Компания Freightliner, подразделение автоконцерна Daimler, представила в штате Невада первый коммерческий автономный грузовик, которому официально разрешено передвигаться по дорогам общего пользования в США. Грузовик назвали Inspiration Truck, и он находится на 3-м уровне по шкале Министерства транспорта США для автоматических автомобилей.
Местом для презентации стало известное сооружение «Дамба Гувера». Штат Невада был выбран для представления грузовика потому, что это был первый штат, принявший стандарты и правила для использования автономных средств передвижения на дорогах.
Шкала автоматизации Министерства транспорта США подразумевает четыре уровня автоматизации устройств:
0) Не автоматические. Водитель постоянно контролирует движение авто.
1) Функционально-автоматические. Некоторые функции, например электронный контроль устойчивости или помощь при торможении, находятся в ведении компьютера.
2) Комбинированные. По меньшей мере, две автоматических системы работают одновременно. Например, адаптивный круиз-контроль и система удерживания полосы движения.
3) Ограниченная система автоматического вождения. Водитель может передавать компьютеру полный контроль над передвижением автомобиля в определённых условиях. При этом ожидается, что он должен контролировать происходящее и в любой момент брать управление на себя, хотя время, за которое нужно перехватывать управление, должно быть приемлемо большим.
4) Полностью автоматический автомобиль. Средство передвижения способно самостоятельно совершить всю поездку. Находящийся в нём человек задаёт лишь конечную точку пути. Он не должен иметь возможности брать на себя контроль над управлением машиной.
В концерне Daimler надеются, что грузовик решит проблему усталости водителей-дальнобойщиков, которые часто вынуждены работать по изматывающему графику. По информации компании, 90% аварий с грузовиками происходят по вине водителей, и в 1 из 8 аварий ту или иную роль играет усталость дальнобойщика.
Третий уровень автоматизации означает, что в определённых условиях водитель полностью передаёт компьютеру управление. По такой же схеме работает, например, робомобиль от Google. При этом, по заявлению разработчиков, их грузовику не требуется никакая дополнительная инфраструктура для успешного передвижения по ДОП. Единственно, что они упоминают – желательное присутствие ясно различимых линий разметки.
Частый вопрос, возникающий в связи с работой робомобилей – кто несёт ответственность за аварию, если управление можно передать компьютеру? Доктор Вольфганг Бернхард, руководитель подразделения грузовиков в Daimler, отвечает на него так: ситуация мало чем отличается от пилотов авиарейсов. Несмотря на то, что большую часть времени самолёты летят на автопилоте, ответственность всё равно лежит на пилоте.
Бернхард упоминает о необходимости проводить дальнейшие проверки системы в разных погодных условиях – не только в солнечные дни, но и под дождём, в снег, в холодные дни и при заморозках. Но с этим придётся подождать – в штате Невада погодные условия не особенно разнообразны, а другие штаты будут, как ожидается, медленно и постепенно принимать правила и устанавливать разрешения для использования автономных средств передвижения.
Автор: SLY_G