IBM Watson, перешедший от «Своей игры» к полезным задачам вроде медицины, поварского искусства или сервиса советов наконец-то добрался до аэрокосмической отрасли. И в 21 веке возвращение человека на Луну может произойти в условиях, когда ИИ будет верным советчиком при перелете, корабль сядет на уже подготовленную площадку с развернутой роботами базой, да и функцией человека станет присмотр за роботами телеприсутствия.
Интерфейс ИИ из фильма «Луна 2112»
IBM Watson
Свежая новость — когнитивную систему IBM Watson начали адаптировать к задачам из области авиации и космонавтики. При этом задач выделяется два вида: «Исследования» и «Принятие решений». В первом случае ИИ работает как научный помощник, готовый представить требуемую информацию из огромных банков данных. И успешный опыт ответов на сформулированные на естественном языке вопросы, показанный в «Своей игре», означает, что с таким научным помощником можно будет быстро и эффективно общаться.
Второй вариант еще интересней. В режиме «Принятие решений» когнитивная система становится советчиком в центре управления воздушным движением, космическом ЦУПе и даже в кабине самолета или космического корабля. ИИ будет получать поток данных о ходе полета и, вооруженный знаниями о технике, истории авиации и всем, имеющим отношение к делу, сможет давать советы пилотам и руководителям полетов. Утверждается, что в качестве проверки работоспособности идеи уже был произведен тест — ИИ на симуляторе подали случай замерзания измерительных приборов самолета. В реальном полете человек двадцать минут набирал и терял высоту, разбираясь в ситуации, а IBM Watson успешно нашел место аварии и сообщил об этом. Сейчас ведутся работы по разработке кабинного интерфейса, чтобы встроить систему в существующий кокпит. Также IBM Watson учат понимать еще и радиопереговоры.
Памятник погибшим в катастрофе рейса 301 Birgenair
Работа со сложными техническими системами в авиации и космонавтике ярко показала недостатки человеческого сознания. Люди могут отвлекаться, их легко запутать и перегрузить информацией, особенно в условиях стресса. Увы, история авиации знает случаи, когда из-за отказа приборов, измеряющих параметры полета, пилоты, перегруженные противоречивыми аварийными сообщениями, теряли контроль над самолетом, и ситуация, которую можно было бы исправить, заканчивалась катастрофой. В катастрофе рейса Aeroperú 603 заклеенный при техническом обслуживании приемник воздушного давления на стороне командира лишил его данных о воздушной скорости. Если бы летчики поняли, что ошибается один прибор, и перешли на данные с ПВД второго пилота, радиовысотомера и гироскопического авиагоризонта, то смогли бы вернуться в аэропорт. Увы, из-за лавины аварийных сообщений они перестали верить всем приборам вообще и посчитали, что самолет плохо управляется (чего тоже не было). Ночью, над морем, они потеряли пространственную ориентировку и, думая, что поднимаются, разбили самолет о воду. В катастрофе рейса 301 Birgenair забившаяся трубка Пито (одна из трех!) привела к недостоверным показаниям воздушной скорости на стороне командира. Когда в кабине одновременно звучали предупреждения о превышении скорости полета (ложные) и об опасно низкой скорости (реальные) без визуальных ориентиров (снова ночь и море), экипаж запутался в ситуации. Самолет разбился о воду, все погибли. В обоих случаях система искусственного интеллекта, которая смогла бы определить отказавшую систему и сообщить, показаниям каких приборов можно доверять, могла бы предотвратить катастрофу.
Робонавты
Еще одна развивающаяся тема — человекоподобные дистанционно управляемые роботы. Свежая новость — робот Федор будет использоваться во всех летных испытаниях корабля «Федерация», а не только в первом, и вполне может успеть слетать на МКС вместе с людьми.
Польза от такого робота достаточно очевидна. На МКС люди часто используются в качестве «универсальных работников», которые могут менять сломавшуюся технику, разгружать корабли и выполнять другие задачи, не требующие ни творческого подхода, ни особой квалификации. Дистанционно управляемый «аватар», меняя операторов на Земле, может работать сутками и экономить время космонавтов. Кроме того, его можно отправлять в опасные места и использовать для ликвидации аварии в отсеке, где не могут находиться люди. На МКС с 2011 года трудится Robonaut, созданный NASA и General Motors. В 2014 году ему привезли космические ноги.
Фото NASA
Несмотря на то, что работы на станции ведутся, сенсаций и прорывов пока не заметно. Из последних новостей — один робот пиарится на Супербоуле 2017, а другой экземпляр отправился на пять лет в Австралию работать в сфере нефте- и газодобычи — крутить вентили и определять утечку газа.
На все готовое
Впрочем, робот не обязательно должен быть человекообразным, чтобы приносить пользу. Достаточно очевидна идея отправить на Луну или Марс сначала роботов, чтобы они подготовили посадочную площадку, построили базу, произвели топливо для возвращения людей. В Европейском космическом агентстве еще несколько лет назад нарисовали концепт робота с 3D-принтером, который будет строить защитный слой лунной базы. Одна из довольно свежих новостей — на Гавайях испытали робота, который может строить посадочную площадку.
Фото: Центр PISCES
Робот Helelani смог успешно собрать более сотни плиток, для пущей прочности соединяющихся по принципу пазла. Стоит отметить, что плитки сделаны из местного материала, базальта, не сильно отличающегося по составу от того, с чем придется работать на Луне или Марсе.
Заключение
Освоение космоса сильно отличается от того, каким его представляли фантасты. Вместо героев-первопроходцев в неизвестность сначала отправляются машины, затем, иногда, животные, и уже только потом человек. Это не трусость — глупо не использовать возможности получить знания проще, дешевле и без могил, «над которыми черные ветры будут петь легенды о героях». В то же время, вряд ли человечество настолько превратится в машины, чтобы игнорировать сейчас влияние космоса на людей и не изучать его, например, на МКС. Скорее всего, в будущем в космос отправятся друзья и коллеги — люди, роботы и искусственный интеллект, дополняющие друг друга.
Автор: Филипп Терехов