Почувствовав нехилую опасность со стороны Amazon, самый большой в мире ритейлер внедряет новые технологии одна за другой. До конца января Walmart собирается установить 360 автономных роботов-поломоек в супермаркеты по всей стране – в дополнение к тем ста агрегатам, которые уже тестируются компанией. Помогать с этим ритейлеру будет Brain Corp, компания, разработавшая Brain OS, платформу с искусственным интеллектом, которая управляет машинами. Она позволит роботам-уборщикам не сталкиваться с полками и посетителями, плюс – повышать эффективность своей работы с каждым прошедшим днем.
Пока что, мягко говоря, никакой финансовой выгоды от новых машин Walmart не ожидает. Обычный аппарат, в котором сидит человек, стоит почти на порядок дешевле, не считая стоимости разработки. К тому же, пока что на каждого «автономного» робота приходится по два суровых охранника в желтых жилетах, которые следят за его поведением и отваживают любых посетителей, у которых может возникнуть желание на нём покататься.
Компания рассчитывает, что это временная мера. Надежда на то, что постепенно клиенты привыкнут к наличию таких машин в супермаркетах, и они уже не будут вызывать интерес. Плюс, сверху у каждого робота стоит (видимая) желтая сирена. В обычном состоянии она тихонько «бипает», предупреждая покупателей, что робот идёт, и им нужно расступиться. Но если с машиной попытаются сделать что-то нелегальное, сирена может взреветь. Тогда охрана со всего супермаркета сбежится посмотреть, что случилось.
Чистка полов – не единственная задача Brain-ботов. Спереди, сзади и по бокам в них стоят датчики, собирающие информацию. Затем она передается в облачную платформу Walmart (работающую на Micrososoft Azure). Машинное обучение, глубокое обучение и компьютерное зрение помогают системе рассчитывать, какой путь по магазину будет наиболее эффективным. В расчет принимаются длительность маршрута, время чистки, вероятность столкнуться с посетителями в определенное время дня и энергозатратность пути. Каждый последующий круг машина будет делать чуть более эффективно, постепенно начиная оправдывать инвестиции.
Сенсоры в ботах также будут следить за тем, какие полки стоят пустыми, и подавать на сервера сигнал, что их надо заполнить. Технология уже разработана (правда, для других роботов), остается «вставить» её в Brain OS. Эта же система выявляет неправильные ценники у товаров – если вдруг их не успели или забыли поменять. А другие машины с кодовым названием Alphabot быстро выбирают и доставляют нужные товары со склада.
Битва за мытье полов
Кто лучше справляется с очисткой пола, робот или человек? Brain Corp говорит, что ответ очевиден. Машины действуют намного точнее и эффективнее, они не пропускают участков и стабильно выдают один и тот же результат. Плюс, постепенно они научатся проходить наиболее эффективный путь, и даже работать в определенные временные промежутки, не беспокоя посетителей.
Что касается того, что станет с сотнями тысяч американских уборщиков, Евгений Изикевич, основатель Brain Corp и эксперт по вычислительной нейробиологии, надеется, что они «перейдут на другие, более сложные задачи». Скорость движения машины по мытью полов составляет всего 3-4 км/ч, и один обход магазина занимает в среднем пять-шесть часов, так что таланты водителя здесь не так важны, как порядочность, внимательность и эффективность. «А уборщики смогут заняться чем-то более полезным – например, заполнять полки или удалять из лотков испорченные овощи или фрукты».
Но, конечно, вероятнее всего, что таким людям просто постепенно нужно будет начинать искать другую работу. Если эксперимент Walmart будет успешным, каждая машина заменит как минимум трех-четырех человек. А всего, по расчетам McKinsey, к 2030 году из-за роботов место своего труда изменят 400-800 млн человек.
Всё это, конечно, мало беспокоит Walmart, которая в этом году достигла рекордного оборота (более $500 млрд). Мало кто верил, что компания сможет так успешно адаптироваться к новым условиям рынка. В этом году Walmart даже стал 3-м онлайн-магазином в США, обойдя Apple.com и Home Depot. Сейчас у него 4% рынка (у Amazon – 48%, у eBay – 7.2%). Открыв от главных конкурентов всё еще большой, но темпы роста впечатляют.
Даже мы заметили, что на Walmart через нас из России за последний год стали покупать гораздо чаще. До показателей Amazon, 6PM и New Balance, конечно, всё еще далеко, но без боя старичок явно не сдается, и планы на будущее у компании явно очень большие.
Автор: Pochtoycom