Робот-трансформер
В пятницу на прошлой неделе компания Tokyo Electric Power (TEPCO) отправила робота-трансформера на разведку в 1-й энергоблок, пострадавший при катастрофе на АЭС Фукусима-1. Сегодня стало известно, что робот, судя по всему, застрял, и не может сдвинуться с места. Из 18 контрольных точек, из которых состояла его исследовательская миссия, он сумел пройти лишь 14.
Для исследования состояния станции TEPCO уже применяла несколько различных роботов, но это первый случай, когда робот отправился внутрь, в самое «ядерное пекло». И, к сожалению, на двух третях запланированного пути робот прекратил движение и не может двигаться дальше. Управляющие им специалисты в данный момент исследуют дальнейшие возможности. Такой вариант развития событий был предусмотрен – в распоряжении компании есть ещё один робот, которого можно отправить вслед за первым.
Реакторы станции представляют собой стальные контейнеры 48-метровой высоты. Каждый из них содержит в себе ещё один стальной контейнер, в котором в нормальном режиме находятся урановое топливо и вода. Для оценки текущего состояния топлива и энергоблока в целом, TEPCO отправляет роботов в опасную зону повреждённых реакторов. Эти данные помогут наилучшим образом спланировать предстоящий демонтаж станции, который, по некоторым оценкам, может занять несколько десятилетий и обойтись минимум в $17 миллиардов.
Исследовательский робот был изготовлен по специальному заказу компанией Hitachi-GE Nuclear Energy совместно с Международным исследовательским институтом декомиссии ядерных отходов (IRID). Он состоит из нескольких цилиндрических секций, соединённых шарнирно.
Общая длина робота – 60 см. Он может сгибаться и принимать L-образную и Z-образную формы для проникновения в труднодоступные места. Робот питается и контролируется через кабель, который он тащит за собой. Он оснащён видеокамерой, термометром, дозиметром и лазерным дальномером.
Изображение с камеры робота — видно густой пар
Катастрофа на АЭС Фукусима-1 произошла после сильных землетрясения и цунами 2011 года. Комиссия, расследовавшая катастрофу, установила, что её причиной стали ошибки персонала, вызванные неготовностью к такой аварии.
Но станция испытывала проблемы и до этого случая. В 1976 году были выявлены серьёзные недочёты проектирования. В 2002 году вскрылась фальсификация документов по проверке состояния охлаждающей системы – на самом деле необходимые проверки не проводились в течение 11 лет. В 2008 году управляющая компания проигнорировала рекомендации собственного департамента инженерной безопасности незамедлительно улучшить защиту системы от затопления морской водой.
Автор: SLY_G