Только что американская компания SpaceX успешно посадила первую ступень грузового корабля Falcon 9 на плавучую платформу и доставила её в порт для транспортировки на базу. Илон Маск говорит, что эту ступень можно будет использовать 10-20 раз, а «с небольшим ремонтом» — до 100 раз. Даже если он слегка преувеличивает, то всё равно стоимость запуска ракеты и вывода 1 килограмма груза на орбиту снижается заметно. Таким образом, SpaceX сможет эффективно конкурировать с самым дешёвым космическим транспортом — российскими ракетами.
Но «Роскосмос» не совсем в этом уверен. «Предстоит проделать большую работу для доказательства низкой себестоимости и окупаемости этого проекта. И кроме того, надёжности. Один раз можно посадить, но заявлять о том, что она будет использована 20 раз подряд без существенных доработок, только пыль протереть, это… ещё нужно серьёзно над этим поработать», — сказал генеральный директор государственной корпорации «Роскосмос» Игорь Комаров 11 апреля в эфире программы «Мнение: космонавтика в России» на канале «Россия 24». Он согласился, что компания Илона Маска — один из главных конкурентов на рынке средств выведения: «Эта компания и на слуху, и использует новые подходы, и не даёт никому спокойно жить».
Главный способ конкуренции — снижение себестоимости: «Мы видим, что конкуренция на рынке пусковых услуг растёт, и это требует серьёзного внимания к снижению себестоимости. У нас есть первые результаты. Нам удалось снизить себестоимость «Протонов». Активно идёт работа с «Союзом». Также работаем в плане космических аппаратов, так называемых автоматов».
Тем не менее, чтобы конкурировать на рынке пусковых услуг со SpaceX, Россия в будущем станет использовать возвращаемые ступени. В этом направлении ведётся работа, дело только в сроках вывода таких ступеней в коммерческую эксплуатацию. Игорь Комаров считает, что к концу 2016 года будут сформулированы «принципиальные и новые направления, на которых мы будем сосредотачиваться».
Задача России — быть лидером в области космических исследований и в космической деятельности. «В ряде сфер мы сохраняем ведущую роль. Это касается и пилотируемой космонавтики, и средств выведения, и наших ракетоносителей: по доле на рынке пусковых услуг мы, безусловно, занимаем первое место. И в области двигателестроения контракты, которые были заключены в последнее время и тот интерес, который проявляют различные страны к нашим двигателям, показывает, что мы действительно являемся лидерами в этих областях», — заявил гендиректор «Роскосмоса».
Автор: alizar