Amazon – крупнейшая площадка для онлайн-торговли в мире и один из самых популярных сайтов интернета. Через него работает 3 миллиона продавцов, здесь размещено 350 млн разных товаров. Amazon отвечает за 4 млн доставок в день. Чтобы справиться с таким потоком заявок, у компании – в основном, на складах, – трудится 270 тысяч сотрудников. Это в четыре раза больше, чем у всего Google.
Чтобы ни один рабочий не тратил времени зря, в компании разработана огромная система контроля, подчиненная строгим алгоритмам. Во главе всего – компьютерные системы, рассчитывающие, чем должен заниматься каждый человек. Amazon несколько раз штрафовали за излишнюю жесткость к своим сотрудникам, это работа на износ (ну или для тех, кто хочет очень резко сбросить вес). Компания очень не любит делиться своими секретами и раскрывать алгоритмы, по которым функционируют все ее 90 гигантских складов, «Исполнительных центров». Но мы в Pochtoy принимаем от них сотни заказов каждый день, и все-таки кое-что интересное о них разузнали.
Склад-супермаркет
Каждый исполнительный центр Amazon занимает 50-60 тысяч квадратных метров. Это примерно восемь футбольных полей. Повсюду желтые и оранжевые цвета, фирменные у компании. Пространство хорошо освещено, но звуков вокруг почти нет, несмотря на присутствие двух с лишним тысяч людей. Слышен только гул конвейерных лент и гул шагов сотрудников, идущих за очередными товарами. Они молча собирают заказы, молча заклеивают коробки. Каждый сосредоточен на своем деле, разговоров здесь нет. Система отслеживает эффективность человека, и если он не укладывается в норматив, его тут же штрафуют или увольняют. Поэтому никто не может позволить себе потратить лишнюю секунду.
Новые работники не должны заучивать отделы с товарами. Их здесь попросту нет. Каждый товар ставят туда, где остается место. Бесконечные ряды полок напоминают супермаркет или библиотеку. Только все в полном «хаосе», без секций. Книга может лежать рядом с рубанком, iPhone – возле джинсов. Человеку в этой логике не разобраться.
Система работает по штрих-кодам, которые хранятся в базе данных склада. Каждый новый товар получает свой код и отправляется в ту ячейку, которая свободна и находится к нему как можно ближе. А когда на сайт приходит заказ и товар надо забрать, ближайшему свободному работнику на дисплее его сканера-«пистолета» показывается номер ряда и полки. Когда сотрудник прибывает на место, остается еще раз считать штрих-код, чтобы подтвердить, что не возникло ошибки. И тут же сразу на сканере загорается следующая цель – с адресом ячейки и ожидаемым временем, за которое надо успеть взять товар. Иногда это «целевое время» составляет 5-10 секунд. И твой босс увидит, если ты не успеваешь.
Текучка большая, и доверия к сотрудникам ноль. На входе в склад вы должны оставить все, включая телефон, в своем шкафчике. Вам выдают светоотражающую униформу без карманов и ручной сканер-«ружье». Кроме него носить с собой можно только бутылочку с водой и прозрачный мешочек для денег – чтобы покупать еду в столовой. В отдельной комнате перед мониторами сидит команда security, отслеживающая перемещения всех сотрудников через их сканер. Такую систему, наверное, использовала бы охрана в high-tech-тюрьме. Если человек куда-то отходит или надолго задерживается на одном месте, к нему отправляется менеджер, чтобы оценить ситуацию. А на выходе – еще одна проверка, как в аэропорту, чтобы исключить случаи воровства.
Комфортная среда? Нет, это вам не Google. В число лучших работодателей США Amazon тоже не входит. Но система дает результат. Конвейерные ленты двигаются так быстро, что, к примеру, «Исполнительный Центр» в штате Кентукки за одну секунду может обрабатывать 400 заказов. Грузовик с посылками отъезжает от склада каждые две минуты. Такой эффективной системы в мире больше нет ни у кого. Человеческий фактор почти полностью исключается, всем управляют алгоритмы.
Что происходит с товаром: путь от заказа на сайте до доставки на дом
Производители отсылают свои продукты «Амазону», а компания распределяет их по своей сети складов. При этом учитывается предыдущая история заказов, и если какой-то регион, скажем, особенно любит покупать кроссовки, повышается вероятность того, что новую партию обуви направят туда.
Процесс приема товара – почти так же важен, как и его отправка. Рабочие открывают ящики в грузовиках, достают из них вещи, ставят на них маркер и перекладывают их в корзины для перевозки. Конвейерные линии доставляют эти корзины в разные части склада, где другие работники их разгружают, ставят на полку, сканируют сам товар и сканируют штрих-код той ячейки, в которой он будет храниться. Отныне система Amazon будет знать, где сидит этот предмет. Больше такой информации нет ни у кого. Для человека здесь царит полный хаос и неразбериха.
Полки разделены на маленькие секции, и вещи в них хранятся, как книги в библиотеке. У каждой ячейки есть штрих-код и буквенно-цифровой код (например, P-1 A526 770 8: секция, ряд, номер в ряду, очередность ячейки от пола). Код ячейки не говорит ничего о ее содержимом. Товары равномерно располагаются по всему складу, сотруднику не пришлось долго идти. Правило только одно: два одинаковых продукта не могут сидеть в соседних ячейках, чтобы и здесь свести к минимуму человеческий фактор.
Когда вы заказываете что-то на сайте, система «Амазона» быстро разбирается, где находится такой товар на ближайшем к вам складе, и определяет работника, который сейчас проходит неподалеку от этой ячейки. У него на сканере загорается информация, куда надо идти. На складе работает целая армия таких «собирателей», в полной тишине перемещающихся от объекта к объекту. За день каждый из них должен найти, отсканировать и отнести на конвейер минимум тысячу товаров.
По конвейерам груз поступает на одну из фасовальных станций. Рабочие расставляют товары по высоким полкам на колесиках. Именно здесь разные товары из одного заказа собираются вместе. Каждый слот на полке – свой отдельный заказ. Потом полки катятся на место запаковки, и содержимое слотов «трамбуется» в подходящие по размерам картонные коробочки, известные любому, кто когда-либо заказывал что-нибудь у «Амазона».
На этом этапе алгоритмы опять заставляют людей работать на пике сил. На экране компьютера показывается оптимальный размер коробки для каждого заказа – и время, за которое его надо упаковать. Со стороны выкатываются пакеты с воздухом, играющие роль подушки и смягчающие доставку, и лента, которой всё это дело надо склеивать вместе. На сборку одного заказа как правило уходит тридцать секунд. Сотни людей работают со скоростью, которую мы обычно видим только у китайцев в раскрученных youtube-видео.
Разница с китайцами в том, что работникам на заводах в Поднебесной дают бонусы за перевыполнение плана, а сотрудников склада Amazon только штрафуют за задержки. Из-за такого жесткого подхода, который журналисты в США назвали «рай для клиента, ад для работника», текучка кадров у фирмы очень большая. В среднем здесь выдерживают 12 месяцев. У Amazon в этом плане второй (с конца) результат в списке Fortune 500. И это при том, что здесь платят на 30% больше, чем в среднем по индустрии.
Просто для интереса: в Microsoft сотрудники по статистике держатся 4 года, в Xerox – 7,2 года. У eBay и Yahoo! – всего 2 года. А хуже всего из известных компаний дела обстоят у Google. Из поисковика в среднем уходят после 14 месяцев. Но это высокооплачиваемые профессионалы, которые пошли на повышение или входят в стартап. Из «Амазона» уходят слегка другие люди с другими перспективами и другим уровнем оплаты труда.
Запакованные коробки отправляются по еще одному конвейеру к машине, ставящей маркировку и почтовые наклейки. Потом, проштампованные, заказы спускаются вниз, в большой бетонный подвал, ждать погрузки. Отсюда их развозят машины FedEx, UPS, других почтовых/логистических компаний и самой Amazon.
Запаковка посылок на выходе
Пока что алгоритмы оптимальной «затрамбовки» посылок в грузовик ритейлер еще не придумал – и, может, теряет на этом пару процентов, если не все грузчики в детстве любили тетрис. Зато фирма компенсирует это благодаря мощной отдельной системе, анализирующей наилучший маршрут и метод доставки для каждого отдельного товара. Экономия бензина за год выливается в миллионы долларов, а посылка приходит к покупателю на несколько часов, а то и на несколько дней раньше. Фирма заявляет, что в три своих самых загруженных дня в 2016-м – в Черную Пятницу, Киберпонедельник и первый понедельник декабря, она доставила 99,9% заказов в заявленные на сайте сроки.
По США доставка для многих товаров бесплатная. В Россию – надо платить, и зачастую довольно серьезные деньги. Сама Amazon этим не занимается (на самом деле, часть товаров доставляется, но за баснословные деньги), так что посылка как правило идет через одного из посредников. Оплата напрямую зависит от веса товара. Самый дешевый вариант – FastBox от $8,99 за 500 грамм.
Чтобы еще больше ускорить доставку и снизить для себя комиссии, убрав монополистов с рынка, в апреле 2017-го компания запустила доставку самолетами. По Америке уже курсируют гигантские самолеты с фирменной ливреей Prime Air. На свой авиапарк, включая боинги-767 и дроны, Amazon собирается потратить $1,5 миллиарда.
Роботы заменяют людей
В 2009-м Джефф Безос, основатель и глава Amazon, написал письмо акционерам компании, объявив войну «Muda». Это японский термин, означающий «бесполезность», «потери» или «отходы», который впервые использовала «Тойота». Для Amazon это означало, что все, что можно, должно работать максимально эффективно. Статистика компании, например, показывает, что ускорение загрузки страницы на 1/10 секунды – ведет к повышению покупательской активности на 1%. Для Amazon это миллиарды «бонусных» долларов. Задержки в доставке тоже недопустимы, даже если это пара часов. У компании по этому поводу, можно сказать, пунктик.
Использование дронов для доставки в городах пока что не разрешено, а на дорогах для машин действует ограничение скорости. Поэтому почти единственный способ существенно ускорить доставку – продолжать оптимизировать работу «собирателей» на складе.
А там есть, что оптимизировать, даже несмотря на то, что товар они со своими сканерами-ружьями находят за секунды. Главная проблема, которую для себя определила Amazon, – человеческий фактор. Во-первых, согласно требованиям, работники должны быть способны поднимать до 22 кг и проводить на ногах 10-12 часов. За смену они проходят 12-20 километров между полками. Ошибки при таком режиме почти гарантированы. А если кто-то что-то не может поднять груз или если человек вдруг перепутает ряд/полку/номер ячейки – это очередное замедление.
Поэтому склады «Амазона» активно роботизируются. В 2012 году компания купила производителя роботов Kiva Systems за $775 млн. Сейчас на складах магазина работает около 40 тысяч их машин, похожих на большие оранжевые румбы. В идеале такие роботы будут сами выбирать нужный товар и доставлять его к грузовику, но пока что задача у них проще. Сверху на робота ставится передвижная полка. А когда товар в одной из ячеек становится нужен покупателю, робот сам доставляет полку к человеку. Получается намного эффективнее: людям не приходится бегать, они делают меньше ошибок. Робот не устает, он может работать неограниченно долго и двигать любой вес. Связка силы автоматики и человеческого
Развитая инфраструктура и огромный масштаб позволяют «Амазону» держать минимальные цены. На некоторых категориях товаров ритейлер работает себе в убыток, только чтобы не уступить конкурентам. Цены на сайте обычно в полтора-два раза ниже российских (без шуток). А доставить покупки оттуда в Россию можно с помощью Pochtoy.com. Если вы зарегистрируетесь и введете промо-код GEEKTIMES, для первой посылки из США мы дадим $7 на ваш счет.
Кстати, про секреты IT-структуры Amazon у нас в блоге можно почитать тут.
Автор: Pochtoycom