Группа японских исследователей из университета Рюкоку, университета Токай и лаборатории робототехники исследовали детскую агрессию по отношению к роботу-гуманоиду в супермаркете (pdf). Во время наблюдений отмечено следующее поведение детей: они загораживали путь роботу, закрывали ему глаза руками, били по голове, толкали, бросали в робота посторонние предметы и пинали ногами.
Дети присутствуют во многих общественных местах, где работают и будут работать роботы: супермаркеты, больницы, школы, музеи и др. Поэтому следует предусмотреть соответствующие меры защиты для роботов, считают авторы исследования.
По мнению ученых, ранее изучались психологические мотивы детской агрессии по отношению к другим детям и к животным. Это несколько мотивов, в том числе чувство доминирования и желание присоединиться к группе. Авторы исследования пытались понять, применимы ли данные мотивы при агрессии детей к роботам. Вопрос в том, воспринимают ли робота-гуманоида как человекоподобное существо или хотя бы как живое существо, в принципе.
Другие исследования раньше показали, что робот вызывает эмпатию, если максимально похож на человека. Исследователи проверили, влияет ли данный параметр на уровень детской агрессии к машине.
Для проверки своих тезисов ученые организовали серию интервью с детьми, которые издевались над роботом в супермаркете. Всего было опрошено 28 детей. Они высказались о причинах своего поведения: 22% издевались над роботом из любопытства, 35% делали это ради удовольствия, 17% действий вызваны примером других детей.
Как выяснилось, половина детей верила, что робот воспринимает их издевательское поведение. Это можно расценить как проявление эмпатии к роботу.
Авторы исследования делают вывод, что человекоподобие робота не всегда приводит к снижению уровня агрессии к нему. Наоборот, повышенная эмпатия людей может привести к повышению уровня агрессии, как в случае с детьми в супермаркете.
Недавний трагический случай с роботом-автостопщиком показал, что даже взрослые не всегда гуманно относятся к роботам-гуманоидам. Иногда наблюдаются случаи необъяснимой агрессии.
Например, доктор одного из госпиталей США говорит, что у них внедрили роботов-курьеров по разносу лекарств. К удивлению руководства, сотрудники низшего звена вместо гордости за свою передовую больницу начали саботировать роботов. Саботаж иногда включал в себя случаи прямой агрессии: пинки ногой, удары бейсбольной битой, рисование маркером на объективе камеры, пихание и удары кулаком. Однако по большей части саботаж состоял из пассивной агрессии: роботов запирали в подвале, сдвигали с планируемого маршрута, а чаще всего минимизировали их использование.
По мнению доктора, это своеобразное проявление неолуддизма. Рабочие считают, что роботы претендуют на их рабочие места. В них видят конкурентов. «Ирония в том, что сопротивление направлено не туда. Если технологии ответственны за потерю рабочих мест и растущее неравенство в организации общества, то нужно фокусироваться на сетевых компьютерах и программном обеспечении, — пишет он. — Робототехника даже не ошибка округления в этом уравнении. Но информационные технологии практически невидимы и инертны, а роботы появляются с очевидными намерениями в местах, где мы живем и работаем. Растущее количество исследований показывает, что у нас возникают сильные внутренние реакции на технологию с таким сочетанием качеств. Я видел также и светлую сторону этого в больницах: рабочие давали роботам имена, одевали их и говорили с ними. Дети ждали весь день, только чтобы пройтись рядом с ними по своему раковому корпусу. Один из сотрудников даже запек для робота булку с цуккини на Рождество».
Автор: alizar