Мечтают ли андроиды о нирване?

в 16:53, , рубрики: андроиды, буддизм, Научно-популярное, религия, робототехника, роботы

В буддийских монастырях Китая и Японии появились роботы, которые проповедуют буддизм, читают сутры и помогают верующим. Куда катится колесо сансары?

Мечтают ли андроиды о нирване? - 1

От буддизма прошлого к религии будущего

В 19 в. жители многих стран Азии обвиняли буддизм в отсталости и косности, а монахов - в том, что они паразитируют на обществе и распространяют суеверия. Однако сейчас на Западе буддизм воспринимают как религию, наиболее близкую к науке и научной картине мира. Как так вышло?

Во-первых, сказалась изначальная практичность буддизма, ориентация не столько на веру, сколько на опыт. В буддизме правильное воззрение - понимание причин страдания, и практика - важнее веры. Во-вторых, большую роль сыграли западные ученые-буддологи, которые сначала познакомились с буддизмом по текстам, на основе которых сформировали книжный образ буддизма, весьма далекий от реальности. Позже к ним присоединились и представители других наук. В 1975 г. вышла книга американского физика Фритьофа Капры "Дао физики", которая стала бестселлером и была переведена на 23 языка. В ней автор пытается провести параллели между теоретической физикой и восточным мистицизмом, включая буддизм. Книга вызвала большой интерес у обычных читателей и буддистов, но физики раскритиковали ее за поверхностные выводы.

До сих пор по интернету гуляет цитата, приписываемая Эйнштейну: "Религия будущего будет космической религией. Она должна будет преодолеть представление о Боге как личности, а также избежать догм и теологии. Охватывая и природу и дух, она будет основываться на религиозном чувстве, возникающем из переживания осмысленного единства всех вещей — и природных, и духовных. Такому описанию соответствует буддизм. Если и есть религия, которая сможет удовлетворять современным научным потребностям, — это буддизм". На самом деле нет никаких доказательств того, что он когда-то такое сказал или написал, но это нисколько не мешает использовать имя великого физика для придания буддизму особого статуса.

Мечтают ли андроиды о нирване? - 2

Но, пожалуй, больше всего для создания нового, прогрессивного образа буддизма сделали сами буддисты. Буддизм известен своей гибкостью и способностью приспосабливаться к самым разным условиям. Есть мнение, что придя на Запад, буддизм принял наукообразную форму, чтобы стать понятнее и ближе западным людям, которые охотнее доверяют научным взглядам и рациональному подходу. Огромную роль сыграл Четырнадцатый Далай-лама, создавший институт "Ум и Жизнь" и регулярно устраивающий диалоги с учеными. Еще в 1992 г. в одной из бесед его спросили, сможет ли великий йогин переместить сознание в компьютер, на что Далай-лама ответил: если железо компьютера сможет стать основой для потока сознания, то вполне возможно, это вопрос времени.

Мечтают ли андроиды о нирване? - 3

Наконец, буддизм стал частью западной культуры. Можно вспомнить и фильмы о буддизме: "Семь лет в Тибете", "Кундун", "Весна, лето, осень, зима и опять весна", и фильмы, на которые буддизм оказал явное влияние. Наиболее яркие примеры - "День сурка" и "Матрица". Но тот образ буддизма, который сложился на Западе, имеет мало общего с тем буддизмом, который распространен в Азии. Там буддизм больше не про медитацию и психологию, а про обряды, ритуалы, подношения и поклонение. Но парадокс в том, что именно на Востоке буддисты смогли использовать новейшие научные достижения и технологии для своих обрядово-ритуальных целей.

Немного об автоматизации религии

Идеи автоматизации религиозной жизни появляются уже в Средние века. Один из первых механических монахов был сделан инженером Хуанело Турриано по приказу испанского короля Филиппа Второго в 1560 г. Он мог креститься, поднимать распятие и двигать губами. Фигура передвигалась на колёсах, но для придания реалистичности Турриано приделал ему ноги. Несколько лет назад в немецком Виттенберге появился робот-протестант BlessU2.

Он дает благословения на пяти языках (немецком, английском, французском, испанском и польском) и пускает лучи света из ладоней. Его создатели хотели таким образом устроить дискуссию о будущем церкви, о том, смогут ли роботы заменить священников. В 2019 г. францисканская сестра Илия Делио заявила, что роботы должны заменить священников. По ее мнению, у роботов есть важные преимущества: они гендерно нейтральны и не способны с сексуальным злоупотреблениям. Другие сестры выразили несогласие, поскольку роботы вряд ли могут передавать милость Божью.

В 2014 г. иранский учитель сделал робота из обучающего набора корейской компании Robotis Bioloid. Этот небольшой робот учит детей ежедневным молитвам. На сегодняшний день ни в одной из религий, включая буддизм, нет единства относительно использования технологий в целом и роботов в частности. Католическая церковь официально признала допустимость использования технологий в религиозных целях, но не все католики с этим согласны. В исламе технологии и роботы не запрещены, однако создание человекообразного существа подобного сотворенному Аллахом считается грехом. Более настороженное отношение к технологиям в иудаизме привело к созданию кошерных мобильных телефонов и смартфонов, а также к постановке более узких вопросов, например, может ли робот быть евреем? Нужно признать, что буддисты в этом плане продвинулись намного дальше.

Буддийский робот-монах Сяньэр

Он служит в пекинском монастыре Лунцюань, который можно назвать флагманом буддийского технического прогресса в Китае.

Наставник монастыря Сюэчэн был первым монахом-блогером в стране. По местной легенде, именно здесь искал вдохновения старший вице-президент Tencent Цзан Сяолун при создании WeChat. В монастыре есть своего рода IT-отдел во главе с наставником Сяньсинем - в прошлом программистом. Монах Лю Чжу, выпускник Пекинского университета, мог продолжить обучение в MIT, но он передумал и пошел в монахи. Помимо этого, в монастыре трудятся более 300 волонтеров, среди которых выпускники технических вузов. У монастыря есть сайт на русском языке.

История Сяньэра началась в 2011 г., когда при монастыре основали центр анимации. В 2013 г. один из монахов нарисовал персонажа по имени Сяньэр, что примерно означает "добродетельный, но глуповатый". То есть поначалу это был типичный мультипликационный герой. Вышло более тысячи мультфильмов, а также сборники комиксов.

Цель всего этого была в том, чтобы стать ближе к людям, привлечь их в храм и сделать буддийское учение доступным. Робот-монах стал логичным продолжением этой стратегии. Он был спроектирован монахами совместно с техническими специалистами и экспертами в области ИИ. Первую версию робомонаха представили в 2015 г., робота второго поколения - в 2016-м, третьего - в 2018 г. Тогда же монастырь подписал соглашение с компаниями iFlytek и Tencent о дальнейшем технологическом развитии робота. С роботом общаются на китайском или английском языках, лично или через WeChat, причем необязательно на буддийские темы: Сяньэр любит и просто пошутить.

Он не просто озвучивает ответ, а иногда отвечает вопросом на вопрос и спорит. Его можно использовать как наставника в медитации. В своем аккаунте в WeChat Сяньэр общается с людьми, публикует комиксы и видеоролики, аудиозаписи с фрагментами проповедей и чтения сутр.

В буддизме махаяны (одно из двух основных направлений или "колесниц" буддизма) есть понятие искусных методов (упая) - с их помощью наставник ведет ученика к просветлению. Монахи монастыря Лунцюань рассматривают Сяньэра как воплощение этой доктрины. Робот-монах - это искусный буддийский метод привлечения людей в монастырь и к учению Будды. Древний метод, судя по всему, работает: по местной монастырской статистике число посетителей с момента появления робота выросло. На 2018 г. у робомонаха насчитывалось более 1,37 млн поклонников, ежедневно он обменивался текстовыми и голосовыми сообщениями на китайском и английском языках с примерно 100 000 человек. Есть тут, конечно, и экономическая составляющая: за несколько лет Сяньэр превратился в популярный бренд, включающий в себя комиксы, гаджеты, мультики, робота, медиа и ресторан. Правда, когда поклонники попросили наладить выпуск таких монахов на продажу, в монастыре ответили отказом.

Япония: буддийский трансгуманизм

Первые механические куклы из дерева - каракури-нингё - появились в Японии еще в 16 в. Они "подавали" чай, писали простые фразы, а некоторые даже пускали стрелы. Один из изобретателей таких кукол, Танака Хисасиге, в 1875 г. основал первый в Японии механизированный завод, из которого впоследствии выросла корпорация Toshiba.

В 1952 г. Осаму Тедзука придумал героя манги Могучего Атома, известного на Западе под именем Астробой. Этот мальчик-андроид стал так популярен, что позже инженер-робототехник Йоджи Уметани сказал, что ни будь Астробоя и литературы о роботах в целом, не было бы и робототехники.

Мечтают ли андроиды о нирване? - 4

В 1970 г. знаменитый японский инженер-робототехник Масахиро Мори основал исследовательский институт, где вместе с единомышленниками читал буддийские сутры и медитировал, пытаясь найти новые способы проектирования роботов. В 1981 г. Мори опубликовал книгу "Будда в роботе". В ней автор утверждает, что мы должны относиться к человекообразным роботам с таким же состраданием, какое проявляем по отношению к живым существам.

К началу 80-х в Японии насчитывалось 140 компаний, производивших роботов, для сравнения в США их было 20. И отношение к роботам у японцев кардинально отличалось от западного. Промышленные роботы перед запуском нередко благословлялись синтоистскими священниками, после чего рабочие аплодировали и приветствовали нового члена команды. Правда, сейчас такое отношение встречается все реже - роботов стало слишком много, они стали частью повседневной рутины.

Роботизация Японии и уникальное отношение японцев к роботам имеет разные объяснения. Некоторые исследователи связывают большое количество роботов в стране с демографической ситуацией. С одной стороны японское общество стремительно стареет, с другой - японцы негативно относятся к идее привлечения иммигрантов. Одно из возможных решений - использование роботов в обучении, воспитании детей, уходе за стариками и т.п. Еще в 2007 г. правительство утвердило план, предполагающий внедрение личных человекообразных роботов в домах и школах к 2025 г. Другие ученые указывают на распространенные в культуре образы соединения человеческого и нечеловеческого в аниме и манга. Третьи связывают это с ритуализированной, формализованной, "роботоподобной" традиционной культурой японцев. Наконец, находят объяснение в идее единства всего сущего, характерной для религии синто. Масахиро Мори в упомянутой выше книге пишет, что все имеет природу Будды, следовательно ей обладают не только люди, но и роботы. Похожу мысль - у всего есть немного души - озвучил один из священников по случаю похорон роботов-собак Aibo с традиционным возжиганием благовоний, чтением сутр и молитвами. Церемонию устроили перед тем, как разобрать собачек на "органы" - запчасти для других роботов.

В 2019 г. храм Кодай-дзи в Киото представил Миндара - андроида, воплощающего бодхисаттву сострадания (яп. Каннон), который цитирует и объясняет посетителям храма один из ключевых текстов буддизма махаяны - Сутру сердца, на японском, английском и китайском языках.

В пресс-релизе монастыря говорится о том, что статуи играли значительную роль в распространении буддизма, но за две тысячи лет не претерпели существенных изменений. В монастыре решили представить статую, которая двигается и говорит. В буддизме бодхисаттвы могут проявляться в разных образах, сегодня один из них - андроид. Еще точнее - это не робот, "переодетый" в бодхисаттву сострадания, напротив - это бодхисаттва, воплотившийся в форме робота. По словам Наташи Хеллер, доцента Университета Вирджинии, Каннон - идеальный кандидат на роль робота, потому что согласно Лотосовой сутре, Каннон может проявлять себя в любых формах, подходящих к конкретному месту и времени. И если на протяжении сотен лет верующие поклонялись неподвижным статуям из дерева, возможно, подвижная и говорящая версия привлечет их симпатии быстрее.

В отличие от Сяньэра Миндар не общается с посетителями. Он был создан командой под руководством известного робототехника и профессора Университета Осаки Хироси Исигуро и обошелся в $1 млн. Андроид способен двигать алюминиевым корпусом, руками и головой, покрытой силиконом, напоминающим человеческую кожу. В левый глаз вмонтирована камера. Верующие реагируют на Миндара по-разному. Интересно, что реакция нередко обусловлена культурно: западные туристы, чьи взгляды сформированы Франкенштейном и Терминатором, воспринимают андроида настороженно, в то время как выросшим на Асторобое японцам он близок и понятен.

По словам профессора Роберта Гераси, если у роботов есть природа Будды, и они способны накапливать заслуги для людей, возможно, однажды они смогут стяжать заслуги и для себя, и вообще они куда лучше в религиозном плане, потому что лишены человеческих слабостей. Но если так, то, наверное, им неведомо страдание и они уже достигли нирваны?

Автор: Рустам

Источник

* - обязательные к заполнению поля


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js