Обратная связь – это прекрасно. Пишешь статью про одно, а тебя в комментах сразу просят рассказать про другое и третье. Такая штука случилась и с товарными знаками.
Эта тема плотно переплетается сразу с несколькими областями нашей с вами жизни и работы: дизайн, реклама и юриспруденция. Последняя, пожалуй, переплетается совершенно с любой тематикой, только не все об этом задумываются. Мы рассмотрим товарный знак (логотип, бренд, торговую марку) со своей, юридической колокольни.
Who is mr. Putin товарный знак?
Давайте сразу определимся, российское законодательство не знает таких терминов, как торговая марка, логотип или бренд. Для Закона существует только товарный знак – обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей
Из этого определения следует, что товарный знак может принадлежать только индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам. Физические лица не могут иметь права на товарные знаки.
У меня есть логотип – это товарный знак?
Есть некоторая разница между тем, что у вас есть логотип, и тем, что у вас есть товарный знак.
Товарный знак подлежит обязательной регистрации в Роспатенте. И только после получения свидетельства у вас возникают права на него.
Логотип – это объект авторских прав (которые возникают у автора безо всякой регистрации с момента создания), и только в том случае, если у вас есть договор с автором о передаче исключительных прав, вы владеете правами на этот лого.
Например, у вас есть безумно красивый логотип и все права на него получены, он размещен на вашем сайте, визитках и бланках. Но это не товарный знак. А вот если вы зарегистрировали этот логотип в Роспатенте, то у вас уже есть товарный знак.
Какие товарные знаки бывают?
Наиболее распространены три вида:
- Словесный (например, Johnson & Johnson).
- Изобразительный (например, всем известное яблоко)
- Комбинированный: слово+ картинка
Это, если можно так выразиться, традиционные виды товарных знаков, которые постоянно используются и регистрируются.
Но есть и более экзотические (применяемые реже):
- Объемные (например, форма бутылки Coca-cola).
- Звуковые (щелчок зажигалки Zippo).
- Обонятельные и вкусовые.
Пример комбинированного логотипа:
Что нельзя зарегистрировать?
Все что угодно зарегистрировать, конечно, нельзя. Есть определенные ограничения, из-за которых вам могут отказать в регистрации ТЗ, например:
1. ТЗ совпадает или похож до степени смешения с уже зарегистрированным товарным знаком.
Например, если вы хотите зарегистрировать товарный знак, допустим, «Deti» написанный латинскими буквами, то вы не сможете это сделать, если уже существует зарегистрированный товарный знак «Дети», написанный кириллицей. В таком случае, скорее всего, Роспатент откажет, установив так называемую степень смешения, то есть однородность этих товарных знаков.
2. ТЗ не обладает различительной способностью или состоит только из элементов:
– вошедших во всеобщее употребление для обозначения товаров определенного вида;
– являющихся общепринятыми символами и терминами;
– характеризующих товары, в том числе указывающих на их вид, качество, количество, свойство, назначение, ценность, а также на время, место и способ их производства или сбыта;
– представляющих собой форму товаров, которая определяется исключительно или главным образом свойством либо назначением товаров.
Скажем, для курьерской компании не может быть зарегистрирована услуга «курьер». Также, как правило, не могут быть зарегистрированы цифры, если они не обладают каким-то особым способом написания или сочетания.
Или, например, Роспатент отказал в регистрации товарного знака «Авто Ру», поскольку посчитал, что слово «авто» является общепринятым сокращением, обозначающим товары, связанные с автомобилями.
3. Состоит только из элементов, представляющих собой: государственные гербы, флаги и другие государственные символы и знаки; сокращенные или полные наименования международных и межправительственных организаций, их гербы, флаги, другие символы и знаки.
Например, ООН, ЮНЕСКО, Международный олимпийский комитет, Всемирная организация здравоохранения, WIPO и т. д. Эти элементы могут содержаться в товарном знаке исключительно в качестве неохраняемых элементов и только в том случае, если имеется согласие соответствующего компетентного органа или их владельцев.
4. Нарушает общепринятые мировые стандарты, моральные, национальные традиции и культуры.
Например, в суде рассматривался спор, когда Роспатент отказал в регистрации товарного знака «Тихий Дон» в отношении алкогольной продукции. Представители Роспатента посчитали, что произведение Шолохова является национальным достоянием, а регистрация его в качестве знака в отношении алкогольной продукции может нарушать этику, мораль и это самое национальное достояние.
Тем не менее в суде заявителю удалось доказать, что «Тихий Дон», конечно, является великим произведением, однако сама по себе регистрация товарного знака в отношении алкогольного продукта никоим образом не нарушает нормы морали. При этом, безусловно, момент определения, нарушает тот или иной товарный знак нормы морали, этики, является оценочным суждением как экспертов Роспатента, так и судей, в том случае, если дело дойдет до суда.
5. В товарных знаках могут содержаться так называемые особые объекты, которые требуют более пристального внимания, например фамилии. Для консалтинговых компаний указание в названии фамилии основателя или управляющих партнеров является довольно частым явлением. Однако сама по себе фамилия редко может быть зарегистрирована в качестве товарного знака.
Оценивая возможность такой регистрации, Роспатент исходит из того, что правовую охрану следует предоставлять только в том случае, если фамилия на момент подачи заявки уже имеет некую различительную особенность для потребителя. Если вы материалами к подаче заявки докажете, что потребитель ассоциирует эту фамилию именно с вашими товарами и услугами, а не просто с фамилиями, то, скорее всего, правовая охрана такому товарному знаку будет предоставлена.
Однако Роспатент проанализирует и следующее: не тождественна ли фамилия на русском и иностранном языке какому-то общепринятому символу или термину и не является ли обозначение воспроизводящей фамилии достоянием культуры и истории РФ. Например, фамилии Достоевский, Пушкин вряд ли можно будет зарегистрировать в качестве товарного знака.
6. Еще одним особым объектом являются географические названия, которые по общему правилу не могут быть зарегистрированы в качестве товарного знака. При этом у географических названий следует отличать общие понятия, относящиеся к географии, такие как океан, полюс, экватор и так далее. В отношении них запрета на регистрацию не существует.
Кроме того, при регистрации географического понятия есть некоторые тонкости. Скажем, в качестве товарного знака может быть зарегистрировано название местности, населенного пункта, который малоизвестен или вообще отсутствует на картах.
Можно вспомнить пример с товарным знаком «Гжель», который был зарегистрирован в качестве товарного знака на алкогольную продукцию, впоследствии регистрация товарного знака оспаривалась. Однако суд решил, что название «Гжель» на момент оспаривания у потребителей уже плотно ассоциировалось именно с алкогольной продукцией. При этом, поскольку населенный пункт Гжель малоизвестен, правовая охрана товарного знака была сохранена.
Соответственно, при проверке заявки Роспатент проанализирует, насколько уже известна ваша марка и насколько известен тот населенный пункт, название которого она носит.
Куда бежать, где регистрировать?
Если вы решились регистрировать товарный знак в России, то знайте: регистрацию осуществляет Роспатент. Но приготовьтесь заранее, ведь процесс этот довольно длительный и занимает 12–15 месяцев (хотя в законе никаких сроков не указано, на практике быстрее это происходит крайне редко).
А вот долгожданная пошаговая инструкция:
1. Выбор классов МКТУ.
Международная классификация товаров и услуг для регистрации знаков представляет собой эдакий справочник с делением на виды товаров и услуг. Прежде чем регистрировать ТЗ, вы должны выбрать, в каких классах хотите обеспечить ему защиту.
Посмотреть перечень классов и выбрать подходящие можно здесь www.mktu.info.
При выборе стоит помнить, что разрешена регистрация сходных ТЗ в разных классах. Поэтому имеет смысл выбрать несколько классов МКТУ, чтобы максимально защитить себя от нападок конкурентов.
2. Предварительная проверка.
Следует проверить через базу Роспатента, нет ли уже зарегистрированных похожих (сходных с вашим) товарных знаков и нет ли заявок на регистрацию таких знаков.
На сайте Роспатента есть открытая база уже зарегистрированных товарных знаков, но поскольку туда не включены поданные заявки, получается существенная погрешность. Ведь охрана ТЗ начинается с момента подачи заявки. И если вы подадите заявку вторым, то приоритет, очевидно, будет не у вас.
Проверку можно поручить поверенному или сделать самостоятельно, подав заявку в Роспатент и заплатив пошлину. Это займет у вас около месяца – мгновения на фоне общей длительности регистрации, не так ли?
3. Подача заявки
Согласно требованиям статьи 1492 ГК РФ заявка на товарный знак должна содержать:
- заявление о государственной регистрации обозначения в качестве товарного знака с указанием заявителя, а также его места жительства или места нахождения;
- заявляемое обозначение (собственно картинка вашего логотипа или что у вас там будет);
- перечень товаров и/или услуг, в отношении которых испрашивается государственная регистрация товарного знака и которые сгруппированы по классам МКТУ;
- описание заявляемого обозначения (подробное словесное описание вашего лого).
Сама форма строго регламентирована ведомством, поэтому листочек, написанный в свободной форме от руки, не прокатит. Также к заявке прилагается документ об уплате государственной пошлины. Чтобы посчитать, каким будет ее размер, можете воспользоваться калькулятором на сайте Роспатента www1.fips.ru/wps/wcm/connect/content_ru/ru/poshl_s/k_p.
После подачи заявки Роспатент проводит работу по ее проверке, в которую входит:
- прием и регистрация заявки;
- публикация в официальном бюллетене Роспатента (далее – официальный бюллетень) сведений о поданных заявках;
- проверка уплаты пошлины и формальная экспертиза заявки;
- экспертиза обозначения, заявленного в качестве товарного знака (далее – экспертиза заявленного обозначения);
- рассмотрение заявлений и ходатайств, поданных заявителем по собственной инициативе;
- и, наконец, финал – регистрация товарного знака в Государственном реестре, публикация сведений о государственной регистрации товарного знака и выдача свидетельства на товарный знак.
Если в процессе рассмотрения заявки Роспатент найдет какие-либо упущения или придет к выводу, что товарный знак нельзя зарегистрировать, он уведомит об этом заявителя и даст время на распространение и предоставление своей точки зрения.
Стоит помнить, что регистрация товарного знака не только позволяет защитить ваш бизнес в конкурентной борьбе, но и повышает привлекательность для инвесторов.
Срок действия регистрации товарного знака не вечен – всего 10 лет. Срок охраны ТЗ можно продлевать, а еще его можно досрочно прекратить. Сделать это можно только в судебном порядке. Поэтому внимательно следите за тем, как вы используете свой товарный знак и не закончился ли срок его охраны.
Автор: Зарцын и партнеры