Когда-то мысль о роботах, прочно вошедших в нашу жизнь, захватывала дух и обещала немыслимые свершения. «Позабыты хлопоты, остановлен бег.» Нам грезился дивный новый мир, в котором роботы являются верными слугами, а человек наслаждается плодами своих научных достижений.
Однако в последние годы нарастающее внедрение роботов заставляет переосмыслить знак этого явления. «Вкалывают роботы, а не человек.» И вот в этом-то как раз корень назревающей масштабной драмы. А человек-то что? Не вкалывает и — не зарабатывает. Всё чаще раздаются голоса, что развитие и удешевление роботов вскоре сделает невыгодным труд людей во многих профессиях. И можете не сомневаться, бизнесмены сделают однозначный выбор в пользу роботов. А значит, множеству людей придётся искать новую работу, переучиваться на другие профессии, падение уровня благосостояния, социальная напряжённость, рост преступности и далее по списку.
Действительно ли нас ожидает столь безрадостное роботизированное будущее? Давайте обсудим.
Раньше людям ради выживания приходилось охотиться или заниматься собирательством. Но люди оказались слишком ленивы и достаточно умны, поэтому изобрели инструменты, облегчающие их труд. Развитие инструментов позволило освободить подавляющее большинство населения от непосредственного производства пищи: в 1790 году этим было занято около 90% населения, в 1900 — около 35%, в 2010 — 2-3%. При этом мы по прежнему живём в продуктовом изобилии, а около 30% произведённых продуктов питания не доходят до прилавков, сгнивают и портятся.
Всё это верно не только для сельского хозяйства. В течение нескольких тысячелетий мы создавали всё новые инструменты для облегчения любых видов физического труда. Инструменты и машины — это наши механические мускулы, более сильные, надёжные и неустанные. Применение всех этих средств позволило миллиардам людей специализироваться в чём-то одном, что стало залогом роста экономики и уровня жизни. Некоторые специализируются в программировании и инженерии, создавая искусственные разумы. И как «механические мускулы» сделали менее востребованным физический труд, так и искусственные разумы сделали менее востребованным труд человек. То есть труд нашего
Мы стоим на пороге новой экономической революции. И если вам кажется, что подобное уже когда-то было, то вы ошибаетесь. В этот раз всё по другому.
Физический труд
Когда речь заходит об автоматизации, то многим представляются огромные, сделанные на заказ, дорогие, эффективные, но слепые к окружающему миру роботы, предназначенные для выполнения только какой-то одной или нескольких операций.
Однако это уже устаревший подход к автоматизации. Несколько лет назад появился робот Baxter, способный самостоятельно обучаться действиям, которые раньше не совершал.
В отличие от специализированных промышленных роботов, требующих для своей эксплуатации специально обученных операторов, техников и денежных вливаний, Baxter может просто наблюдать за действиями человека, а потом повторить их. А его стоимость меньше среднегодовой зарплаты рабочего в развитой стране. Baxter стал одним из первых роботов общего назначения.
Здесь на память приходит сравнение с компьютерами. В начале своей истории они тоже были большими, дорогими и крайне специализированными. Но однажды появились компактные универсальные компьютеры, и скоро они стали способны делать что угодно. И благодаря применимости почти во всех сферах жизни и отраслях, компьютеры не перестают наращивать свою мощь и дешеветь.
Сейчас Baxter можно сравнить с универсальным компьютером из 1980-х. Даже несмотря на его медлительность, час его работы стоит копейки благодаря небольшому потреблению энергии. В то время как его биологическим конкурентам нужно платить минимальную заработную плату. И даже будучи в 10 раз медленнее, он будет более выгоден, если стоимость его эксплуатации будет в 100 раз ниже зарплаты рабочего. При этом он вполне способен выполнять многие действия, не требующие высокой квалификации.
Уже есть пример того, как гораздо менее продвинутые роботы, чем Baxter, могут занять место человека. В некоторых новых супермаркетах в США уже используются роботизированные кассы.
Ещё одна иллюстрация: сейчас под угрозой находятся сотни тысяч бариста по всему миру. Конечно, мастерски приготовленный человеком кофе не сравнится с выбранным на экране кофейного автомата. Но большинству людей не нужны гурманские изыски.
Совсем свежий пример наступления роботов и на куда более сложные профессии, чем приготовление кофе: авиация. Нет, речь не о системе автопилота, а о полноценном самостоятельном управлении самолётом, начиная от взлёта и заканчивая посадкой. Знакомьтесь — PIBOT, его на днях продемонстрировали на международной конференции Intelligent Robots and Systems. Это немного модифицированный очень дешёвый робот Bioloid Premium от компании Robotics.
Как вы увидите из видеоролика ниже, он способен самостоятельно, без помощи человека, с помощью механических органов управления осуществлять взлёт и полёт по маршруту в авиасимуляторе. Процедура посадки всё ещё требует помощи человека, но разработчики утверждают, что они уже почти близки к решению задачи самостоятельной посадки. Робот ориентируется по изображению на экране с помощью алгоритма контурного распознавания. Авторы PIBOT заявляют, что его возможности уже удовлетворяют ряду требований, прописанных в лётном руководстве от Федерального авиационного управления США.
В скором времени разработчики обещают опубликовать видеозапись, на которой робот управляет уже не виртуальным самолётом, а радиоуправляемой моделью.
Луддизм
На заре 1900-х началось активное развитие автотранспорта. С точки зрения самих лошадей, это было отличным трендом: не нужно изнывать на тяжёлой работе в полях, выбиваться из сил при доставке почты, нести всадников в бой. Сегодняшние сторонники повсеместного внедрения роботов утверждают, что люди, освобождённые механическими помощниками от многих занятий, обретут новые профессии, ещё даже не созданные. Но на примере тех же лошадей мы знаем, что это самообман. Много ли нашлось лошадям новых, невиданных применений за прошедшие 100 лет?
Нет такого экономического закона, согласно которому новые технологии создают больше новых задач для лошадей. Это даже вслух произносить как-то неловко. Но стоит заменить «лошадей» на «людей», как эта фраза почему-то для большинства перестаёт быть абсурдной. Но это лишь отрицание очевидного. Как автомобили в своё время сделали ненужными лошадей, так и роботы сделают ненужными людей. Не сразу и не везде, но в достаточно больших масштабах и довольно скоро. И если мы не подготовимся, то это выльется в колоссальные проблемы. Возможно, вы сейчас считаете, что уж вашу-то профессию роботам не заменить. Но технологии становятся всё лучше, дешевле и производительнее. Ярким примером являются всё те же автомобили.
Автомобили
Самоуправляемые автомобили из фантастики уже превратились в реальность. Ни уже вполне способны самостоятельно ориентироваться на дорогах. И вопрос уже не в том, заменят ли они обычные автомобили, а как скоро это произойдёт. И для этого им не нужно ездить идеально, достаточно просто быть лучше, чем живые водители. В одних лишь США в автокатастрофах ежегодно гибнет около 40 000 человек, в России около 15 000. Самоуправляемые автомобили не засыпают не ходу, не пишут СМС, не ездят пьяными и не подвержены приступам водительской безмозглости. Фактически они уже лучше нас.
Вообще, называть их «автомобилями» неправильно. Это как если бы первые автомобили называли механическими лошадями. Возможно, в будущем появится какой-то новый термин, а слово «автомобиль» будет употребляться только в отношении управляемого человеком транспортного средства. А теперь представьте, сколько водителей муниципального и грузового транспорта лишатся работы благодаря внедрению самоуправляемых автомобилей?
Надеяться на сплочённость и защиту со стороны профсоюзов не приходится. История знает немало примеров, когда представители тех или иных профессий всячески препятствовали автоматизации их труда. Но технологии всегда побеждали, потому что это было экономически выгоднее. Например, для тех же транспортных компаний заработный фонд может достигать трети от всех расходов. При этом водители-дальнобойщики должны каждые несколько часов делать перерыв на отдых, а это время и деньги. Не считая периодических аварий. А низкая аварийность самоуправляемых автомобилей моментально привлечёт на их сторону страховые компании.
Так что роботизированные машины наверняка станут первым примером того, как роботы меняют общество. Причём мы сможем это ощутить довольно скоро, уже в течение ближайших десяти лет. Элон Маск, основатель компаний Tesla Motors и SpaceX, заявил, что в течение 6 лет сможет представить полностью автономный электромобиль.
К чему всё идёт
На примере Baxter и гугломобиля можно поразмыслить о том, как новые технологии всегда уничтожают самые низкоквалифицированные профессии. Людям приходится переучиваться, повышать свой уровень. И нас впереди ожидает большая проблемы вынужденного переобучения сотен миллионов потерявших работу людей. «Белые воротнички» тоже не могут себя считать сегодня в безопасности. Работу многих офисных сотрудников по всему миру уже сегодня могут выполнять специальные программы. А ведь софтверные боты куда быстрее и дешевле полноценных роботов. К тому же один бот сможет заменить нескольких работников, а отдача выше, чем при автоматизации низкоквалифицированных рабочих мест. Это ещё больше повышает потенциальную привлекательность ботов.
И здесь особенно полезна окажется способность к самообучению. Зачем делать очень умного специализированного бота для каждой профессии, если можно сделать самообучающуюся программу? Для миллионов людей станет чёрным тот день, когда создадут программу, которую не надо будет учить что-то делать, а которой достаточно показать что-то сделанное правильно, а она сама вычислит, как к тому придти.
Боты для замены офисных сотрудников
Кстати, рынок ценных бумаг уже давно во власти специализированного ПО. В подавляющем большинстве случаев это боты, которые «научились» торговать на бирже с другими, тоже самообучившимися, ботами. Эти программы не выполняют приказы людей, они сами принимают решения, продавать или покупать акции.
Уже есть боты, которые пишут тексты для средств массовой информации. Чаще всего, для газет. Существуют компании, специализирующиеся на обучении ботов-журналистов. Например, компания Automated Insights, которая помогает агентству Associated Press внедрять автоматический сервис, способный генерировать до 4400 отчётов о прибылях сторонних компаний в квартал. По словам представителя АР, люди-журналисты за это время создают лишь около 300 статей. При этом озвучена благая цель внедрения бот-сервиса — освободившиеся журналисты смогут сконцентрироваться на репортажах, аналитике, выявлении трендов и поиске эксклюзивных сюжетов.
«Работа с бумагами, принятие решений, написание текстов» — множество профессий подпадает под эти определения. И специализированные боты в будущем смогут заменить людей в большинстве из этих профессий. Например, юристов. По большей части их работа сводится к подготовке документов и поиску нужной информации в кипах бумаг, вроде странных транзакций или подозрительных совпадений. Всё это самая настоящая работа для бота. И поиск данных во многих фирмах уже возложен на ботов. Они просматривают миллионы электронных писем, заметок и документов в течение часов, а не недель. И их преимущество заключается не только в скорости, но и в точности.
Вот куда более сложный пример. Программа искусственного интеллекта IBM Watson уже справляется с задачами по диагностике на уровне студентов медицинского ВУЗа. Как и в случае с самоуправляемыми автомобилями, роботам не нужно быть идеальными врачами, достаточно быть в этом лучше людей. А доля ошибочных диагнозов в современной медицине по прежнему ужасающая. Кроме того, роботы никогда не забудут и не напутают с применением лекарств, а также с их взаимным воздействием. Медицинские боты смогут обмениваться друг с другом опытом и знаниями, держать руку на пульсе новейших исследований. Они будут способны постоянно собирать и анализировать медицинскую статистику обо всех своих пациентах. Конечно, боты смогут заменить не всех врачей, но целый ряд специализаций — вполне.
Боты для замены творческих людей
Если ваша работа связана с творчеством, то наверняка вы считаете себя «неуязвимым» для роботов. Возможно, это верно лишь отчасти.
Творческий процесс многие сравнивают с чем-то магическим, но это всё же не так.
И если нам это удастся сделать, то мы создадим инструмент, который сделает ненужным наши способности к
Возвращаясь к ботам — они уже пишут музыку. Бот по имени Emily Howel может за день сгенерировать огромное количество контента. И при слепом тестировании мало кто сможет отличить «её» произведения от написанных человеком. Естественно, сейчас не может быть и речи о полноценном творчестве искусственного интеллекта. Задача создания механического разума до сих пор представляется непосильной. Однако вышеприведённый пример уже доказывает, что идея алгоритмов, собирающих из каких-то базовых компонентов готовое «изделие», вполне жизнеспособна. Не исключено, что в среднесрочной перспективе появятся программы, способные создавать вполне сносные картины. Первые шаги в этом направлении уже сделаны:
Хотя в художественной литературе в обозримой перспективе роботам вряд ли удастся достичь каких-то высот. Несмотря на успехи в создании газетных заметок, для осознанного и ценного с точки зрения искусства складывания слов в предложения нужен полноценный интеллект, пусть и искусственный. По крайней мере, на это хочется надеяться.
Увы, но в каких-то сферах в будущем нам будет под силу автоматизировать творческий процесс. Пусть не на уровне создания шедевров, но в рамках массовой попкультуры — вполне.
Психологические аспекты
Вряд ли внедрение роботов будет исключительно навязанным корпорациями. Недавнее исследование специалистов Массачусетского Технологического Института дало неожиданные результаты: люди-рабочие чаще предпочитают, чтобы их непосредственными начальниками были… роботы, а не люди. Как отмечено исследователями, подопытные под надзором роботов работали эффективнее и больше выражали удовлетворённость.
Трудно сказать, почему люди предпочли подчиняться машине. О глубинных механизмах лучше расскажут психологи, но можно предположить несколько причин. Например, что это своеобразный отдых от необходимости постоянного поддержания социальных контактов. Ведь мы ежедневно сталкиваемся с десятками и сотнями людей, и нам так или иначе приходится с ними коммуницировать, от пересёкшихся взглядов в метро до тесного взаимодействия по рабочим вопросам. Не удивительно, что столь популярно для многих людей желание отправиться в отпуск туда, где встречается как можно меньше собратьев по биологическому виду. Второй причиной, по которой робот «лучше» человека, это отсутствие необходимости налаживать личные отношения, стараться понравиться начальнику, терпеть его неприятное отношение к себе. Хотя специалисты MIT считают, что причина более высокой эффективности связки «робот-человек» является способность роботов быстрее вырабатывать указания «на лету».
Есть и ещё одна причина возможной благосклонности к роботам. Речь идёт о персонификации машин, наделении их чертами людей или животных. Это вообще свойственно для человека, многие из нас относятся к своим автомобилям или компьютерам не просто как к механизмам, даже имена им даём. Эту тенденцию в отношении роботов подтверждают результаты исследования, проведённого среди американских солдат, использующих военных роботов.
На бытовом уровне мы тоже наверняка будем радостно приветствовать вхождение роботов в нашу жизнь, и с удовольствием начнём перекладывать на них мелкие дела и заботы. Доставка грузов, использование в качестве планировщика дня для всей семьи и домашний информационный портал (вспомните всевозможные искусственные разумы в фантастических фильмах на космических кораблях, всемогущие, всеведущие и общающиеся голосом). Роботы станут привычны и удобны, и тем незаметнее для нас самих они будут замещать нас на рынке труда.
Небольшой оффтоп. Интересную точку зрения на наше возможное роботизированное будущее озвучила Нэл Ватсон (Nell Watson), инженер, футурист и CEO компании Poikos. Правда, речь идёт не о безработице по вине роботов, а о традиционной страшилке из серии «мы все умрём». По мнению Ватсон, развитие технологий искусственного интеллекта может привести в будущем к созданию достаточно развитого машинного разума, который самостоятельно или коллегиально с себе подобными примет решение об уничтожении людей из милосердия. Или из жалости, если вам так больше нравится. Ватсон исходит из тезиса, что искусственный интеллект, изначально функционирующий на основе системы правил, в будущем достигнет уровня человеческого разума, познающего мир с помощью интуиции.
Не будем уходить в рассуждения о проблемах создания искусственного интеллекта и сценариях а-ля «Терминатор». Интерес представляет предложенное Ватсон решение этой гипотетической проблемы: роботам нужно изначально прививать человеческие ценности. Она считает, что «понимание» людей роботами позволит предотвратить геноцид из жалости.
Заключение
Кто-то из читателей по прежнему будет считать, что все описанные выше сценарии — досужие вымыслы. К сожалению, роботы уже среди нас, а в лабораториях создаётся и обкатывается множество новых. Человечество уже проходило через различные экономические революции, но внедрение роботов — это совсем другое. Они угрожают не просто каким-то конкретным профессиям, но почти любым. Скоро множество из нас внезапно окажется на месте лошадей, тщетно старающихся соревноваться с автомобилями.
Помимо безработицы, одним из возможных последствий массового внедрения роботов в различные профессиональные сферы может стать постепенная утеря знаний. Вложив в электронных помощников весь накопленный багаж знаний, сделав из них совершенных заменителей, мы сами постепенно начнём терять научные кадры и профессионалов-практиков. В условиях, когда за нас что-то хорошо будут делать роботы, а людям той же профессии придётся переучиваться, то просто нарушится преемственность передачи знаний. Развитие наук станет уделом горстки людей, чувствующих своё призвание.
Надеяться на появление множества новых профессий, в которые смогут податься миллионы людей, не приходится. Сейчас существуют сотни профессий, но вклад новых из них в экономику невелик. Подавляющее профессиональных сфер, где занято около 45% населения США, существуют уже много столетий, и почти все из них могут быть автоматизированными. Для сравнения, во времена Великой Депрессии уровень безработицы в США достигал 25%. Конечно, это не произойдёт в одночасье, или даже в течение года или пяти. Но это процесс будет расширяться и усиливаться.
Наверное, у вас сложилось впечатление, что мы категорически против роботов и автоматизации. Это не так. Мы лишь призываем не заниматься самообманом при оценке будущего, которое даст нам массовое распространение роботов как физических, так и программных. Нужно уже сейчас думать, что делать с огромными массами населения, которое потеряет работу не по своей вине. Что нам делать в будущем, в котором для большинства профессий люди не потребуются?
Автор: marika_reka