Направление Fintech, представляющее собой технологические проекты в области финансовых сервисов, обзавелось новым крутым «словечком»: робоконсультирование.
В первой половине последнего года речь постоянно шла об одноранговом кредитовании, а во второй половине года доминировал блокчейн. Сейчас же, похоже, начинают выступать вперёд робоконсультирование и робоконсультанты — растущее поле онлайн-инвестиций и сберегательных платформ.
Нет, R2D2 не станет фондовым менеджером.
Точный термин определить затруднительно, потому что это явление охватывает широкий спектр направлений, но, по существу, это подразумевает замену консультаций по сбережениям и инвестициям, осуществляемых людьми, на автоматизированное онлайн-руководство и исполнение. Это явление не включает в себя собственно роботов — самое большее, что вы получите, это алгоритмы — и это может часто быть намного больше, чем просто совет с некоторыми онлайн-предложениями по инвестированию ваших денег для вас.
Лоуренс Винтермейер, генеральный директор отраслевой организации Великобритании «Innovate Finance», занимающейся технологическими проектами в области финансовых сервисов, рассказывает нашему изданию: «Часто в США это охватывает всё, начиная от сугубо исполнения — когда вы заходите на некоторую платформу, такую как, например, Charles Schwab, и покупаете что-либо в фонде взаимных инвестиций или акции, делая это самостоятельно, — и до дискреционной сферы, где вы как клиент просто подписываете соглашение с фирмой, которая затем управляет всеми вашими активами для вас и даёт вам некоторую доходность, при этом вы, скорее всего, не знаете, куда они инвестируют ваши средства. Вот почему это представляется довольно большой областью.»
Робоконсультант неожиданно возник в британских новостях на этой неделе после того, как «Инспекция по контролю за деятельностью финансовых организаций» (Financial Conduct Authority = FCA) издала свой «Обзор рынка финансовых консультаций» (Financial Advice Market Review = FAMR). Инспекция пришла к заключению, что до 16 млн. человек в Великобритании могли бы быть вовлечены в «сервис финансовой консультации» — они нуждаются в совете, но не могут позволить себе его.
Винтермейер говорит: «Основная часть населения Великобритании находится за пределами возможности получения консультации, главным образом, потому, что IFAs [independent financial advisors = независимые финансовые консультанты] не простимулированы, а их почасовая оплата делает такую услугу слишком труднодоступной. Обычному человеку с его доходами, в общем случае, услуги советника сейчас не по карману.»
Он добавляет: «Независимые финансовые консультанты и осуществляемые ими процедуры, в действительности, предназначены для богатых людей. Это не означает, что они не важны для обычных людей, но имеющийся подход похож, отчасти, на использование кувалды для открывания каштановых орешков.»
Одним из решений, как полагает FCA, является реализация большего количества «онлайновых автоматизированных консультационных моделей, способных предоставлять советы более экономичным способом.»
Это, по существу, то, чем занимается робоконсультант. Заполните онлайн-форму, изложив ваши обстоятельства и потребности, и алгоритм порекомендует вам какие-то продукты для инвестирования — или сделает это инвестирование для вас (зависит от платформы).
«Рекламными очаровашками» для США являются автоматизированная инвестиционная платформа Wealthfront, запущенная в 2008 году, и инвестиционный онлайн-консультант Betterment, образованный тогда же. Они утверждают, что совместно управляют примерно 6,5 млрд. долларов (4,5 млрд. фунтов стерлингов).
Винтермейер говорит: «Робоконсультирование было, вероятно, третьим по величине кластером институционального и венчурного инвестирования в США. Исключая „Nutmeg“ и несколько других игроков здесь в Великобритании, он не был столь же большим. Поскольку внимание FCA поворачивается к этой области консультирования, ситуация будет меняться.»
«Это — начало более широкого движения»
Робоконсультанты начали появляться в Великобритании. Компания «Nutmeg», основанная в 2011 году, была пионером направления модели онлайн-инвестирования, хотя она остаётся существенно менее автоматизированной по сравнению с последними стартапами, входящими в эту область.
К последним таким компаниям относятся «Wealth Kernel», надеющаяся продавать финансовым консультантам свою платформу управления состоянием, и «Gear Investments», дискреционная онлайн-система управления частными активами/капиталами. Итальянская «MoneyFarmalso» была также недавно запущена в Великобритании.
«Я, действительно, не думаю, что это — просто кратковременное изменение в способе, которым люди обращаются с инвестициями и финансовыми услугами в целом,» говорит Адам Френч, сооснователь и технический директор в Великобритании инвестиционной управляющей онлайн-компании «Scalable Capital». «Я полагаю, что это — начало более широкого движения отъёма посреднических функций у некоторых традиционных игроков финансового сервиса.»
Слева направо: сооснователи компании «Scalable Capital's CMO & UK» д-р Элла Рабенер, Симон Миллер и Адам Френч (технический директор в Великобритании).
Френч и четверо из его пяти соучредителей работали в подразделении рынка ценных бумаг в банке «Goldman Sachs» и ушли оттуда, чтобы основать компанию «Scalable capital». Он рассказывает «BI»: «В конце 2014 года мы все вместе пытались решить ту же проблему, которая постоянно требовала ответа в одних и тех же вопросах друзей и близких — где им разместить свои деньги. Все мы собрались и сказали, что у нас просто нет ответа на этот вопрос.»
Компания «Scalable capital» выросла на 4 млн. евро в ходе первоначальных инвестиций в прошлом году и три месяца назад получила свою лицензию, приступив к работе в Великобритании и Германии.
В основе используемой компанией модели лежит инвестиционный алгоритм, который предсказывает риски и затем «выдаёт оптимальный портфель», говорит Френч. «Но затем в конце следует взаимодействие с человеком. Вы получаете тонкий баланс между использованием инструментов, которые предоставляет технология, и общим представлением, которое обеспечивает человек.»
Забавная особенность робоконсультирования состоит в том, что стартапы в этой области терпеть не могут сам этот термин. Френч поясняет: «Мы предпочитаем термин „цифровой инвестиционный менеджер“, поскольку есть ощущение, что слово „робоконсультирование“ перекрывает собой множество бизнес-моделей.»
На бизнес-форуме в Вестминстере «Будущее финансово-технологической сферы в Великобритании», состоявшемся в январе, Джефф Сэлвей, независимый финансовый журналист, который также участвует в Потребительском консилиуме финансовых услуг, сказал в своём выступлении: «Мне очень не по душе этот термин. Многим из участников в этой области — тоже. Но он идёт из Штатов, и он, похоже, нравится FCA, поэтому придётся смириться.»
Френч поясняет: «В настоящее время мы видим, что модели бизнеса значительно различаются. В этой области можно выделить примерно 10 бизнес-моделей. Что существенно, так это то, что мы все признаём дефицит на рынке управления состоянием.»
«Основная причина стремительного роста в этой области состоит в наличии огромной „неосвоенной“ части населения, у которой не было доступа к этим типам услуг. Благодаря технологии мы оказываемся в состоянии нацеливаться на определённые группы, и, я полагаю, мы увидим появление различных игроков, обслуживающих различные ниши.»
«У нас есть опасения по поводу автоматизированного консультирования»
Но появление и возвышение робоконсультанта вовсе не выглядит как непреклонный марш прогресса. Сэлвей сказал, выступая на бизнес-форуме в Вестминстере: «У нас есть опасения по поводу автоматизированного консультирования; полагаю, что у властей тоже.»
«Основное — что это, в действительности, не консультация. Множество автоматизированных консультационных услуг основано на деревьях решений, и они, действительно, управляются с инвестированными продажами. Они не являются финансовой консультацией, которая учитывает ваши стремления и цели и то, как ваши обстоятельства изменяются по вашей жизни.»
«Находится множество людей, с завидным упорством формирующих такие портфели, которые совсем не обязательно подходят им. Если у вас есть сайт с шестью или семью портфелями, то они должны найти путь в них.»
Адам Нэш, генеральный директор «Wealthfront»
Он добавляет: Люди знают, как используется эта информация? Они знают, насколько это повлияет на конечный результат? Если нет, то это может влиять на то, сколько и какой информации вы вводите в действие, результатом чего может быть ненадлежащий продукт для вас. Здесь упускается то, что вы получаете при непосредственном общении с человеком."
Но Сэлвей говорит, что, если эти оборотные стороны как-то смягчить, то у робоконсультантов имеется большой потенциал — не только для 16 млн. человек, неохваченных финансовым консультированием, но также и для сферы управления состоянием.
Из выступления Сэлвея: «Многие консультанты рассматривают это явление как угрозу. В действительности, они могли бы серьёзно выиграть в этой ситуации. Это — ворота к потенциально долгосрочным консультациям, если думать о молодом поколении, которое могло бы использовать онлайн-сервисы, предпочитаемые ими.
Винтермейер соглашается: „Мы слышим, что пенсионная индустрия говорит о решении проблемы для 55-летних, которые были в их схеме в течение 20 лет, но они забывают, что надвигается целое поколение “двухтысячников», для которых мы должны разработать более современные и более простые подходы к пенсиям."
Более крупные управляющие состояниями и инвестиционные компании уже осознают перспективы роста робоконсультантов. Чарльз Шваб в прошлом году запустил автоматизированный инвестиционный продукт, который, по его словам, привлёк 1,5 млрд. долларов (1 млрд. фунтов стерл.) от 23 000 пользователей за первые шесть недель его работы.
«BlackRock», крупнейший в мире фондовый управляющий, в прошлом августе купил платформу «FutureAdvisor», а в декабре «Deutsche Bank» запустил своего собственного робоконсультанта для инвесторов в акции «AnlageFinder».
Винтермейер говорит: «Если кто-то сможет сделать такое приложение, которое доступно для простых смертных и не применяет в своём языке такие слова как „пассив“, „актив“, „волатильность“ — любой из метаязыков, приходящий в голову при управлении инвестициями, — и просто скажет: „Эй, эта штука собирается сделать работу для Вас“ — то это точно будет то место, где имеется возможность для робоконсультанта.»
Френч говорит: «Я удивлюсь, если в течение пяти лет мы завершим всю эту „робоэпопею“ и закончим, всё же, называть это инвестированием.»
Автор: LukinB