В наше время многие сферы быта и производства роботизируются. Еще недавно понятия «умный дом», «робот-пылесос» и прочие были только фантастикой, сейчас же все это стало частью нашей реальности. О производстве и говорить незачем — роботизированные устройства давно заменили рабочих в большинстве циклов создания каких-либо вещей.
А что даст роботизация дата-центру? Оказывается, плюсов от использования роботов в ДЦ может быть довольно много. Кстати, некоторые компании уже используют роботов в своих дата-центрах. Например, IBM модицицировала робота-пылесос от iRobot для того, чтобы создать «передвижной пост» по измерению температуры и влажности в своих ДЦ, получая данные в режиме реального времени.
Но возможностей в роботизации дата-центра открывается гораздо больше, если как следует обдумать некоторые аспекты.
Есть компании, например, DevLinks LTD, которые занимаются созданием систем для автоматизации дата-центра. Специалисты этой компании могут многое рассказать о перспективах роботизации ДЦ, и к этому мнению стоит прислушаться.
Наиболее простым способом использования роботов в ДЦ, например, является использование роботов в качестве мальчиков на побегушках — для быстрой доставки жестких дисков, блейд-серверов и прочих нужных узлов и элементов для замены. Для того, чтобы облегчить распознавание роботами всего оборудования и устройств, стоит использовать RFID-теги, т.е., радиометки.
Как может выглядеть роботизированный дата-центр?
Скорее всего, в таких помещениях будет отведено место для перемещения роботов, к примеру, проложены специальные рельсы, чтобы роботы могли добраться до самого удаленного помещения ЦОД. Кроме того, будет использоваться вертикальная структура ДЦ, как в некоторых современных книгохранилищах с роботизированной системой доставки книг.
Вертикальная структура размещения оборудования действительно имеет смысл, если использовать роботов для обслуживания такого оборудования. «Проекты типа Cognex помогут делать снимки разного рода устройств, считывать штрих-коды, работать с радиометками и выполнять прочие задачи, обычно лежащие на плечах команды ДЦ», — говорит главный программист DevLinks.
Уже сейчас такие компании, как Google, IBM, Amazon, AOL активно работают над созданием роботизированных дата-центров. Что касается AOL, то эта компания представила свой проект еще в 2011 году, и с тех пор он работает довольно успешно.
В Google, в некоторых ДЦ компании, роботы управляют загрузкой и выгрузкой ленточных накопителей, которые нужны при восстановлении определенных массивов данных.
Снижение эксплуатационных затрат
Само собой, стоимость эксплуатации робототехники в ДЦ сейчас будет довольно высокой. Однако, чем популярнее и распространеннее такие системы будут, тем они будут дешевле. Кроме того, технологии постоянно развиваются, не в последнюю очередь, в сторону удешевления роботизированных систем.
Можно надеяться на то, что уже через несколько лет роботизированные ДЦ будут показывать эксплуатационные затраты не немного выше, чем обычные дата-центры.
ДЦ нового типа
Если представить себе идеальный роботизированный ДЦ, то это будет помещение с вертикальной структурой, с другой системой регуляции температуры и освещения (освещение в таких ДЦ будет вообще не нужно, поскольку работать будут машины, а не сервисные команды). Один человек-оператор сможет управлять огромными массивами оборудования, отслеживая качество работы роботов, и вмешиваться только в очень уж критических ситуациях.
Конечно, полностью заменить сервисные команды роботы не смогут, но принять на себя рутинную работу, на выполнение которой уходит время ценных сотрудников, вполне способны.
Основные преимущества использования роботов в ДЦ
Вертикальная структура машинных залов, что автоматически означает более эффективное использование пространства ДЦ.
Снижение затрат на освещение. Да, многие типы роботов практически не нуждаются в том уровне освещения, которое необходимо для человека. А это позволит снизить затраты на создание и работу осветительных систем, нужных только для человека.
Снижение вероятности отказа оборудования. Когда за всем будут следить автоматы, то, при условии нормального проекта и его реализации, риски отказа оборудования будут снижены, поскольку будет меньше так называемый «человеческий фактор». Автоматы смогут просчитать вероятность отказа оборудования, либо быстро исправить/заменить проблемный узел.
Эффективное вложение средств. В долгосрочной перспективе вложение средств в роботизированные ДЦ будет весьма выгодным. В краткосрочной перспективе все это потребует значительных затрат, но в долгосрочной все окупится.
Проблемы и недостатки
Необходимость создания нового типа ДЦ. Это можно назвать проблемой и потому, что создание нового проекта ДЦ — технически сложная задача, и потому, что все это требует вложения больших средств. Скорее всего, переоборудовать уже существующий ДЦ в автоматизированный не выйдет — придется все строить по-новой.
Создание нового типа оборудования. Роботы будут работать с иным типом оборудования, нежели люди, и создание такого оборудования — задача как производителей, так и создателей ДЦ.
Большие затраты. Об этом уже говорилось, однако, стоит повторить. На первых порах придется вложить очень большие средства для создания качественно новой платформы. В итоге все это должно окупиться, но вложения понадобятся, и немалые.
Когда же все это произойдет, и компании будут строить роботизированные дата-центры? По мнению специалистов, «роботизация» будет происходить весьма активно в течение последующих пяти-семи лет.
Автор: itNews