karnaval выглядел обоснованным. Турецкая платформа работает в браузере, через мобильные приложения, Smart TV, есть даже оптимизации для автомобиля: «для прослушивания в автомобиле через bluetooth предусмотрен специальный интерфейс на мобильном устройстве, облегчающий водителю переключение станций». Радиопотоки дополняются видеозаписями через родственную платформу «Karnaval TV». ЕМГ передаёт через турецкую платформу настоящие «живые» радиостанции, а не стриминговые потоки, лишь напоминающие радиовещание. Сразу на старте технические возможности Karnaval были сопоставимы, например, с таким сервисом, как Deezer, который работает и на телевизорах, и в автомагнитолах на машинах некоторых марок, на смартфонах, и через браузеры. При этом другие значимые российские музыкальные сервисы, например ВКонтакте и Яндекс.Музыка (или Яндекс.Радио), на телевизоры и в автомобили не устанавливаются — что давало ЕМГ видимые преимущества над частью конкурентов.
Турки и Москва должны были разделить прибыль: «за пользование платформой ЕМГ будет выплачивать фиксированную плату, кроме того, в договоре прописано, что компания будет перечислять процент от прибыли», — рассказывала президент ЕМГ Екатерина Тихомирова «Ведомостям». Проект мог бы выйти на операционную прибыль через три-четыре года после запуска, считала глава радиохолдинга.
28 ноября 2015 года, спустя несколько дней после гибели российского самолёта и двух военнослужащих на турецко-сирийской границе, Президент РФ своим Указом ввёл «санкции» в отношении Турции. Предоставление турецкой вещательной платформы русским может рассматриваться, как «услуга». Указ Путина предусматривает: «запрет или ограничение для организаций, находящихся под юрисдикцией Турецкой Республики, на выполнение (оказание) ими отдельных видов работ (услуг) на территории Российской Федерации». Следует отметить, что судьба Chameleon.fm ещё не ясна, и решится она не в кабинете Путина, а в Правительстве РФ. Именно этот орган конкретизирует введённые президентом запреты. Правительство должно определить перечень контрактов, заключаемых Россией с организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики. Указ Путина допускает, что для части контрактов специальные экономические меры применяться не будут.
По иронии судьбы конкуренты «Европейской медиагруппы» из вышеупомянутого Яндекса, владеющие Яндекс.Музыкой и Яндекс.Радио, тоже немного зависят от Турции. Республика, на сегодня — это единственная «дальняя заграница», где Яндекс оказывает привычные потребительские услуги конечным пользователям туркам (при этом маркетинговые офисы и разработка есть и в Западной Европе, и Китае). По состоянию на 29 ноября юристы Яндекса ещё не объяснили своим инвесторам, с какими новыми рисками столкнётся «Яндекс» в связи с введением санкций.
Бонус: грустная турецкая музыка — ансамбль Gevende.